- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ТХЭКВОНДО
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2022"
Автор(ы) статьи: Лолуа Г.Т.
PDF файл статьиУДК 316.46 Лолуа Георгий Тенгизович студент магистратуры факультет психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск e-mail: dima11637@mail.ru Научный руководитель: Капитанец Е.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ТХЭКВОНДО Аннотация: В статье представлен результат проведенного исследования по формированию лидерских способностей у младших подростков, занимающихся в секции тхэквондо. Рассмотрена модель формирования лидерских способностей, описана программа формирования. Представлены в краткой форме полученные экспериментальные результаты. Ключевые слова: лидерство, лидер, способности, лидерские способности, модель, моделирование. Lolua Georgy Tengizovich master student Faculty of Psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: Kapitanets E.G., candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University Russia, Chelyabinsk FORMATION OF LEADERSHIP ABILITIES IN YOUNGER TEENAGERS INVOLVED IN THE TAEKWONDO SECTION 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article presents the result of a study on the formation of leadership abilities in younger teenagers involved in the taekwondo section. The model of formation of leadership abilities is considered, the program of formation is described. The obtained experimental results are presented in brief form. Key words: leadership, leader, abilities, leadership abilities, model, modeling. За последние годы российское общество претерпело ряд ключевых изменений. Они касались как экономических, так и социальных аспектов. Все это во многом определило необходимость развития определенных качеств личности. Общество сформулировало картину успешного человека, обладающего такими атрибутами, как хорошо оплачиваемая работа, высокий жизненный уровень, возможности постоянного роста. В большинстве случаев всего этого можно добиться при условии, если человек обладает организаторскими способностями, инициативностью, нестандартностью мышления, гибкостью, умением быстро налаживать контакты с другими людьми, ответственностью. Все эти характеристики могут выступать самостоятельно, но могут и дополнять друг друга в комплексной картине лидера. Соответственно, повышается значимость проблемы выявления наиболее эффективных методов для формирования данных качеств у представителей молодого поколения, которое сегодня составляет наиболее энергичную и прогрессивную часть общества. Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Вопросы лидерства активно исследуются во многих дисциплинах, таких, как менеджмент организации, психология управления, социология, экономика. Известные российские специалисты О.С. Виханский и А.И. Наумов дают следующее определение: «Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей» [1]. Советские психологи К.К. Платонов, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский, рассматривали способности как проявление индивидуально-психологических Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 2 особенностей индивидуума. По их мнению, от наличия способностей зависит достижение успеха в той или иной деятельности. Лидерские способности – совокупность способностей, позволяющих человеку становиться лидером, вести за собой людей (в том или ином плане). В психологии нет какого-либо консолидированного мнения о том, что же входит в понятие «лидерские способности». Сейчас нет универсальных, тотальных лидеров. Лидерами, как правило, называют тех, от кого зависит тот или иной аспект жизнедеятельности. Компонентами лидерских способностей являются волевые и организаторские качества, присущие человеку [3]. Современные психологи придерживаются мнения, что лидерское поведение имеет врожденные задатки, но может быть развито и улучшено посредством моделирования необходимых условий и соответствующих программ. Занятия тхэквондо развивают лидерские качества, так как направлены на преодоление лени и построении процесса саморазвития личности. Все это в комплексе обеспечивает развитие личности младшего подростка. Для формирования лидерских способностей использовался метод моделирования. Конечной его целью можно считать формирование образа реально существующего феномена или системы. В качестве объекта моделирования выступает фрагмент реальной действительности [2]. Для разработки и построения модели формирования лидерских способностей у младших подростков, занимающихся в секции тхэквондо был также использован метод структуризаций («дерева целей (графов)»). Модель формирования лидерских способностей у младших подростков, занимающихся в секции тхэквондо состоит из теоретического, диагностического, формирующего, аналитического блоков. Цель программы формирования лидерских способностей у младших подростков, занимающихся в секции тхэквондо: развитие личностных способностей младших подростков, реализацию лидерского потенциала личности, способной постичь и реализовать потенциал своих знаний и возможностей и адаптироваться к окружающей среде. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru Программа рассчитана на 14 учебных часов и предполагает равномерное распределение этого времени по неделям с целью проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками. Продолжительность занятий 40 минут. Каждое занятие состоит из теоретической и практической части. Программа формирования лидерских способностей у младших подростков состоит из нескольких блоков: 1 блок «Лидер и лидерство». 2 блок «Самопрезентация». 3 блок «Коммуникация в группе». Для проверки эффективности программы формирования лидерских способностей проведена диагностика до внедрения программы и после ее внедрения. По методике КОС В. В.Синявского и Б. А.Федоришина наблюдается снижение количества подростков, имеющих низкие уровни коммуникативных склонностей. 100 90 80 % 70 , До реализации к е 60 в программы 50 о л 50 е 40 ч 35 о 40 После в - л реализации 30 о 20 К программы 15 15 20 10 10 5 10 0 0 высокий уровень выше средний уровень ниже низкий уровень среднего уровень среднего уровень Уровень развития коммуникативных спклонностей Рисунок 1. Динамика результатов исследования коммуникативных склонностей, занимающихся в секции тхэквондо, по методике КОС В.В.Синявского и Б.А.Федоришина до и после реализации программы Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 4 Что касается организаторских склонностей, то низкий уровень поле внедрения программы также не показал никто. 100 90 80 % 70 До реализации , к е программы 60 в о л 50 е ч После 35 40 о 30 30 в реализации - 25 25 л 30 20 20 о программы к 20 10 5 10 0 0 уровень выше средний высокий уровень ниже низкий уровень среднего уровень уровень среднего Уровень развития организаторских способностей Рисунок 2. Динамика результатов исследования организаторских склонностей, занимающихся в секции тхэквондо, по методике КОС В.В. Синявского и Б.А. Федоришина Исследование упорства Методика «Нерешаемая задача» Т.И. Шульги, Н.И. Александровой также отражает положительную динамику в полученных результатах. 100 90 80 % 70 , к е 55 60 в о До реализации л 45 50 е 40 ч программы 35 о 40 в После реализации - л 30 о программы к 15 20 5 10 0 низкий уровеньсредний уровеньвысокий уровень Уровень 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru Рисунок 3 Динамика результатов исследования упорства по методике «Не решаемая задача» Т.И. Шульги, Н.И. Александровой до и после реализации программы По методике Н.Е. Стамбуловой наблюдается увеличение количества испытуемых, показывающих высокие результаты. 100 90 80 % 70 , 60 к е 55 60 в о л 45 50 е ч о 40 в 30 - л 30 До реализации о к программы 20 10 10 0 0 низкий уровеньсредний уровеньвысокий уровень Уровень Рисунок 4. Динамика результатов исследования уровня решительности по методике Н.Е. Стамбуловой до и после реализации программы Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что по всем методикам наблюдается положительная динамика результатов. После прохождения программы формирования лидерских способностей у младших подростков, занимающихся в секции тхэквондо, улучшились показатели коммуникативных и организаторских склонностей, упорства и решительности. Подростки в ходе тренинга познакомились с феноменом лидерства, отработали необходимые навыки. Они научились публично отстаивать собственную точку зрения. Также в процессе занятий отрабатывались навыки общения. Полученные знания и умения помогут ребятам в дальнейшем повысить результаты как спортивной, так и учебной деятельности. Кроме того, занятия повысили активность младших подростков в межличностном общении, позволили включиться в организаторскую деятельность. Для доказательства гипотезы применялся t критерий Стъюдента. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru Расчет показал, что имеются статистически значимые различия между уровнями развития организаторских склонностей, упорства и решительности в группе младших подростков, занимающихся в секции тхэквондо, до и после реализации программы формирования лидерских способностей с уровнем достоверности 1 %. Далее были предложены рекомендации тренерам по формированию лидерских способностей у младших подростков, занимающихся в секции тхэквондо. Для завершения исследования формирования лидерских способностей у младших подростков, занимающихся в секции тхэквондо должна быть составлена Технологическая карта внедрения результатов исследования в практику. Список литературы: 1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. М.: ИНФРА- М, 2018. 576 с. 2. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография. М.: КДУ, 2012. 228 с. 3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 2019. 368 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 7