- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
«МИННЕЗАНГ: ЛИРИКА НЕМЕЦКОГО РЫЦАРСТВА»
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2019"
Автор(ы) статьи: Мельникова А.С.
PDF файл статьиУКД 821.112.2 Мельникова Анна Сергеевна студентка 4 курса, факультет иностранных языков Елабужский институт Казанского федерального университета Россия, г. Елабуга e-mail: kaisinaanna16@gmail.com Научный руководитель Трофимова Л.В. кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры немецкой филологии Елабужский институт Казанского федерального университета Россия, г. Елабуга МИННЕЗАНГ: ЛИРИКА НЕМЕЦКОГО РЫЦАРСТВА Аннотация: В зарубежной литературе значительное внимание уделяется развитию немецкой литературы в Средние века и изучению такого поэтического явления, как Миннезанг, или лирика немецкого рыцарства, а также его влиянию на формирование немецкого языка и литературы. В данной статье представлен комплексный анализ лирики немецкого рыцарства. Ключевые слова: миннезанг, периодизация, ранняя фаза, первая фаза, вторая фаза, кульминация, поздняя фаза миннезанга. Melnikova Anna Sergeevna 4th year student, faculty of foreign languages Elabuga Institute of Kazan Federal University Russia, Elabuga Scientific adviser Trofimova L.V. candidate of philology sciences, senior lecturer department of german philology Elabuga Institute of Kazan Federal University Russia, Elabuga MINNESANG: GERMAN KNOWLEDGE LYRICS Abstract: In foreign literature, considerable attention is paid to the development of German literature in the Middle Ages and the study of such a poetic phenomenon as the Minnesang, or the lyrics of German chivalry, as well as its influence on the formation of the German language and literature. This article presents a comprehensive analysis of the lyrics of German chivalry. Keywords: minnesang, periodization, early phase, first high phase, second high phase, climax, late minnesang. 1 http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 Немецкая рыцарская культура и литература XII-XIII вв. развивается под влиянием Франции, страны, которая в полной мере была пропитана духом эпохи феодализма. Поэзия немецкого рыцарства, в некоторой части имея характер переводной или подражательный, в лучших своих достижениях возвышается до подлинной творческой самостоятельности. Немецкая рыцарская лирика носит название миннезанг, т. е. «любовная песня» (от слова Minne – «любовь»). Термин «Minnesang» применяется ко всем областям лирической поэзии, будь то любовь, религия или политика. Первые миннезанги были написаны около 1160 года в Баварии, Швабии и Австрии, и представляли собой народную поэзию [3, с.161] Миннезанги можно поделить на определенные стадии развития, во время которого происходил постепенный, поэтапный переход из одной фазы в другую: Ранняя фаза или ранний миннезанг (1150-1170гг.) Первая высокая фаза или народное направление (1170-1200гг.) Вторая высокая фаза или куртуазное направление (1190-1220гг.) Кульминация и преодоление или классический миннезанг (1190-1230гг.) Поздняя фаза или поздний миннезанг (1210-1300гг.). Первый этап также называют в истории как дунайский миннезанг, так как в то время большинство миннезингеров были представителями дунайского региона. Для раннего этапа развития миннезангов были характерны следующие особенности: преимущественно однострофные песни; строфы с длинными строками, частично со вставленной рифмованной короткой строкой (так называемые Stegstrophen); частое использование полурифм (например, was – sach; hemede – edele), полная рифма еще не была общепринятой нормой [1, с. 45]; основные темы - тоска, развод, чуждость и отказ; двухполярная любовная песня, т.е. главная героиня на рассвете перед расставанием вела диалог с ухажером [5, с. 348]. 2 http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 Первая высокая фаза, или по-другому рейнский миннезанг, был описан такими авторами как Фридрих фон Хаузен, Блиггер фон Штайннах, Бернгер фон Хорхайм и Рудольф фон Фенисю. Этот период развития миннезангов характеризовался наличием большого количества строф в песне, канонической формы и сочетанием любовной тематики с крестовыми походами. Куртуазное направление немецкой лирики возникло под влиянием провансальских трубадуров. По своим идеям и темам лирика провансальского направления всецело определяется доктриной куртуазной любви как рыцарского служения даме. Повествовательный сюжет, драматическая ситуация, вводное описание природы, все «объективные» элементы народного стиля исчезают почти совершенно во всепоглощающем лирическом переживании. В бесконечном ряде вариаций поэты развивают своеобразную диалектику «высокой любви»: томление по недосягаемой возлюбленной и боязнь исполнения мечты, страдания неосуществлённого чувства и радость страдания. Красота дамы противопоставляется ее жестокосердию: поэт обвиняет свои глаза, которые виновны в его несчастье. Но в муках любви он испытывает радость и ни за что не откажется от них, потому что радости без страдания не бывает. Фридрих фон Хузен даже восхваляет «сплетников» и «соглядатаев», на которых обычно жалуются средневековые поэты: лишь бы на самом деле они нашли повод для своей зависти [3, c. 161]. Следующий период представлен такими авторами миннезангов как Генрих фон Морунген, Райнмар и Хартман фон Ауе. Более или менее единообразный облик миннезангов начинает раздваиваться. Отличительной чертой второй высшей фазы является индивидуальное и разнообразное развитие формы песни, который характеризовался появлением полных рифм и высоким содержанием любовного сюжета [2, с. 182]. Манера пения была искренней, она отражала разницу между простыми условиями немецкой жизни и старой, развращенной цивилизацией Прованса. Миннезингер обычно принадлежал к низшим чинам дворянства и его стихи были адресованы замужней женщине, часто выше его по 3 http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 рангу. Следовательно, самые распространенные лирические темы в период развития куртуазного направления – безнадежная преданность любовника и жалобы на жестокость дамы, выраженные с несколько утомительным повторением. Можно с уверенностью предположить, что настоящая страсть иногда присутствовала, но она не входила в правила игры, которые довольно близко соответствовали более поздним конвенциям сонетов. Поэту не разрешалось называть имя дамы или выдавать ее личность, а прямое выражение страсти также противоречило бы требованиям любовных песен. Четвертая фаза отмечает кульминацию развития миннезанга. В нем главную роль занимает самый важный немецкий лирический поэт средневековья Вальтер фон Фогельвейде (1170-1230 гг.), который подверг рыцарскую любовь критическому размышлению. Он делает героиней своих песен простую девушку, противопоставляя рыцарскому служению даме простое и непосредственное чувство и вводит фольклорные мотивы, воодушевляет природу [4, с. 56]. Таким образом, Вальтер, заимствуя целый ряд элементов народного творчества, обновляет миннезанг обращением к живым источникам народной поэзии. Сохранив развитую композиционную и стилистическую форму куртуазной лирики, он наполняет ее новым содержанием, разрушая узкую сословную ограниченность «высокой тематики» аристократического культа дамы [4, с. 56]. Во время позднего миннезанга главный герой, рыцарь и дворянин, теперь ухаживает за женщинами низшего сословия и должен иметь дело с крестьянскими поборниками. Благородный рыцарь становится, таким образом, трагически-комической фигурой в поэзии. Во время периода становления лирики немецкого рыцарства были распространены шпильманы, странствующие актеры, которые слушали пения и записывали сюжет песни в книгах и блокнотах. Эти рукописи послужили основанием для изучения развития немецкого языка в средневековье и изменения характера рыцарской лирики в фонетическом, грамматическом, морфологическом и семантическом аспектах. 4 http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 Таким образом, немецкая литература Средневековья оказала большое влияние на развитие немецкого языка и культуры. Миннезанги представляли собой песнь народа, который и был носителем реалии и культуры того времени. Любовь, любовная лирика всегда занимает важное место в литературе, так и лирика немецкого рыцарства, претерпев ряд преобразований достигла своей кульминации и оставила свой след в развитии немецкой литературы. Список литературы: 1. Tieck L. Minnelieder aus dem schwäbischen Zeitalter. – Berlin: Realschulbuchhandlung. 1803. 2. Uhland L., Holland W. L., Keller A. v. Uhlands Schriften zur Geschichte der Dichtung und Sage. Stuttgart, Cotta. 1865–1873. 3. Квятковский А. П. Миннезанг // Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. М.: Сов. Энцикл, 1966. 161 с. 4. Кюренберг «Стояла поздно ночью я у бойницы...» // Зарубежная литература Средних веков: хрестоматия / Сост. Б. И. Пуришев. М.: Высш. шк. 2004. 816 с. 5. Пуришев Б.И. Лирическая поэзия средних веков // Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М.: Художественная литература, 1974. Т. 23. 348 с. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru