- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА ПРИ ВЫПЛАТЕ ПОСОБИЯ НА РЕБЕНКА ИЗ МАЛОИМУЩЕЙ СЕМЬИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2019"
Автор(ы) статьи: Крамер А.В., Мазуренко Н.С.
PDF файл статьиУДК 364 Крамер Анастасия Вячеславовна, студентка 4 курса, факультет подготовки специалистов судебной системы (юридический факультет) Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия Россия, г. Томск e-mail: natalja.mazurenko@rambler.ru Мазуренко Наталья Сергеевна, студентка 4 курса, факультет подготовки специалистов судебной системы (юридический факультет) Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия Россия, г. Томск Научный руководитель: Назметдинов Р.Р. кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия Россия, г. Томск ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА ПРИ ВЫПЛАТЕ ПОСОБИЯ НА РЕБЕНКА ИЗ МАЛОИМУЩЕЙ СЕМЬИ Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с различными размерами ежемесячных пособий на ребенка из малообеспеченной семьи в зависимости от субъекта Российской Федерации и противоречии этого конституционному принципу равенства прав граждан независимо от их места жительства. Автор приходит к выводу о том, что данная ситуация требует закрепления на федеральном уровне единого порядка выплаты пособия и его минимального размера. Ключевые слова: пособие на ребенка, малообеспеченность, социальное неравенство, социальная защита, равенство прав. Kramer Anastasia Vyacheslavovna, 4th year student, Faculty of Training of the Judicial System (Faculty of Law) West Siberian Branch of the Russian State University of Justice Russia, Tomsk Mazurenko Natalya Sergeevna, 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 4th year student, Faculty of Training of the Judicial System (Faculty of Law) West Siberian Branch of the Russian State University of Justice Russia, Tomsk Scientific adviser: Nazmetdinov R.R. Candidate of legal sciences, associate professor, Department of State Law Disciplines West Siberian Branch of the Russian State University of Justice Russia, Tomsk PROBLEMS OF SOCIAL INEQUALITY WHEN PAYING ALLOWANCE FOR A CHILD FROM A POOR FAMILY Abstract: This article deals with issues related to the different amounts of monthly allowances for a child from a low-income family depending on the subject of the Russian Federation and the contradiction of this constitutional principle with the equal rights of citizens regardless of their place of residence. The author concludes that this situation requires consolidation at the federal level of a unified procedure for paying benefits and its minimum amount. Key words: child support, poverty, social inequality, social protection, equality of rights. Обеспечение достойного уровня жизни населения и его финансовой стабильности является одной из важнейших задач государства. Оно всегда стремится к достижению в обществе социальной справедливости и снижению социального неравенства. Проблема малообеспеченности всегда была актуальна для России и не может не привлекать к себе внимание. Главными показателями малообеспеченности являются – доход ниже прожиточного минимума. На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается увеличение числа граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите и помощи со стороны государства, к ним относятся малоимущие, многодетные и неполные семьи. По данным Федеральной службы государственной статистики Росстат во втором квартале 2019 года доходами ниже прожиточного минимума располагало 18,6 млн. человек, или 12,7% населения России. Также немалый процент населения имеет доход, близкий к уровню прожиточного минимума [1]. В первую очередь, малообеспеченность касается такого института, как семья, так как более 40 % малообеспеченных граждан – это семьи. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 2 Рассмотрим один из объектов социальной защиты - граждан, имеющих детей. Отсутствие специального федерального закона, который бы устанавливал минимальный уровень средств социальной защиты и помощи семьям с детьми и многодетным семьям, гарантируемые государством, а также отнесение этого вопроса к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, создает ситуацию, при которой право гражданина на социальную защиту находится в зависимости от его места жительства, что противоречит принципу равенства прав граждан независимо от их места жительства, предусмотренного Конституцией Российской Федерации. Так в Федеральном законе от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» в статье 16 установлено, что «размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации» [2]. При обеспечении детей в отдельных регионах данным пособием, выявляется проблема, которая основана на установлении различных условий, размера, порядка назначения, выплаты и индексации пособия. Например, в различных субъектах РФ размер пособия меняется в зависимости от имеющихся бюджетных средств и установленных соответствующими региональными правовыми актами условий назначения и выплаты пособия. Это провоцирует развитие социального неравенства населения. Так, в статье 7 Закона Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» установлено ежемесячное пособие на ребенка, размер которого определяется в зависимости от возраста ребенка, категории семьи, в которой он воспитывается и составляет в среднем 2 700 рублей в месяц. К примеру, на детей: до полутора лет - 2228 рублей; от полутора до трех лет - 4248 рублей; от трех до семи лет - 1115 рублей; от семи и старше - 558 рублей. Размер пособия на ребенка подлежит ежегодной индексации [3]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 3 А Законом Томской области от 08.06.2005 N 88-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» в статье 5 установлено ежемесячное пособие на ребенка, размер которого также определяется в зависимости от возраста ребенка, категории семьи, в которой он воспитывается и составляет в среднем 200 рублей в месяц. К примеру, на детей до трех лет – 302 рубля (с учетом районного коэффициента 30 % в Томске); на детей от трех до 16 (18) лет – 126 рублей (с учетом районного коэффициента 30 % в Томске) [4]. Проанализировав приведенные данные, мы наблюдаем уменьшение размера пособия с учетом взросления ребенка: чем старше ребенок, тем меньше пособие, что, по нашему мнению, является необоснованным, так как с взрослением ребенка не уменьшаются расходы на его содержание. Также просматривается значительная разница в размерах пособий в разных регионах, что показывает, как может варьироваться уровень регионального социального обеспечения граждан. Вместе с тем согласно статье 19 Конституции Российской Федерации: «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [5]. По этой причине необходимо закрепить на федеральном уровне минимальный размер ежемесячного пособия на ребенка из малоимущей семьи и установить единые организационно-методические основы по определению порядка и условий его назначения, выплаты и индексации, чтобы материальное обеспечение было на достойном уровне во всех субъектах страны и не происходило ущемление конституционных прав граждан. Решение этой задачи в области государственной финансовой и социальной поддержки института семьи позволит сгладить существующие на сегодняшний день в данной сфере кризисные явления. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru Список литературы: 1. Данные Федеральной службы государственной статистики Росстат во втором квартале 2019 года. [Электронный ресурс]: // URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/news-270819.htm (дата обращения: 17.12.2019 г.) 2. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Закон Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (ред. от 19.07.2019) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Закон Томской области от 08.06.2005 г. № 88-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» (ред. от 22.12.2010) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 5