- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
КУРОРТНЫЙ СБОР В РФ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2022"
Автор(ы) статьи: Путренко Д.О.
PDF файл статьиУДК 330 Путренко Дмитрий Олегович студент 4 курса, направление подготовки «Менеджмент» Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского в г. Армянске Россия, г. Армянск e-mail: putrenkod@mail.ru Научный руководитель: Филимошкина Инна Александровна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского в г. Армянске Россия, г. Армянск КУРОРТНЫЙ СБОР В РФ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Аннотация: В данной научной статье, рассмотрено понятие туристический сбор, определена необходимость данного проекта на территории РФ, выделены плюсы и минуты данной практики, а так же даны рекомендации по дальнейшему развитию. Ключевые слова: «курортный сбор», «государственная политика», «оператор курортного сбора», «законодательство по ведению курортного сбора», «правовые проблемы, туризм». Putrenko Dmitry Olegovich 4th year student, training directions Management Institute of Pedagogical Education and Management (branch) Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky in the city of Armyansk Russia, Armyansk Scientific adviser: Filimoshkina Inna Alexandrovna candidate of economic sciences, Associate Professor of Economics and Management Institute of Pedagogical Education and Management (branch) Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky in the city of Armyansk Russia, Armyansk 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru RESORT FEE IN THE RUSSIAN FEDERATION. CHALLENGES AND PERSPECTIVES. Abstract: In this scientific article, the concept of tourist fee was considered, the need for this project in the territory of the Russian Federation was determined, the advantages and minutes of this practice were highlighted, and recommendations for further development were given. Keywords: «resort fee», «state policy», «operator of the resort fee», «legislation for the management of the resort fee», «legal problems», «tourism». Постановка проблемы. Хотя туризм и является огромной статьей доходов во всем мире — неудобства, связанные с большим наплывом туристов, достаточно ощутимы: местные жители страдают от шума и суеты, магазины и кафе в популярных местах начинают завышать цены, арендная плата также растет. На инфраструктуру города ложится большая нагрузка. Цель статьи. Рассмотреть понятие туристический сбор. Определить необходимость данного проекта на территории РФ. Выделить плюсы и минуты данной практики, дать рекомендации по дальнейшему развитию. Изложение основного материала. Туристический сбор (в России принят официальный термин «курортный сбор») — это дополнительный платеж, который взимается со всех туристов за возможность пребывания в популярных местах отдыха. Российский туристский рынок начал формироваться в начале 90- х годов ХХ века. Сегодня он активно развивается и становится частью мирового рынка туристического сервиса. Ежегодно растет объем туристических услуг и количество россиян, которые выезжают из страны как туристы. По оценке Всемирной туристской организации, при достаточном уровне развития туристической инфраструктуры потенциальные возможности Российской Федерации позволяют ежегодно принимать до 40 миллионов иностранных туристов. Однако, несмотря на столь высокий потенциал, наша страна все еще занимает низкие позиции на международном туристическом рынке. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 2 На сегодняшний день одна из основных задач государственной политики в туристической сфере заключается в разработке целостной, всеобъемлющей, современной законодательной базы, на основе норм международного права. Отношения в туристической деятельности в России на сегодняшний день регулируются двумя федеральными законами: «Об основах туристской деятельности» (№ 132-ФЗ от 24.11.1996г.) и «О защите прав потребителей» (№ 2-ФЗ от 09.01.1996г.). Значимую роль в формировании российской туристической индустрии сыграла Концепция развития туризма, реализованная до 2005 года. Данные нормативно-правовые акты легализовали отношения в туристической сфере, юридически закрепив новую отрасль в экономике страны. Одновременно, изменение социально-экономических условий и правоприменительная практика свидетельствуют о высокой потребности корректировки и дополнении российского законодательства в сфере туризма согласно нынешним реалиям [1]. Ключевые правовые проблемы в туристической сфере следующие: 1. Отсутствует четкое разграничение полномочий в регулировании туризма между федеральным и региональным уровнем власти. 2. Права и интересы туристов недостаточно защищены, поскольку законодательством не закреплен порядок заключения, исполнения и прекращения договоров на предоставление туристического сервиса, права, обязанности и ответственность сторон отношений. 3. Отсутствует механизм финансовых гарантий туристических фирм. 4. На федеральном уровне отсутствуют законоположения, определяющие правила ведения бизнеса по экскурсионным, гостиничным направлениям. 5. Государством недостаточно поддерживается внутренний и выездной туризм: отсутствуют налоговые льготы, в том числе для инвесторов, и механизм субсидирования субъектов социального туристического бизнеса (для социально незащищенных граждан и т.п.) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 3 6. Отсутствует правовая основа саморегулирования в туристической индустрии. Весьма важное значение в регулировании государственно-общественных отношений имеет Кодекс об административных правонарушениях, введенный в действие в 2002 году. Он установил ответственность за нарушение прав туристов на получение необходимых сведений об оказываемом сервисе, санитарных норм при оказании услуг населению, в области рекламы и ведении предпринимательской деятельности. КоАП РФ впервые установил ответственность за нарушение туристическими компаниями правил ведения бухучета и сдачи отчетности, расчетов с клиентами в иностранной валюте. Кодексом также установлена ответственность рекрутских фирм, набирающих рабочую силу за пределы страны при отсутствии лицензии или при нарушении лицензионных условий. В 2014 году Правительством утверждена Стратегия развития туризма в РФ до 2020 года и план мероприятий по ее реализации, а 05.05.2018 года - Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)». Развивается нормативно-правовая база и в регионах. Более 50 законов, регулирующих отношения в туристической индустрии, принято в субъектах РФ. Если федеральное законодательство направлено на формирование единых подходов в отрасли, то региональное – учитывает особенности отдельных территорий, местные традиции. Таким образом, государственная политика в туристической сфере, в первую очередь, предполагает формирование правовой основы, которая позволит туризму нормально функционировать и развиваться в качестве одной из равноправных отраслей экономики в рыночных условиях. Разберём некоторые проблемы в сфере развития эксперимента по курортному сбору и регулированию объектов средств размещения по включению в реестр операторов курортного сбора: 1. Оператор курортного сбора – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях. Оператор курортного сбора, обязан взымать 10 р. в сутки с физических лиц, а именно со своих «гостей», но как показывает практика, многие руководители малых средств размещения платят из «своего кармана», что приводит к тому, что некоторые туристы становятся не в курсе проведения курортного сбора. 2. Плательщики курортного сбора – это физические лица, достигшие 18 лет, планирующие проживать в объектах размещения более 24 часов, обязаны уплачивать курортный сбор при поселении в объект размещения. Как показывает практика, есть те кто отказываются платить курортный сбор. Таких немного, но по информации Администрации города Сочи, была проведена работа по выявлению и составлению протоколов на физических лиц, которые отказались платить курортный сбор при заселении в средства размещения за 2019 год, таких оказалось более 68 человек. Рассмотрим на что же тратиться средства от курортного сбора. За счет средств Фонда развития курортной инфраструктуры подлежат проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объекты лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно- спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил [2]. Решение имеющихся проблем возможно следующим путем: 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 1. Провести комплексную проверку имеющихся в регионе гостиниц, отелей, оздоровительных комплексов и пляжей, и, при необходимости, произвести их реконструкцию или модернизацию. 2. С целью надлежащего обеспечения права туристов на отдых и свободу выбора организовать платные и бесплатные пляжи. 3. Ввести в существующий закон поправку, согласно которой плата будет взиматься не за каждый день, а за весь период пребывания. 4. С целью привлечения наибольшего числа туристов на отечественные курорты рекомендовать Федеральной антимонопольной службе (ФАС) взять под контроль политику ценообразования авиационных и железнодорожных пассажирских перевозок и сферу услуг гостиничного бизнеса в указанных в законе регионах в период с мая по сентябрь. 5. Более детально и подробно знакомить туристов с перечнем услуг в рамках курортного сбора. Подобная мера позволит избежать ситуаций, при которых граждане, уплатившие налог, не знали не только об объектах сбора, но и о целях и порядке расходования денежных средств. 6. Производить постоянный мониторинг сбора и расходования денежных средств, взимаемых с туристов. Вывод. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что тот закон о курортном сборе, который действует на данный момент, требует значительной доработки, поэтому и правительству, и местным властям следует принять во внимание все те отрицательные моменты, которые существуют на данный момент, и заняться детальной доработкой закона, прежде, чем принимать решение о его продлении или прекращении. Список литературы: 1. Винокуров А.О. Курортный сбор в Краснодарском крае, на примере Сочи // Экономика и социум. 2020. № 7(74). С. 119-128. 2. Демьяненко Е.А. Курортный сбор с туристов РФ как способ обеспечения отрасли. Возможные проблемы и перспективы // Юридические 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru науки: проблемы и перспективы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 21-23. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 7