- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2022"
Автор(ы) статьи: Кудрявцева С.А.
PDF файл статьиУДК 37.04-053 Кудрявцева Светлана Андреевна учитель английского языка Шерловогорская средняя общеобразовательная школа № 47, Россия, пгт. Шерловая Гора e-mail: svetlana_popova.2610@mail.ru ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Аннотация: В статье рассматриваются возрастные характеристики учащихся старших классов. Описана главная особенность сознания и мышления. В статье уделяется внимание влиянию психофизических нагрузок на развитие общеучебных умений и навыков. Рассматриваемая тема будет интересна педагогам, психологам и родителям для поддержания качества образования, оказании помощи учащимся данной возрастной группы. Ключевые слова: старшеклассник, системно-смысловое сознание, абстрактное мышление, становление личности. Kudryavtseva Svetlana Andreevna English teacher Sherlovogorskaya secondary school No. 47, Russia, Sherlovaya Gora AGE CHARACTERISTICS OF HIGH SCHOOL STUDENTS Abstract: The article deals with the age characteristics of high school students. The main feature of consciousness and thinking is described. The article pays attention to the influence of psychophysical loads on the development of general academic skills and abilities. The topic will be interesting for teachers, psychologists and parents to maintain the quality of education, providing assistance to students of this age group. Key words: high school student, system-semantic consciousness, abstract thinking, personality formation. Различия в приобретении знаний, навыков и умений связаны с возрастными особенностями психофизиологического, психического характера личности. Разные авторы по-разному классифицируют возрастную периодизацию. Старший школьный возраст (юношеский) принято условно обозначать с 15 до 18 лет. При этом необходимо учитывать еще и характеристику социума. В этом периоде завершается физическое становление личности. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. В этом возрасте происходит самосознание, активное осмысление будущего, пора поисков, надежд и мечтаний [1, с. 118]. Если сравнить детей, родившихся 10-20 лет назад, и современных детей, с уверенностью можно сказать, что разница в развитии (от физического до психического) огромная. Современные дети любого возраста – это дети информационного века, информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному. Главная их особенность в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным [2, с. 21]. Тем не менее, учебная деятельность остается одной из ведущих для старшеклассников, к которой они относятся более осознано. Увеличивается потребность в приобретении знаний. Старшеклассники умеют объяснять многие факты действительности. В этот период для одних становится характерным одинаковый интерес ко всем предметам, другие же увлекаются чем-то одним. Разное отношение к образовательному процессу обуславливается разными мотивами. Учащиеся, которые выдвигают на первое место определенные науки, объясняют это близостью окончания школы и необходимость профессиональной самореализации (дальнейшее образование или работа). Старший школьник сознательно ставит цель и пути ее достижения. Это и углубление знаний в определенной области, и стремление к самообразованию. Это также связано с развитием нервной системы, обусловливающей ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно- следственные связи изучаемых предметов и явлений [3, с. 70]. Старшеклассники понимают, что фактический материал – это лишь теоретическая база для дальнейшего размышления. Преобладает аналитическая Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 2 деятельность. Они больше стремятся к сравнениям и гипотетическим основам. Стараются найти противоречия и количественно-качественные изменения. И все это происходит в процессе обучения. Если не уделить должное внимание мыслительным способностям, старшеклассники останутся на уровне механического запоминания материала. Выбор дальнейшего профессионального становления обуславливает предпочтение учебных интересов, изменение отношения к образованию. Старшеклассники пытаются понять окружающее и себя, найти смысл и объяснение происходящего. Больше уделяется внимание теоретическим основам различных учебных дисциплин. Для учителя важно, чтобы учащиеся умели систематизировать знания из разных областей и устанавливать межпредметные связи. При правильном подходе складывается научное мировоззрение, логика. Мыслительные акты становятся более четкими. Учащийся старшего школьного возраста не просто стремится разобраться в представлении какого-либо явления, но составляет определенное мнение по этому поводу, устанавливает истину. У старшеклассников также происходит физическое созревание. А это готовность к физическим и умственным нагрузкам. Все это оказывает влияние на развитие общеучебных навыков и умений, а также на всю личность в целом. Формируется самооценка (адекватная или нет), уверенность или неуверенность в своих силах, позитивное отношение к миру или, наоборот, отстраненность и пессимизм. Также учащиеся в этом возрасте интересуются нравственной стороной жизни. Импульсивность постепенно сменяется сдержанностью. Укрепляется эмоциональная составляющая по отношению к взрослым, товарищам, понятию дружба. Предъявляются высокие требования к себе, к окружающим, разграничиваются понятия верность, искренность, преданность. Обостряется социальная направленность и гражданское становление личности. Растет потребность в общения. Высокие предъявления к себе и окружающим свидетельствуют о стремлении к самовоспитанию. Повышена самокритика, что Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 3 способствует объективному восприятию своего поведения в социуме и вне его. Взрослые должны отслеживать эти процессы, так как любое обстоятельство может оставить непоправимый след в психическом развитии учащегося. В старшем школьном возрасте учащиеся должны быть знакомы с такими понятиями как выдержка, самоконтроль, самовнушение, самообязательство и самообладание. В этом возрасте старшеклассники овладевают языком своего тела, то есть контролируют движения, жесты и речь. Активность умственной деятельности в этом период очень высока. Старшеклассники все больше пытаются найти и объяснить причинно- следственные связи. Вырабатывается собственная точка зрения на основе умозаключений и сравнений с окружающей действительностью. Самостоятельность мышления определяется за счет напряжения мысли, сделанных выводов собственным трудом. Совершенствуется умение комплексной оценки людей. В старшем школьном возрасте учащиеся развиваются ускоренными темпами. На это влияют характерные изменения в деятельности, общении, классе. Моральные понятия, оценки, убеждения находят свою определенную форму. Связь с взрослением крепнет. Появляется потребность самовыражения, самоутверждения в обществе. Поиск себя и привлечение внимания могут выражаться в яркой внешности и экстравагантном поведении. Очень многие учащиеся старшего школьного возраста проявляют интерес к предметам естественного цикла. Сказывается научно-технический прогресс, компьютеризация и информатизация общества и всех сфер жизни. В связи с этим, все меньше внимания уделяется гуманитарным наукам. Социальный заказ общества, и государства в целом, требует от образовательной организации разностороннюю сформированную личность. Поэтому, для повышения качества образования, для поддержания интереса, учителя прибегают к новым методам преподавания предметов как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Формирование мыслительных способностей, желание к теоретическому обобщению и анализу и стремление проявить себя побуждают Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 4 старшеклассников оформлять свои мысли и опыт в материальные формы. Это и записи, и участие в различных конкурсах, и проекты в том числе, и так далее. Для учителей, как руководителей и наставников, важно учитывать это при планировании учебно-воспитательной работы. Необходимо помогать учащимся грамотно оформлять свои мысли, научить их работать с различными справочными материалами, подробно останавливаться на незнакомых научных терминах, иностранных словах. Список литературы: 1. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 576 с. 2. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: Теория и практика решения профессиональных педагогических задач. Часть 1. Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2013. 160 с. 3. Харламов И.Ф. Педагогика.: М.: Гардарики, 2014. 520 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 5