- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МЕДИАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2022"
Автор(ы) статьи: Кудрявцева У.В.
PDF файл статьиУДК 159.9 Кудрявцева Ульяна Викторовна студентка магистратуры факультет психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск e-mail: uliana_kudria@mail.ru Научный руководитель: Капитанец Е.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МЕДИАЦИИ Аннотация: Статья посвящена одной из самых распространенных проблем современности – отклоняющемуся поведению подростков. В статье разбираются основные теории коррекция отклоняющегося поведения. Ключевые слова: отклоняющееся поведение, делинквенгное поведение, девиантное поведение, девиация. Kudryavtseva Uliana Viktorovna master student faculty of psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: Kapitanets E.G., candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University Russia, Chelyabinsk PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS BY MEANS OF MEDIATION Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Abstract: The article is devoted to one of the most common problems of our time – the deviant behavior of adolescents. The article examines the basic theories of correction of deviant behavior. Keywords: deviant behavior, delinquent behavior, deviant behavior, deviation. Понятия «девиантное поведение» до своего появления в науке обозначалось по-другому, для характеристики отклоняющегося от социальной нормы поведения употреблялось понятие «делинквенгное поведение». Термин «делинквентное поведение» распространялся в зарубежной литературе, характеризуя провинность, психологическую склонность, «психологическую тенденцию к правонарушению» (Л. Доддер, X. Каплан, Ф. Регди, Ф. Фелдман, Б. Шелдон и др.). Этому поведению были свойственны лживость, агрессивность, бродяжничество, прогулы школ, жестокость к детям и животным, крайнее непослушание, неприязнь к учителям и родителям, то есть к более слабым по сравнению с ними живым существам, дерзость и сквернословие [1, с. 14]. В мировой научной литературе учитывается множество подходов к изучению и определению феномена «девиантного поведения» и его причин. Некоторые ученые считают, что девиация – это отклонение от нормы, связанное с изоляцией, лечением, лишением свободы или иным наказанием личности (Н. Дж. Смелзер). Другие рассматривают причину девиаций, разрыв между целями общества и социально-одобряемыми средствами осуществления этих целей (Р. Мертон), еще некоторые ученые подчеркивают, что девиация возникает в результате конфликтов между культурными нормами (Т. Селлин) [1, с. 18]. На сегодняшний день не существует единых определений терминов «девиантное» и «девиантное поведение», удовлетворяющих большинство ученых. А. А. Бодалев и А. Н. Сухов определяют девиантное поведение как «поведение (систему индивидуальных действий или поступков), не соответствующее моральным или правовым нормам и требованиям общества». Важно отличать девиантное поведение от аномального поведения, особенности которого тесно связаны с патологией головного мозга. Девиантное поведение Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 2 социально детерминировано. В его основе, прежде всего, недостатки личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками воспитания и негативным влиянием неблагоприятной среды в ближайшем окружении человека - семье, референтной группе. А.А. Бодалев и А.Н. Сухов, рассматривая девиантное поведение, четко делят его на: 1) истинно девиантное поведение, то есть отклоняющееся от принятых в обществе норм; 2) делинквентное поведение (психологическая склонность к правонарушениям) - преступное, криминальное. Причин возникновения девиантного поведения может быть несколько: равнодушие к личности учащегося, несоответствие ожиданиям учащегося и др. Нежелание, враждебность, агрессия могут быть вызваны отсутствием индивидуального подхода со стороны педагога. Влияние школы и семьи является очень важным фактором в формировании поведения ребенка. Но ни семья, ни школа не учитывают всех социальных факторов, влияющих на поведение ребенка. На этом основании можно сделать вывод, что на девиантное поведение подростков влияют как социальные факторы, так и психологические и биологические факторы [4, с. 246]. В нашем исследование мы в данном исследовании мы разработали «Дерево целей» (Долгова В. И.), которое включает в себя сконструированную модель. При построении «дерева целей» его проектирование идет по методу «от общего к частному». Анализ литературы по проблеме позволил нам разработать дерево целей нашего исследования, его генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации программы коррекции отклоняющегося поведения подростков средствами медиации [2, с. 98]. На основании дерева целей была разработана модель психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков средствами медиации. Модель включает 4 блока: теоретический, диагностический, блок профилактики и аналитический [3, с. 268]. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 55 На основе актуальности выбранной проблемы мы подготовили психолого- педагогическую программу коррекции отклоняющегося поведения подростков. Цель программы: – скорректировать отклонения в поведении, развитие коммуникативных навыков, развитие эмпатии, помощь с контролем над эмоциями. Возраст участников: подростки 15-16 лет. Сроки реализации: программа состоит из 6 взаимодополняемых занятий, которые проводятся 2р в неделю. Одно занятие длится 40-60мин. Отсутствие признаков 100 % 85 85 90 в 80 х ы 70 м Результаты исследования 55 60 е у 45 до реализации программы т 50 45 ы коррекции 40 п с 30 и 30 25 20 20 Результаты исследования о 20 в после реализации - л 10 о программы коррекции К 0 Рисунок 1. Результаты отсутствия признаков девиантного поведения у подростков по методике диагностики (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э. В. Леус, САФУ им. М. В. Ломоносова; А. Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) до и после реализации программы коррекции Мы можем наблюдать, что СОП (социально-обусловленное поведение) до и после реализации программы коррекции отсутствует у 20% (4) испытуемых. Показатели ДП (деликтивного поведения) не изменились после реализации программы коррекции, они отсутствуют у 45% (9) испытуемых. ЗП (зависимое поведение) также наблюдается у 55% (11) учащихся, эти результаты также остались неизменны. Можно просмотреть, что показатели АП (агрессивного поведения) до реализации программы коррекции отсутствовали у 25% (5) испытуемых, после реализации программы, агрессивное поведение отсутствует Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 4 у 30% (6) испытуемых. СП (суицидальное поведение) отсутствует у 85 (17) испытуемых. Далее представлены результаты, где обнаружена ситуативная предрасположенность к одному из типов поведения. СОП обнаружено и осталось неизменно после внедрения программы коррекции у 55% (11) учащихся. Обнаружена ситуативная предрасположенность к ДП у 40% (8) испытуемых, после программы коррекции результаты остались прежними. Предрасположенность к ЗП обнаружена у 25% (5) школьников. В показателях до внедрения программы коррекции ситуативная предрасположенность к АП обнаружилась у5 0% (10) испытуемых, после внедрения программы коррекции отклоняющегося поведения средствами медиации ситуативная предрасположенность к АП обнаружено у 45% (9) учащихся. Предрасположенность к СП осталось у прежних участников исследования у 15% (3) испытуемых. Обнаружена ситуативная предрасположенность 100 % 90 Результаты в 80 исследования до х ы 70 реализации программы м 55 55 60 е 50 коррекции у 45 50 40 т ы Результаты 40 п с исследования после 25 25 30 и 15 15 реализации программы о 20 в - коррекции 10 л о 0 К Рисунок 2. Результаты обнаружения ситуативной предрасположенности девиантного поведения у подростков по методике диагностики (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э. В. Леус, САФУ им. М. В. Ломоносова; А. Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) до и после программы коррекции Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 40 5 Результаты сформированной модели разных типов поведения после проведения программы коррекции остались прежними. Так, СОП просматривается у 25% (5) испытуемых. Сформированная модель ДП наблюдается у 15% (3) учащихся, что может проявляться антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей поведение, включающее любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. ЗП у 20% (4) испытуемых находится в числе сформированной модели поведения. Сформированная модель АП просматривается у 25% (5) участников исследования. Агрессивный подросток противостоит родителям, свои авторитеты он ищет на стороне, что свойственно возрасту; он хочет, чтобы от него отстали, при этом агрессивность приобретает различные формы, которые в дальнейшем становятся чертами характера. Сформирована модель поведения 100 % 90 Результаты исследования до в 80 реализации программы х ы 70 коррекции м Результаты исследования е 60 у после реализации программы т 50 ы коррекции п 40 с и 25 25 30 о 1520 1520 в 20 - л о 10 К 0 0 0 Рисунок 3. Результаты сформированной модели девиантного поведения подростков по методике диагностики (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э. В. Леус, САФУ им. М. В. Ломоносова; А. Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) до и после реализации программы коррекции 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 25 25 Такие учащиеся, демонстрируют агрессивное поведение, которое может приобретать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия; раздражение, обидчивость, подозрительность, негативизм. Физическая и словесная агрессия имеют внешнее выражение, тогда как другие её формы имеют довольно скрытый характер: вандализм, наблюдения за издевательствами, порча имущества и одежды, раздражение и вечное недовольство, обида и чувство вины, чрезмерная подозрительность, нападки и критикой в адрес другого человека. Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самости. Таким образом, после внедрения программы коррекции отклоняющегося поведения средством медиации показатели результатов изменились только по методике (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э. В. Леус, САФУ им. М. В. Ломоносова; А. Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск). Можно просмотреть, что показатели АП (агрессивного поведения) до реализации программы коррекции отсутствовали у 25% (5) испытуемых, после реализации программы, агрессивное поведение отсутствует у 30% (6) испытуемых. СП (суицидальное поведение) отсутствует у 85 (17) испытуемых. В показателях до внедрения программы коррекции ситуативная предрасположенность к АП обнаружилась у5 0% (10) испытуемых, после внедрения программы коррекции отклоняющегося поведения средствами медиации ситуативная предрасположенность к АП обнаружено у 45% (9) учащихся. Предрасположенность к СП осталось у прежних участников исследования у 15% (3) испытуемых. Нами были подготовлены рекомендации коррекции отклоняющегося поведения подростков для учителей и родителей. Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учёбе, выполнении поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения, использовать их в воспитательных целях. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 7 Список литературы: 1. Андрианова Р.А. Социально-педагогическая парадигма преодоления девиантного поведения несовершеннолетних: концепция. М.: ИСП РАО, 2011. 37 с. 2. Долгова В.И. Психология развития: комплексная оценка сформированности компетенций. М.: Перо, 2021. 141 с. 3. Долгова В.И. Моделирование психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 267-272. 4. Капитанец Е.Г. Формирование конструктивных стратегий межличностных отношений старших подростков в условиях образовательного учреждения // Приоритеты воспитания: историко-культурный поиск и современные практики. Материалы Всероссийской конференции) Воронеж, 2021. С. 243-249. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 8