- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2022"
Автор(ы) статьи: Хомутский Д.И.
PDF файл статьиУДК 4414 Хомутский Дмитрий Игоревич студент 3 курса магистратуры, факультет государственного управления и права, Российская академия народного хозяйства при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Красногорск e-mail: homutc@yandex.ru ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНО- СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ Аннотация: Деятельность контрольно-счетных органов на всех уровнях финансовой системы играет важную роль в социально-экономическом развитии всего государства и отдельных его субъектов. В конечном итоге результативность работы органов финансового контроля оказывает влияние также на жизнь самих граждан страны. В настоящее время деятельность контрольно-счетных органов в значительной степени регламентирована действующим законодательством, в котором довольно подробно разобраны состав и структура, принципы деятельности, полномочия органов финансового контроля и прочие аспекты их работы. Фундаментальные основы деятельности контрольно-счетных органов заложены в их правовом статусе, чем обусловлена актуальность рассматриваемой в статье темы. В данной статье будут рассмотрены положения действующего законодательства, касающиеся правового статуса муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации. Ключевые слова: контрольно-счетные органы, Федеральный закон № 6- ФЗ, местное самоуправление, финансовый контроль, правовой статус. Khomutskiy Dmitri Igorevich 3rd year master student, faculty of public administration and law, Russian Academy of National Economy under the President of the Russian Federation, Russia, Krasnogorsk LEGAL STATUS OF MUNICIPAL CONTROL AND ACCOUNTING AGENCIES OF RUSSIA Abstract: The activities of control and accounting agencies at every levels of the financial system play an important role in the socio-economic development of the entire 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru state and its individual subjects. Ultimately, the effectiveness of the work of financial control agencies also affects the lives of the citizens of the country themselves. Currently, the activities of control and accounting agencies are largely regulated by the current legislation, in which the composition and structure, principles of activity, powers of financial control agencies and other aspects of their work are analyzed in some detail. The fundamental foundations of the activities of control and accounting agencies are laid in their legal status, which determines the relevance of the topic considered in the article. This article will consider the provisions of the current legislation concerning the legal status of municipal control and accounting agencies of the Russian Federation. Key words: control and accounting agencies, Federal Law No. 6-FL, local self- government, financial control, legal status. Правовое регулирование организации и деятельности муниципальных органов финансового контроля основано на Конституции Российской Федерации. Статус контрольно-счетных органов определяется положениями ст. 3 Федерального закона 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [1]. Контрольно-счетный орган муниципального образования формируется представительным органом муниципального образования и входит в состав местных органов власти, при этом, исходя из положений статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], является по сути факультативным. В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования, вместе с тем формулировка, используемая в законе, не обязывает это делать. В настоящее время далеко не во всех муниципальных образованиях Российской Федерации есть местные контрольно-счетные органы, во многом это связано с тем, что в соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ представительные органы муниципальных образований наделены правом Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 2 передавать полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетным органам муниципальных образований другого уровня или субъектов Российской Федерации, и, соответственно, часто пользуются данным правом, не создавая собственные органы финансового контроля. Наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно- счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом Представительного органа муниципального образования по представлению органа финансового контроля в соответствии с федеральным законодательством. Вместе с тем, по представлению контрольно-счетного органа в дальнейшем в документы, определяющие основные аспекты деятельности последнего, могут вноситься изменения. Контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетен представительному органу муниципального образования, но, вместе с тем, обладает организационной и функциональной независимостью. Обладая организационной независимостью, контрольно-счетный орган может самостоятельно формировать свою структуру и штат сотрудников, устанавливать штатное расписание. Функциональная независимость, соответственно, позволяет органу финансового контроля планировать свою деятельность, определять объекты контроля, разрабатывать и утверждать стандарты внешнего финансового контроля и другие документы самостоятельно – осуществлять свою деятельность без постороннего вмешательства. Также органы муниципального финансового контроля вправе учреждать собственные ведомственные награды и знаки отличия, составлять и утверждать положения об этих наградах и знаках, включая их описание, а также порядок и случаи награждения сотрудников. Вместе с тем деятельность контрольно-счетных органов финансируется по отдельной строке местного бюджета, выделенными средствами органы контроля Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 3 распоряжаются самостоятельно. Исходя из этого, можно сказать, что контрольно-счетные органы муниципальных образований обладают также финансовой независимостью. Вступление в силу Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [3] и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнительно укрепило автономность органов финансового контроля муниципальных образований, имеющих статус муниципального района, муниципального округа, городского округа или городского округа с внутригородским делением, наделив их правами юридического лица. В остальных случаях наделение контрольно-счетных органов правами юридического лица осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования. В целом отсутствие у контрольно-счетного органа прав юридического лица не мешает деятельности и выполнению поставленных задач. В то же время их наличие в определенной степени укрепляет независимость органа, в частности, позволяя ему самостоятельно осуществлять финансово- хозяйственную деятельность, выступать в суде от собственного имени, осуществлять бюджетные полномочия и полномочия заказчика для муниципальных нужд, что, в конечном счете, может положительно сказаться на качестве работы. Независимость контрольно-счетных органов прослеживается также в том, что их деятельность не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа. Контрольно-счетный орган муниципального образования имеет гербовую печать и собственные бланки с наименованием и с изображением герба муниципального образования. Статьей 3 Федерального закона № 6-ФЗ регламентированы основы Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 4 функционирования органов муниципального финансового контроля, месте с тем, положения об указанных органах, утвержденные представительными органами самоуправления нередко могут содержать также дополнительную информацию в части статуса контрольно-счетного органа. Так, например, Положениями о Контрольно-счетной палате городского округа Красногорск [4], городского округа Мытищи Московской области [6], города Грозного [5] отмечено, что местные контрольно-счетные органы обладают правом правотворческой инициативы по вопросам своей деятельности. В положении о контрольно-счетной палате муниципального образования Кондинский район [7] закреплено право органа осуществлять полномочия контрольно-счетных органов поселений по реализации внешнего финансового контроля в случае заключения соответствующего соглашения. Анализ положений о контрольно-счетных органах прочих муниципальных образований показал, что почти во всех случаях, статьи, устанавливающие статус органов финансового контроля, содержат информацию о сокращенном наименовании органа, его юридическом и почтовом адресе. Таким образом положениями действующего Федерального закона № 6-ФЗ регламентированы фундаментальные основы организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований. Данных положений достаточно для организации работы указанных органов, при этом, в законодательство также можно было бы внести некоторые корректировки, например, в части наделения контрольно-счетных органов правами юридических лиц или регламентации случаев передачи органами местного самоуправления прав на осуществление внешнего муниципального финансового контроля. Список литературы: 1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Справочно-правовая система 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru «Консультант-Плюс». 2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно- правовая система «Консультант-Плюс». 3. Федеральный закон № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Решение Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 19.01.2017 № 22/2 (ред. от 26.08.2021) «Об утверждении Положения о контрольно-счетной палате городского округа Красногорск Московской области» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5. Решение Грозненской городской Думы от 30.12.2021 № 44 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате города Грозного» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 6. Решение Совета депутатов городского округа Мытищи МО от 16.12.2021 № 34/8 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате городского округа Мытищи Московской области в новой редакции и признании утратившими силу решений Совета депутатов городского округа Мытищи от 18.02.2016 № 2/6 и от 17.12.2020 № 20/4». [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.mytyshi.ru (дата обращения: 15.02.2022 г.). 7. Решение Думы Кондинского района от 17.12.2021 № 862 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате Кондинского района» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: www.admkonda.ru (дата обращения: 15.02.2022 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 6