- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Статья опубликована в журнале за "Март 2022"
Автор(ы) статьи: Савочкина А.А.
PDF файл статьиУДК 37.013 Савочкина Анастасия Александровна студентка 4 курса Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета в г. Ялта Россия, г. Ялта e-mail: nastena.savochkina.00@mail.ru Научный руководитель: Моцовкина Е.В. кандидат наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета в г. Ялта Россия, г. Ялта ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации социально-педагогического воспитания детей в условиях интернатного типа. Социально-психологический феномен сиротства оказывает неблагоприятное воздействие на процесс личностного становления детей. В статье рассматриваются особенности построения социального-педагогического воспитания подростков в условиях интернатного учреждения. В статье проанализированы социально-педагогические условия социализации детей в интернатных учреждениях. Предложенные социально-педагогические условия являются необходимыми для освоения социальных норм. Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, дети без попечения родителей, сиротство, дети-сироты, мероприятия. Savochkina Anastasia Aleksandrovna 4th year student Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University in Yalta Russia, Yalta Scientific adviser: Motsovkina E.V. candidate of sciences, associate professor Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University in Yalta Russia, Yalta ORGANIZATION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES IN BOARDING INSTITUTIONS 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article discusses the features of the organization of the socio- pedagogical education of children in a boarding school. The socio-psychological phenomenon of orphanhood has an adverse effect on the process of personal development of children. The article discusses the features of the construction of social and pedagogical education of adolescents in a boarding school. The article analyzes the socio-pedagogical conditions for the socialization of children in boarding schools. The proposed socio-pedagogical conditions are necessary for the development of social norms. Key words: socio-pedagogical activity, children without parental care, orphanhood, orphans, events. Актуальность исследования. На современном этапе в психолого- педагогических исследованиях образовательная среда интернатного учреждения рассматривается как один из важнейших факторов социализации подрастающего поколения. Проблемами социально-педагогической деятельности занимаются такие ученые как Ю.В. Василькова, И.С. Иванова, О.А. Карабанова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Н.М. Платонова и др. Проблема функционирования учреждений интернатного типа является средовые влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно- наследственные факторы, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме. Основные положения функционирования данных учреждений закреплены в следующих нормативно-правовых документах, таких как: 1. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ. 2. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48- ФЗ. 3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 2 4. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» Обязанности социально-педагогического работника: 1. Осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите, воспитанию, образованию и развитию в сфере ближайшего окружения: в школе, в семье, по месту жительства и т.д. 2. Участвует в создании и реализации региональных социально- педагогических программ. 3. Защищает права и интересы детей и молодежи. 4. Обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребенка, выступает их представителем в учреждении образования, различных инстанциях. 5. Организует учет детей и молодежи, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке, находятся в экспериментальных (условиях) ситуациях и принимает адекватные меры по оказанию им социально- педагогической помощи и поддержки. 6. Осуществляет работу по профилактике и предупреждению среди детей и молодежи правонарушений, преступлений, пьянства и наркомании. Изучение трудов В.В. Давыдова, В. К. Дьяченко, Н. В. Калининой, М. А. Мкртчяна, В.И. Слободчикова, В.И. Панова и др. позволило определить требования к образовательной среде, способствующей освоению социальных норм в условиях интернатного учреждения. Социально-педагогическая работа в интернатах требует комплексного психолого-педагогического и медицинского обследования детей, изучения индивидуальных особенностей и проблем отдельных воспитанников. Организационная функция социально-педагогической деятельности в интернатном учреждении может проявляться в нескольких аспектах. организация деятельности и взаимодействия специалистов различных категорий (социальных педагогов, врачей, психологов и др.) по реализации комплексных программ социального воспитания; 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru организация общественно значимой деятельности обучающихся по улучшению жилищных условий, организации отдыха и досуга, решению социально-педагогических задач воспитания и социальной адаптации; организация групповой работы во взаимодействии с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, юридическими и другими национальными учреждениями и организациями. Для социализации воспитанников интерната может быть создана следующая интернатная среда [12, c. 238]. сходство с домашней обстановкой; насыщенность сенсорных впечатлений. В групповой комнате предусмотрено пространство для различных видов детской деятельности с учетом возрастных особенностей детей и подростков и принципа создания предметно-развивающей среды. Вся мебель и оборудование в групповых и профессиональных залах представляет собой гармоничное сочетание цветов, стилей и материалов. Место группы оборудовано в соответствии с психологическими, воспитательными, эстетическими и гигиеническими требованиями. Деятельность социальных педагогов для детей находящихся в интернатном учреждении очень важна для каждого. Именно они являются поддержкой для ребенка. В практической деятельности социальные педагоги выполняют различные социальные роли: посредников, защитников, организаторов. Способность выполнять разнообразные роли определяет уровень профессиональной компетентности специалистов. Эти услуги очень важны в школах-интернатах, так как в них воспитываются дети, не имеющие социальной защиты и нуждающиеся в социально-правовой поддержке [3, c. 35]. Социальные педагоги в школах-интернатах начинают свою деятельность с выявления социокультурных контекстов, социальных и личных проблем детей и взрослых, затронутых их работой или последующим периодом. Выполняя эти диагностические функции, проводится исследование на уровне школы- интерната характера ребенка, социального положения семьи, социально- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 4 бытовых условий, ближайшего социального окружения. Ознакомиться с деятельностью учреждений и организаций, призванных решать смежные задачи. Деятельность социальных педагогов включает поддержку развития, воспитания, развития личности и профессионального роста детей, защиту прав и интересов, социальную интеграцию. К основным мероприятиям социально-педагогической деятельности можно отнести: учет и контроль состояния дел и подростков с девиантным поведением; тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие – помощь в устранении этих причин; индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться ребенку от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически; включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его; привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка; установление контакта с ребенком. Социально-педагогическая работа с детьми и подростками в детских домах связана с оказанием психолого-социально-педагогической помощи. Выделяют следующие формы воспитательной работы в интернате относятся [15, c. 53]: проведение диспутов, бесед; организация вечеров вопросов и ответов; проведение спортивных мероприятий, часы здоровья; проведение различных конкурсов, творческих часов; проведение экскурсий, прогулок 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru Нужно видеть свою личность через форму учебной деятельности, и на основе этого строить отношения со своими учениками, раскрывая их внутренний мир. С этой целью могут быть применены такие методы воспитательной работы, как убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения и активности. Рассмотрим общественно-воспитательную деятельность в детском доме. Работа социального педагога начинается с изучения особенностей личности и развития детей, изучения документов, осмотров и диалогов с учащимися. Социальный педагог узнает ребенка и выделяет проблемы, которые он должен решить. Перед поступлением в школу-интернат дети собирают информацию о своем физическом и психическом здоровье и условиях жизни, собирают информацию о родителях ребенка, следят за их успеваемостью и поддерживают их обучение. Следующей задачей социального педагога является разработка индивидуальной программы развития учащихся. То есть проанализировать документы и проблемы ребенка, найти выход из сложившейся ситуации и представить, каким был бы выпускник детского дома, то, что происходит сейчас, должно быть дано. Успешно осваивать социальную роль в системе социальных отношений учащегося через социальную адаптацию, ведение домашнего хозяйства, самообслуживание, формирование и развитие трудовых навыков и умений. При работе с детьми-сиротами необходимо выявлять их особенности и поэтому подбирать конкретные направленные игры и упражнения, направленные на развитие общественно полезных качеств и снижение интенсивности негативных поведенческих реакций. При этом занятия должны быть запланированы регулярно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, так как не во все игры можно играть с детьми этой категории. Главное, при всем этом не потерять доверие детей. Рассмотрим тематику мероприятий социально-педагогической деятельности [5, c. 39]: 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 1. Развитие невербального общения, умение распознавать и учитывать эмоциональное состояние окружающих. Мимика и пантомимы включают игровые упражнения и игры, связанные с выражением эмоциональных состояний, поведения, развитием инициативы. 2. Активизация языковой деятельности в процессе общения и взаимодействия с окружающими. К ним относятся игры, которые улучшают словарный запас детей, их способность выражать себя, а также их способность получать информацию и общаться. 3. Развитие спонтанного интереса, наблюдательности. Сюда входят игры для развития произвольного внимания, умение отдавать команды взрослым в играх, наблюдение за поведением окружающих. 4. Сотрудничество, координация действий всех участников процесса. Сюда входят игры, предполагающие командную работу, умение согласовывать свои действия с действиями других, умение идти на компромисс, умение договариваться и работать в команде. 5. Применение своих коммуникативных навыков в различных видах деятельности. Это включает в себя моделирование проблем и игровых ситуаций, возникающих в результате различных ролей дошкольников. Правила проведения занятий: 1) Условием эффективности занятия является добровольное участие детей в занятии. 2) Уроки не должны утомлять детей, поэтому, если дети устали, они должны закончить урок. Каждый урок должен заканчиваться приятным, интересным и позитивным содержанием. 3) На первый план выходят моменты соперничества, критики и стремления к лучшему, но необходимо создать обстановку принятия и понимания, которая будет у ребенка эмоционально. 4) Следует заранее обговорить, что любой из детей может отказаться от выполнения следующих заданий в любое время, не мешая другим. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 7 Большую роль в процессе роста играет развитие и воспитание личности подрастающего человека, которое обычно происходит на ранних этапах развития ребенка. Однако при определенных обстоятельствах дети могут не получать внимания и образования, в которых они нуждаются, в важные моменты, например, в детстве [11, c. 5]. Дети-сироты, окончившие детские дома и школы-интернаты, часто чувствуют себя неполноценными, потому что у них нет понятия опоры на собственные силы по мере взросления. Организаторская функция социального педагога интернатного учреждения может быть представлена в нескольких аспектах: организация деятельности и взаимодействия специалистов различных категорий (социальных педагогов, врачей, психологов и др.) по реализации комплексных программ социального воспитания; организация общественно значимой деятельности обучающихся по улучшению жилищных условий, организации отдыха и досуга, решению социально-педагогических задач воспитания и социальной адаптации; организация групповой работы во взаимодействии с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, юридическими и другими национальными учреждениями и организациями. Развивающая работа с детьми не только позволяет развивать у них коммуникативные навыки, но и помогает детям проявлять больше инициативы, активности и чуткости в совместной деятельности со сверстниками. Нередко социально-педагогическая работа в интернатах требует комплексного психолого-педагогического и медицинского обследования детей, изучения индивидуальных особенностей и проблем отдельных воспитанников. В результате определяется социальный заказ и формируется поле деятельности социальных педагогов. В этом случае с помощью педагога требуется предсказание (прогностическая функция) вероятности изменения той или иной ситуации. По заданному прогнозу формируется задача и определяются методы и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 8 средства ее достижения. Все социально-педагогические методы можно объединить в три группы: 1. Методы формирования самосознания у детей. Это включает в себя рассказывание историй, диалоги, работу с книгами, иллюстрацию и т.д. 2. Методы организации познавательной, практической деятельности: задачи, задания, движения, тренировки. Также в социальной практике, широко используется метод моделирования учебных ситуаций. Для детей создаются условия, когда они сталкиваются с необходимостью выбора конкретного решения из нескольких возможных вариантов. 3. Методы стимулирования мотивации и активности детей: поощрять, соревноваться, наказывать, критиковать. Итак, подводя итог выше сказанному, можем сделать вывод, что мероприятия социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей - это комплекс мероприятий, разработанный специалистами, направленный на овладение ребенком социальными нормами, эмоциональное развитие ребенка, формирование фундаментальных ценностей человека в межличностных отношениях и т.д. Правильное применение мероприятий социально-педагогической деятельности в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволило изменить к лучшему положение детей-сирот, преодолеть негативные отклонения в его социальном функционировании. Список литературы: 1. Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.; Тула, 1993. Т. 1/2. 405 с. 2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.: Просвещение, 1993. 267с. 3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: ACADEMIA, 2001. 158 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 9 4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 400 с. 5. Иванова И.С. Ставринова Н.Н. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 7-2. С. 39-48. 6. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. М.: Просвещение, 2010. 96 с. 7. Шипицына Л.М., Казакова Е.И., Витковская А.М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. 106 с. 8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с. 9. Любова Т. Роль социального педагога в социальной адаптации трудных подростков и детей-сирот. // Социальная педагогика в России. 2009. № 1. С. 65-68. 10. Психологические аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей: материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. В. В. Константинов, Д. М. Каденков. Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2010. 200 с. 11. Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С. 2-8. 12. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы. М.: Академия, 2016. 400 с. 13. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2016. 187 с. 14. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. 575 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 10 15. Шептенко К.А., Воронина В.П. Методика и технология работы социального педагога. М.: Просвещение, 2001. 204 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 11