- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
Статья опубликована в журнале за "Март 2022"
Автор(ы) статьи: Бывшева Т.А.
PDF файл статьиУДК 342.413 Бывшева Татьяна Андреевна юридический факультет Cреднерусский институт управления – филиал РАНХиГС Россия, г. Орёл e-mail: e.evseeva@inbox.ru Научный руководитель: Гусева Татьяна Алексеевна доктор юридических наук, доцент Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС Россия, г. Орёл РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН Аннотация: В статье рассматриваются значение и место правозащитной функции прокуратуры, определяется главная цель прокурорского надзора, роль в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, интересов государства и общества. Ключевые слова: прокуратура, прокурор, правозащитные функции, полномочия, защита, надзор. Byvsheva Tatyana Andreevna Faculty of Law Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA Russia, Orel Scientific adviser: Guseva Tatyana Alekseevna Doctor of Law, Associate Professor Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA Russia, Orel THE ROLE OF THE PROSECUTION IN THE FIELD OF PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS Abstract: The article discusses the importance and place of the human rights function of the prosecutor's office, determines the main goal of prosecutorial supervision, the role in the system of ensuring the rights and freedoms of man and citizen, the interests of the state and society. Key words: prosecutor's office, prosecutor, human rights functions, powers, protection, supervision. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru В настоящее время проблемы защиты прав и свобод человека приобрели особую значимость, так как права и свободы и их гарантированность определяют сферу свободы личности, параметры взаимоотношений человека и государства. Органам прокуратуры отведена особая роль в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, интересов государства и общества. Конституция Российской Федерация провозглашает, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Их обеспечение и защита является обязанностью и важнейшей функцией правового государства. С момента учреждения и по настоящее время органы прокуратуры играют важную роль в сфере защиты прав и свобод граждан, доказывая на протяжении нескольких столетий, свою правовую и общественную значимость. Выполняя правозащитные функции, прокуратура Российской Федерации (далее – РФ) в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» (далее - Закон) осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан органами исполнительной власти, представительными органами, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания [1]. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами, независимо от федеральных органов государственной власти, государственной власти субъектов РФ. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям действующего законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной охраняемой законом тайне. Вся деятельность органов прокуратуры направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина. И, по мнению Н.В. Мельникова, «нет необходимости отдельно выделять функцию по защите прав и свобод граждан. Например, надзор за исполнением законов, надзор за органами, осуществляющими дознание, оперативно-розыскную деятельность, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 3 предварительное следствие, направлены именно на защиту прав и свобод граждан» [2]. В Российской Федерации прокуратура создана как надзорный и контрольный орган государственной власти с особым статусом. Как считает С.Н. Решетников, «участие прокуроров в рассмотрении дел ... осуществляется в соответствии с процессуальным законодательством, из которого усматривается роль прокурора как стража законности, но никак не судьи». Деятельность прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан зависит от наличия в конкретном деле нарушенного интереса личности [3]. В соответствии со ст. 10 Закона одним из основных полномочий органов прокуратуры является разрешение жалоб, заявлений о нарушении законов. Прокурор при получении обращений граждан, содержащих сведения о нарушении норм права принимает меры по привлечению виновных в совершении правонарушения к ответственности. При этом органы прокуратуры не подменяют собой иные государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав и свобод гражданина, не вмешиваются в хозяйственную деятельность организаций (ст.ст. 21, 26 Закона). Вмешательство прокуратуры может быть компенсаторным, когда возможности других органов исчерпаны или недостаточны, либо принятые решения не соответствуют закону, либо в силу объективных особенностей переходного периода, когда в виду упразднения или переориентации прежних государственных структур, контроль за исполнением законов не обеспечен надлежащим образом [4]. Прокуратура не входит в состав ни одной из ветвей власти. Но вместе с тем, функции контроля и надзора органов прокуратуры распространяются на органы и должностных лиц любой из ветвей власти. Нельзя не сказать о том, что деятельность такого специального государственного органа надзора, как прокуратура, в отличие от контролирующих органов, имеет свои собственные задачи и цели. Прокурорский 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru надзор в известном смысле является универсальным. Объектом его надзорной деятельности являются любые сферы правовых отношений. Главная цель прокурорского надзора - обеспечение надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, прав и свобод граждан, охраняемых законных интересов общества и государства. Именно по этой причине многие правоведы предлагают дать новое имя прокурорскому надзору, а именно «высший надзор» [5]. Даже А.Ф. Ефремова в своих работах упоминает, что «среди видов государственного надзора особо следует выделить прокурорский надзор как самый эффективный вид надзора» [6]. В соответствии с законом, прокурор, осуществляя свои функции, проверяет и рассматривает заявления, сообщения о нарушении прав и свобод граждан, разъясняет порядок защиты прав, принимает меры по привлечению к ответственности лиц нарушивших закон, возбуждает производство об административном правонарушении в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер правонарушения. При нарушении прав и свобод граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту не могут лично отстаивать свои права и свободы, или правонарушение имеет особый резонанс в обществе, прокурор предъявляет и поддерживает иск в интересах пострадавших. В центре прокурорского надзора была и остается правозащитная деятельность. Основные усилия органов прокуратуры направлены на защиту прав и свобод граждан в тех сферах, где наши граждане чувствуют себя слабозащищенными. Это защита и восстановление нарушенных прав людей с ограниченными возможностями, обеспечение конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, надзор за исполнением пенсионного законодательства и др. Действенность защиты прав и свобод граждан зависит от взаимодействия органов прокуратуры и других государственных структур, например таких, как Уполномоченный по правам человека. Органы прокуратуры имеют достаточную оснащенность, многочисленный штат квалифицированных работников, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 5 способных эффективно выявлять, пресекать и принимать меры воздействия на правонарушителей. Однако, если органы прокуратуры изучают правовой казус с точки зрения требования закона, то Уполномоченный по правам человека - с точки зрения целесообразности и соблюдения морально этических норм. Осуществляя взаимодействие с Уполномоченным по правам человека, прокуратура получает дополнительные возможности в достижении целей, закрепленных в Законе о прокуратуре направленных на защиту прав и свобод граждан. Такое взаимодействие способствует оперативному выявлению правонарушений, предупреждению и пресечению антиобщественных действий, антиобщественного поведения, повышению осведомленности граждан о правозащитной деятельности органов прокуратуры и Уполномоченного. Анализ приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» позволяет выделить основные задачи прокурорского надзора: - своевременное выявление и принятие мер прокурорского реагирования, направленных на устранение нарушений законов, прав и свобод граждан; - обеспечение надзора за исполнением законов и соблюдением прав человека и гражданина органами государственной власти РФ и субъектов, органами местного самоуправления и их должностными лицами; - выявление правовых актов, противоречащих Конституции и законодательству в сфере реализации прав и свобод граждан [7]. Прокуратура осуществляет надзор за законностью правовых актов, следовательно, можно сделать вывод, что в прокурорском надзоре содержатся признаки конституционного надзора, т.к. прокуратура наделена правомочиями по опротестованию. Особое внимание органами прокуратуры уделяется работе с обращениями граждан. Из года в год наблюдается тенденция к увеличению количества обращений граждан. Количество обращений в адрес органов прокуратуры в 2020 году составило почти 5 млн., из которых 2 млн. разрешены непосредственно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 6 прокурорами. Свыше 40% обращений были направлены для дальнейшего разрешения в другие органы и ведомства. Чаще других находились на рассмотрении прокуроров и в дальнейшем подтвержденные доводы заявителей о нарушении трудовых прав – 40,3%, в сфере безопасности дорожного движения – 39,8%, прав несовершеннолетних – 32%, предпринимателей – 26,3%. На наш взгляд, это связано с повышением правовой культуры граждан, информированности граждан о возможности защиты и реализации прав, а также организации прямых каналов связи с населением, таких как «телефон доверия», «интернет-приемные», «горячие телефонные линии». Анализируя приказ Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 г. № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры РФ», можно сделать вывод о том, что действие указанного нормативного акта распространяется на обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. В этой связи возникает необходимость внесения изменений в название Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», определив его как Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений в Российской Федерации», поскольку действующее название сужает круг субъектов заявителей до лиц, состоящих в гражданстве Российской Федерации, ущемляя тем самым, право на обращение иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ. По мере изменения условий социальной действительности, формирования новых установок правового поля, упрочения законности, повышения правовой культуры должны вноситься необходимые коррективы в деятельность прокуратуры. Не исключается даже возможность создания нового самостоятельного органа, который возьмет на себя выполнение обязанностей, реализуемых ныне в рамках надзорной деятельности прокуратуры. Для этого, естественно, должны наступить соответствующие условия. Пока они не наступили, функция надзора за исполнением законов должна принадлежать Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 7 Список литературы: прокуратуре. Недаром еще император России Петр I назвал созданный при нем государственный орган - прокуратуру «Оком государевым». Замены прокуратуре по части выполнения надзорных полномочий в защиту прав граждан в настоящее время нет. Таким образом, необходимо констатировать тот факт, что правозащитная функция органов прокуратуры присутствует при осуществлении любого вида деятельности прокуратуры Российской Федерации, а защита прав и свобод человека и гражданина является задачей любой отрасли прокурорского надзора. 1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Мельников Н.В. Прокуратура и ее роль в обеспечении конституционных прав и свобод граждан: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Ростов н/Д., 2001. 45 с. 3. Решетников С.Н. О некоторых конституционно-правовых проблемах функционирования прокуратуры Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 4. С. 119-121. 4. Роль органов прокуратуры в сфере защиты прав и свобод граждан. Прокуратура Воронежской области // Омбудсмен. 2013. № 1. С. 49. 5. Беляев В.П. Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к вопросу о разграничении понятий // Право и политика. 2014. № 2 (170). С. 245- 251. 6. Ефремов А.Ф. Проблемы совершенствования контроля и надзора за соблюдением законов // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 4. С. 49. 7. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 31.08.2021) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 9