- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2022"
Автор(ы) статьи: Кудрявцева А.В.
PDF файл статьиУДК 376.42 Кудрявцева Анна Владимировна студентка 2 курса магистратуры, факультет «Дефектологии» Томский государственный педагогический университет, Россия, г. Томск e-mail: ane4ka.1976@mail.ru Научный руководитель: Сергеева А.И., кандидат педагогических наук, доцент Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Аннотация: Статья посвящена развитию грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями посредством дидактических игр. В статье актуализируется значимость своевременной коррекционной поддержки детей с общим недоразвитием речи, отсутствие которой может привести в дальнейшем к дисграфии. Эффективным средством коррекции определяются дидактические игры. Автор рассматривает примерные дидактические игры, которые возможно использовать на логопедических занятиях. Ключевые слова: грамматический строй речи, общее недоразвитие речи, дидактические игры, примыкание, управление, согласование. Kudryavtseva Anna Vladimirovha 2nd year master student, Defectology faculty Tomsk State Pedagogical University, Russia, Tomsk Scientific adviser: Sergeeva A.I., candidate of pedagogical sciences, associate professor Tomsk State Pedagogical University, Russia, Tomsk DIDACTIC GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING THE GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF LEVEL III 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article is devoted to the development of the grammatical structure of speech in children with speech disorders through didactic games. The article actualizes the importance of timely correctional support for children with general speech underdevelopm ent, the absence of which can lead to dysgraphy in the future. Didactic games are determined to be an effective means of correction. The author considers approximate didactic games that can be used in speech therapy classes. Key words: grammatical structure of speech, general underdevelopment of speech, didactic games, adjacency, management, coordination. На сегодняшний день существует тенденция роста числа детей, имеющих речевые нарушения, в частности общее недоразвитие речи (ОНР), которые в той или иной степени проявляются у детей старшего дошкольного возраста [4, с. 684]. Среди многочисленных видов речевых дефектов нарушение грамматического строя речи может привести к несформированности связной речи, и как следствие, в условиях школьного обучения возникает дисграфия (нарушение письма). Сформированность грамматического строя речи является одним из основных аспектов речи, который отвечает за грамматически правильное его использование [1, с. 123]. От того, насколько своевременно будет оказана коррекционно- развивающая поддержка детям с нарушением грамматического строя речи, будет зависеть дальнейшее успешное развитие ребёнка в школе. В научно-методической литературе придаётся особое значение формированию грамматического строя речи, поскольку он организует устную речь в целом, придавая процессу коммуникации информативность и значимость [1, с. 123]. У детей с общим недоразвитием речи з уровня нарушаются основные компоненты грамматической стороны речи, что, безусловно, является препятствием для овладения навыками полноценной коммуникативной деятельности [1, с. 123]. Эффективным средством развития и формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня является дидактическая игра, поскольку игровая деятельность в этом возрасте является ведущей. Дети принимают участие в игре без опасения, увлекаются красочной наглядностью, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 2 не устают, хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции. Дидактическая игра – это учебная игра, которая преследует обучающие задачи. Для развития и формирования грамматического строя речи необходимо использовать игры, которые направлены на отработку навыка грамматического структурирования высказывания (с примыканием, управлением и согласованием) [3, с. 546]. Дидактическая игра «Составь словосочетание» нацелена на отработку использования беспредложных падежных конструкций. В процессе игры дети составляют словосочетание с заданным словом: «чистить…зубы; смотреть…телевизор; читать…книгу» и т. д. с опорой на предметные картинки, разложенные перед детьми. Набор картинок можно постоянно менять, что расширяет возможности игры [2, с. 198]. Дидактическая игра «По улице» направлена на развитие умения образовывать глаголы с приставками, понимать и образовывать предложные конструкции. Работа организуется на основе схемы улицы, расположенной перед детьми на магнитной доске. Рисунок 1. Оборудование к дидактической игре «По улице» Для работы детям предоставляются предметные картинки с изображением транспортных средств. Ребёнок должен выбрать вид транспорта и прикрепить его на магнитную доску, затем составить предложную конструкцию, употребляя глаголы с приставками, например, «выехать из гаража; переехать мост; проехать светофор». За правильный ответ ребёнок получает фишку. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru Дидактическая игра «Три портфеля» развивает умение определять род существительного. На магнитной доске расположены изображения трёх портфелей с надписями (один, одна, одно), дети должны выбрать картинку с изображением понравившегося предмета и расположить ей рядом с портфелем, с подходящей надписью. Например, апельсин располагаем рядом с портфелем с надписью один, ведро – с надписью одно. Рисунок 2. Оборудование к дидактической игре «Три портфеля» Дидактическая игра «Мы строим дом» нацелена на закрепление употребления форм творительного падежа. На магнитной доске размещаются картинки с изображением инструментов, которыми пользуются при строительстве дома. Детям предлагается составить предложение с опорой на картину, например, «Мы поднимаем грузы…подъёмным краном. Мы копаем…лопатой. Мы пилим…пилой» и т. д. Рисунок 3. Оборудование к дидактической игре «Мы строим дом» Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 4 Список литературы: Таким образом, дидактическая игра достаточно мобильное и многофункциональное средство, имеющее, кроме того, большой обучающий и воспитательный потенциал. 1. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 292 с. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Мозаика- Синтез, 2009. 198 с. 3. Садовская А.Р. Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/360/80586/ (дата обращения: 09.02.2022 г.). 4. Сергеева О.А. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/86/16396/ (дата обращения: 09.02.2022 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 5