- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НАРУШЕНИЕ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2022"
Автор(ы) статьи: Юсупова К.А.
PDF файл статьиУДК 37.015 Юсупова Кристина Алексеевна студентка 1 курса магистратуры, Институт педагогики, психологии и физической культуры, Курганский государственный университет Россия, г. Курган e-mail:kristina.yusupova.95@mail.ru НАРУШЕНИЕ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация: В нашей статье мы рассмотрим особенности формирования интеллекта детей с ОНР и задержкой психического развития детей. Ключевые слова: Предикативный словарь, ОНР, задержка психического развития. Yusupova Kristina Alekseevna 1st year master student, Institute of Pedagogy, Psychology and Physical Culture, Kurgan State University Russia. Kurgan VIOLATION OF PREDICATIVE VOCABULARY IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT AND MENTAL RETARDATION Abstract: In our article we will consider the features of the formation of the intelligence of children with ONR and mental retardation of children. Keywords: Predicative vocabulary, ONR, mental retardation. Формирование предикативной лексики в онтогенезе обусловлено представлением ребенка об окружающей его материальности. Когда ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, его словарный запас обогащается. Освоение ребенком окружающего мира происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными предметами и явлениями, а также в общении со взрослыми. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребенку для полноценного общения, овладения чтением, а затем и письмом. Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения, преимущественно со взрослым. В процессе языковой деятельности формируются и формулируются мысли. Одним из видов языка является внутренний язык, для которого характерна абсолютная предикативность. Предикативное свойство может проявляться, когда само предложение является текстом. Это свойство предложения выражается такими грамматическими категориями глагола, как наклонение, время, а также с помощью вводных слов («может быть», «конечно», «несомненно» и др.) и интонации. К предикативности относят также общее, глобальное логическое свойство любого высказывания, как и свойство мышления, его направленность на актуализацию сообщаемого. В теоретической лингвистике большое значение придается предикативности. В.В. Виноградов, С. В. Кацнельсон и др. главную роль отводят сказуемому в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевого общения. Современная психолингвистика, исследуя процессы формирования и восприятия речи, придает большое значение прогнозированию, определяя его как «интеллектуальный процесс, в ходе которого создается новый элемент — смысл, а текст является формой объективации субъективных значений», автора во внешний знак, языковую форму. Овладение психологической предикативностью необходимо для овладения фразовым языком, что требует умения строить программу выражения, структурировать грамматически, то есть отбирать, распределять и организовывать языковые единицы. По мнению Э.Г. Хомякова, «предикативную стадию формирования языкового сознания справедливо считают качественно новым уровнем развития интеллекта как в филогенезе, так и в онтогенезе, доступным только разумному человеку». 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru Так А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, И. А. Зимняя и другие исследователи придают большое значение сказуемому в связи с его ролью во внутреннем программировании и организации синтаксических конструкций для реализации языковых высказываний. Поскольку сказуемое составляет основу внутренней речи и является одним из основных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативной лексики влияет на мышление ребенка и формирование связной речи [1]. Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребенка, развитие мышления и речевого общения. Л. С. Выготский подчеркивал, что развитие словесного мышления зависит от речи. На основе длительного изучения процессов мышления и речи, Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: «Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом… оно есть единство слова и мысли» Для качественного освоения словаря ребенку необходимо овладеть синонимами и антонимами, фразеологизмами. Поскольку большинство глаголов в русском языке многозначны, ребенку необходимо различать значение слова в контексте. В зависимости от отношения говорящего к высказыванию слова приобретают эмоциональную окраску. Ребенку необходимо различать тончайшие оттенки семантики. Последовательность, в которой ребенок усваивает глаголы, определяется их смысловой функцией и частотой употребления в чужой речи. Таким образом, дошкольнику необходимо постичь долгий и трудный процесс познания родного языка, чтобы приобщиться к культуре общества и начать формироваться полноценной «языковой личностью». Итак, каким же образом взаимозависят состояние интеллекта и предикативного словаря у детей с системной речевой патологией и у детей с системной психической патологией? Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) [2] При ОНР сохраняется интеллект ребенка, что дает ему возможность усваивать смысловую составляющую слова. Дети с данной речевой патологией Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 3 могут объяснить значение глагола. Типичными трудностями для детей с ОНР при пополнении словаря предикативов являются: Выделение существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов; Недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; Недостаточная активность процесса поиска слова; Несформированность семантических полей внутри лексической системы языка; Неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка; Ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова. 1. Выявление существенных дифференциально-семантических признаков, на основании которых противопоставляется значение слов; 2. Недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; 3. Недостаточная активность процесса поиска слов; 4. Неоформленные семантические поля в лексической системе языка; 5. Неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка; 6. Ограниченный объем словаря, что затрудняет выбор нужного слова. Нарушение предикативного словаря у детей с задержкой психического развития (ЗПР) В отличие от детей с ОНР дети с ЗПР затрудняются в объяснении значений глагола, что связано с задержкой развития мышления. Выше было указано на многозначность большинства глаголов в русском языке. Этот факт особенно затрудняет актуализацию глаголов у детей с умственной отсталостью, так как они не понимают значения слова в контексте. Исследования С.Г. Шевченко показывают, что низкая познавательная активность приводит к тому, что дети с интеллектуальной недостаточностью значительно отстают в уровне развития лексической, грамматической и смысловой сторон речи. Для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями характерны следующие трудности: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 4 1. Усвоение глаголов, обозначающих деятельность, с которой ребенок не сталкивается в повседневной жизни; 2. Подбор глагола для двух существительных, требующий применения операций анализа, синтеза и обобщения; 3. Подбор антонимов (указать неформальные семантические поля); 4. Употребление глаголов только в определенном смысле; 5. Глагольные парафазы, нарушения лексического соответствия и ошибки в объяснении значений глаголов свидетельствуют о непонимании лексических значений слов; 6. Недостаточное создание синтагматических и парадигматических связей в лексической связи Значительными различиями сформированности предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР являются следующие [3]: 1. Дети с ЗПР значительно отстают от детей с ОНР по уровню сформированности словарного запаса глаголов; 2. У детей с общеязыковым недоразвитием лексическая связность и семантическая структура развиваются одновременно с развитием активной предикативной лексики, что объясняется сохранностью интеллекта; 3. У детей с задержкой психического развития накопление словаря превышает развитие смысловой структуры и лексической связности, что объясняется сложной структурой дефекта, в том числе задержкой развития логико-словесного мышления. Таким образом влияние предиката на развитие вербально — логического мышления и связной речи, сформировано лексической системностью у детей с учётом представлений о предикате современной лингвистики и психолингвистики. 1. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2010. 356 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 5 2. Филичева Т.Б. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада. М. Просвещение, 2009. 211 с. 3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Союз, 2001. 160 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 6