- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОНЯТИЯ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ И МЕТАФОРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2022"
Автор(ы) статьи: Артёмов А.С., Асеев В.Ю.
PDF файл статьиУДК 8 Артёмов Андрей Сергеевич студент, Курский Государственный Университет, Россия, г. Курск e-mail: artyomovand@mail.ru Асеев Вячеслав Юрьевич студент, Юго-Западный Государственный Университет, Россия, г. Курск e-mail: swsu_aseev@mail.ru ПОНЯТИЯ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ И МЕТАФОРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ Аннотация: В статье рассматривается когнитивная метафора и метафорическая модель. Автор приводит различные определения понятия «когнитивная метафора», а также «метафорическая модель». Ключевые слова: политика, когнитивная метафора, метафорическая модель. Artemov Andrey Sergeevich student, Kursk State University, Russia, Kursk Aseev Viacheslav Yurievich student, South-west State University, Russia, Kursk COGNITIVE METAPHOR AND METAPHORICAL MODEL Abstract: There are observed cognitive metaphor and metaphorical mode in the article. The author gives various definitions of the concept of "cognitive metaphor", as well as "metaphorical model". Key words: politics, cognitive metaphor, metaphorical model. Три десятилетия назад в сфере исследовательского интереса гуманитарных наук оказались когнитивные структуры и механизмы оперирования этими структурами. Впоследствии этот процесс получил название когнитивной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 1 революции, когнитивного поворота, приведшего к возникновению когнитивной науки, которая ставит своей целью исследовать как процессы восприятия, категоризации, классификации и осмысления мира [1], так и системы репрезентации и хранения знаний [2]. Когнитивная лингвистика – направление, «в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм» [3] и когниция «в ее языковом отражении» [4]. Центральное место в когнитивной лингвистике занимает проблема категоризации окружающей действительности, важную роль в которой играет метафора как проявление аналоговых возможностей человеческого разума. Метафору в современной когнитивистике принято определять как (основную) ментальную операцию, как способ познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира. Когнитивная наука или когнитивизм – «это направление в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ними связаны. Это наука о знании и познании, о восприятии мира в процессе человеческой деятельности» [5]. С позиций когнитивизма человек изучается как система переработки информации, а поведение человека описывается как получение, переработка, хранение и воспроизведение информации для рационального её использования. К числу важнейших принципов когнитивной науки относится трактовка человека как активно воспринимающего и продуцирующего информацию субъекта, который руководствуется в своей мыслительной деятельности определёнными «схемами, программами, планами, стратегиями». Основными предпосылками когнитивного подхода к исследованию метафоры стали положение о ее ментальном характере (онтологический аспект) и познавательном потенциале (эпистемологический аспект). Ещё античным учёным Аристотелем было проведено первое наиболее известное и значимое исследование сущности метафоры. Аристотель понимал метафору как сокращённое сравнение, из которого исключено указание на общий признак сравниваемых объектов. Долгое время сравнительная теория метафоры в 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru лингвистике являлась основополагающей. Все остальные наиболее значимые теории метафоры, возникшие позже, опирались на сравнительную теорию Аристотеля. К числу наиболее известных теорий метафоры, помимо аристотелевской сравнительной теории, также относятся: - теория замещения (субституциональная теория), которая говорит о том, что метафора выполняет функцию украшения речи, замещая при этом одно понятие другим; - теория аномалий, согласно которой метафора возникает при лексическом отклонении при сохранении синтаксической правильности высказывания, являясь семантической аномалией; - эмотивная теория, которая связывает возникновение метафоры с эмоциональностью; - интеракционисткая теория, согласно которой метафора возникает не в одном слове, а при взаимодействии нескольких слов. Исследователей политической метафоры интересуют два типа корреляции метафорических выражений и сознания человека. С одной стороны, корпусные исследования метафор позволяют выявить структуры «коллективного подсознательного», которые не выражены эксплицитно. Например, А. Н. Баранов с помощью метафорического анализа показал, что, несмотря на эксплицитное неодобрение взяточничества, политики и предприниматели используют преимущественно органистическую метафору и воспринимают взяточничество как естественное положение дел [6]. Этот аспект можно сформулировать как «сознание (подсознательное) определяет метафоры» и соответственно анализ метафор – это анализ концептуальных структур. Вместе с тем прагматический потенциал метафор сознательно используется в политическом дискурсе для переконцептуализации картины мира адресата. Этот подход можно выразить в формуле «метафоры определяют сознание». Первый аспект рельефно проявляется в исследованиях стертых метафор, второй – при анализе ярких, образных метафор, хотя жесткого разграничения нет. Термины «когнитивная» и «концептуальная» метафора вошли в обиход Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 3 отечественных лингвистов в середине 80-х гг. ХХ в. задолго до широкого признания когнитивной парадигмы. Проникновению терминов способствовали переводные работы зарубежных авторов о метафоре в рамках «первого этапа когнитивной лингвистики» (примерно в 60-80 гг. ХХ в., по Дж. Лакоффу и М. Джонсону). Идеи когнитивной семантики нашли живой отклик в российской среде. Так, идея о метафоре как ментальном (когнитивном) явлении, реализующемся в языковой форме, оказалась созвучной советским и позднее российским лингвистам, которые привыкли мыслить в терминах связи языка и мышления. Когнитивное направление отечественной лингвистики на современном этапе существенно отличается от исследований американской школы когнитивной лингвистики, где оно зародилось и оформилось, а также от европейских работ. Если говорить о метафоре в когнитивной лингвистике, то в этой области тоже обнаруживаются различия. Обозначая понятие метафорическая модель стоит отметить, что одно из его наиболее точных определений звучит как теоретический конструкт, или же результат моделирования концептуальных метафор на основе лингвистических метафор. В онтологическом плане когнитивная и концептуальная метафоры являются объективными идеальными сущностями: они существуют независимо от наших желаний и знаний о них. Лингвистическая метафора – объективная материальная сущность. Метафорическая модель – субъективный теоретический конструкт, субъективность которого состоит в том, что он зависит от исследователя и не свободен от погрешностей. Таким образом, метафора отражает качества и свойства объектов, наиболее значимые и культурно обусловленные именно для того общества, в языке которого данная метафора существует. Любая метафора существует одновременно на нескольких уровнях, а именно: в определённом контексте, тексте, дискурсе. Говоря о когнитивной метафоре - она является одной из форм концептуализации, когнитивным процессом, который выражает и формирует новые понятия и без которого невозможно получение нового знания. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 4 Список литературы: 1. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. 236 с. 2. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения. Т. 1. М.: URSS, 2001. 198 с. 3. Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. 2002. С. 31-44. 4. Рудакова А.В. Особенности филологического обеспечения связей с общественностью с точки зрения функциональной стилистики. LATEUM 2008: Язык. Речь. Коммуникация. Культура: Материалы 9-й международной конференции Лингвистической ассоциации преподавателей английского языка МГУ имени М.В. Ломоносова. 2008. С. 203-205. 5. Маслова В.А. Современная лингвистика - наука о человеке, его сознании, языке и культуре // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13. № 1. С. 6-11. 6. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. М.: Флинта, 2007. 592 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 5