- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2022"
Автор(ы) статьи: Маскаев Д.В.
PDF файл статьиУДК 159.9 Маскаев Денис Васильевич студент магистратуры факультет психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, Челябинск e-mail: d_maskaev@bk.ru Научный руководитель: Терехова Г. В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Аннотация: Статья посвящена исследованию психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Представлена модель, коррекции и результаты ее апробации. Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, моделирование, модель, дети с ограниченными возможностями здоровья. Maskaev Denis Vasilievich master student faculty of psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: Terekhova G.V. candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University Russia, Chelyabinsk PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Abstract: The article is devoted to the study of psychological and pedagogical correction of aggressive behavior of children of preschool age with limited health opportunities. The model, corrections and results of its testing are presented. Keywords: aggression, aggressive behavior, modeling, model, children with disabilities. Актуальность исследования. В качестве тяжелых угроз саморазвитию детей в настоящее время является развитие и усиление личностного качества – агрессивности. В психологической литературе часто изучаются проблемы агрессии и агрессивного поведения. Для современного общества агрессивное поведение детей становится не просто значащим феноменом, но и социальной проблемой, затрагивающей сферу образования и воспитания детей. Причем, ее возникновение относят к младшему школьному, и даже к дошкольному возрасту. Крайне важно изучение данных вопросов с точки зрения реализации коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. У детей данной категории имеются нарушения, которые усложняют развитие и формирования личностных качеств. Под агрессией обычно понимается поведение, сконцентрированное на причинении вреда другим живым существам, для предотвращении подобного поведения в свой адрес [1]. Р.С. Немов определяет агрессию как характер поведения и отношения людей к другим людям и выражает их как враждебные. Такая враждебность объективно не оправдана, не возникает по какой-либо серьезной, морально оправданной причине и не является ответом на враждебные или агрессивные действия других [3]. Агрессия в поведении человека реализовывает определенное количество функций. В качестве главной функции агрессивного поведения модно выделить то, что она является достаточно эффективным средством для того, чтобы человек достиг поставленных целей. Дети младшего школьного возраста с ОВЗ в основном характеризуются недостаточной зрелостью аффективно-произвольной сферы. Такие дети часто не могут оценить собственную агрессивность. Они не замечают, что внушают страх Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 2 или беспокойство другим. Эмоциональная поверхностность легко приводит к конфликтным ситуациям, в которых отсутствует самоконтроль и самонаблюдение. В работе представлена модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ОВЗ. В.И. Долгова, полагает, что модельное проектирование основывается на операции абстрагирования. Модель является способом передачи информации. Она выполняет двоякую функцию, выражая выражение информации от действительности к обобщенной модели и от образа к конкретным действиям [2]. На начальном этапе составлено «дерева целей». Система «дерева целей» направлена на то, чтобы обеспечить всю организацию работы, которая позволит выполнить все поставленные цели, в том числе самого нижнего уровня. Далее представлена модель, которая включает включает целевой, теоретический, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический блоки, на основе которых разрабатывается психолого-развивающая программа. Для коррекции агрессивных проявлений рекомендуется проведение специальной программы. Эксперты, занимающиеся практической работой показали, что ребенок лучше всего может проявить себя в ходе игры. Игровые упражнения направлены на формирование способности детей выражать собственные эмоции, настроения социально одобряемыми способами. Игра для детей с ОВЗ является главным средством формирования данной способности. В игре нежелаемые или желаемые способы поведения отыгрываются в смоделированных ситуациях. Цель программы коррекции: снижение уровня выраженности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Задачи: 1. Обучение навыкам коммуникации без проявления агрессии к окружающим. 2. Обучение методам самостоятельного снижения собственной агрессии. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 3 3. Развивать умения общаться в коллективе сверстников на основе учета интересов других детей. Время для реализации: 10 занятий по 2 раза в неделю. Длительность занятий: 20-30 минут. Занятие состоит из разминки, настройки на продуктивную деятельность, рассмотрения темы занятия, рефлексии и ритуала прощания. В ходе работы изучена динамика агрессивного поведения младших школьников с ОВЗ. Динамика показателей по методике «Несуществующее животное» (М. З Дукаревич) показывают значительное снижение признаков агрессивности на контрольном этапе. Если на констатирующем этапе 25% показали уровень выше среднего, то на контрольном таких детей не выявлено (рисунок 1). 100 90 % 80 , х ы 70 м е у 60 т ы п 50 с и 37,5 37,5 37,5 о 40 в т с е 25 25 25 30 ч и л 20 о 12,5 К 10 0 0 0 0 низкийниже среднегосреднийвыше среднеговысокий Уровни агрессивности Констатирующий этапКонтрольный этап Рисунок 1. Динамика распределения показателей уровня агрессивности по методике «Несуществующее животное» (М. З Дукаревич) По методике «Дом-Дерево-Человек» (Дж.Бук) также наблюдается тенденция к снижению уровня агрессивного поведения. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 62,5 100 90 % 80 , х ы 70 м е у 60 т ы 50 п 50 с и 37,5 о 40 в т с е 25 30 ч и л 20 о 12,5 12,5 К 10 0 0 0 0 0 низкийниже среднегосреднийвыше среднеговысокий Уровни агрессивности Констатирующий этапКонтрольный этап Рисунок 2. Динамика распределения показателей уровня агрессивности по методике «Дом-Дерево-Человек» (Дж.Бук) Динамика результатов по методике «Ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов) показала, что на контрольном этапе отсутствуют дети с высоким уровнем агрессивного поведения. Учащиеся могут самостоятельно справляться с негативными эмоциями. В программе у них появилась возможность общаться с друзьями, разрешать конфликты, определять эмоции и устранять негативные эмоции, не причиняя вреда другим. 100 90 % 80 , х ы 70 м е у 60 т ы п 50 с и 37,5 37,5 о 40 в т с 25 е 30 ч и л 20 о К 10 0 0 низкий высокий Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 37,5 средний Уовни агрессивности Констатирующий этапКонтрольный этап 5 62,5 Рисунок 3. Динамика распределения показателей уровня агрессивности по методике «Ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов) По методике Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) высокий уровень агрессивности на контрольном этапе не выявлен. Полученные на контрольном этапе результаты свидетельствуют о снижении уровня агрессивного поведения у обследованных детей. В пределах имеющихся возможностей дети учатся управлять собственными эмоциями и поведением, снижается количество конфликтов. Для доказательства экспериментальной гипотезы использован метод математической статистики (Т – критерий Вилкоксона), который подтвердил значимость положительных сдвигов. 100 90 % 80 , х ы 70 м е у 60 т ы п 50 с и 37,5 37,5 37,5 о 40 в т с 25 е 30 ч и л 20 о К 10 0 0 низкий высокий средний Уовни агрессивности Констатирующий этапКонтрольный этап Рисунок 4. Динамика распределения показателей уровня агрессивности по методике «Ребенок глазами взрослого» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) Также предложена технологическая карта внедрения результатов исследования в практику и рекомендации родителям и педагогам по профилактике агрессивного поведения в поведении детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 62,5 6 В заключение следует отметить, что реализация программ коррекции должна проводиться при полной поддержке семей детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Ребенок должен ощущать, что все окружающие его взрослые его принимают и поддерживают. Список литературы: 1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2018. 330 с. 2. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография. М.: Перо, 2009. 228 с. 3. Немов Р.С. Психология Книга 1. М.: Владос, 2019. 607 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 7