- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2022"
Автор(ы) статьи: Савочкина А.А.
PDF файл статьиУДК 37.013 Савочкина Анастасия Александровна студентка 4 курса Гуманитарно-педагогическая академия(филиал) Крымского федерального университета в г. Ялта Россия, г. Ялта e-mail: nastena.savochkina.00@mail.ru Научный руководитель: Моцовкина Е.В. кандидат наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия(филиал) Крымского федерального университета в г. Ялта Россия, г. Ялта ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Аннотация: Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются высоко уязвимой социальной группой. Эта группа занимает особое место в структуре социально незащищенных категорий населения. Востребованность технологий в социально-педагогической работе с различными категориями людей связана с тем, что значительный круг проблем приходится решать в условиях недостатка ресурсов, поэтому использование технологий существенно повышает эффективность деятельности работника за счет планирования и последовательности выполнения определенной программы действий. Одной из таких острых социальных проблем, сопровождающей развитие общества на всех стадиях его существования, является проблема сиротства. Ключевые слова: дети-сироты, технологии, социально-педагогическая деятельность, дети без попечения родителей, сиротство. Savochkina Anastasia Aleksandrovna 4th year student Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University in Yalta Russia, Yalta Scientific adviser: Motsovkina E.V. candidate of sciences, associate professor Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University in Yalta Russia, Yalta 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES WITH ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE Abstract: Orphans and children left without parental care are a highly vulnerable social group. This group occupies a special place in the structure of socially unprotected categories of the population. The demand for technologies in socio- pedagogical work with various categories of people is due to the fact that a significant range of problems have to be solved in conditions of lack of resources, therefore, the use of technologies significantly increases the efficiency of an employee through planning and sequencing the implementation of a certain program of actions. One of such acute social problems that accompanies the development of society at all stages of its existence is the problem of orphanhood. Keywords: orphans, technology, social and educational activities, children without parental care, orphanhood. Актуальность исследования проблемы в социально-педагогической работе технологий понимается в двух смыслах, во-первых, это внедрение теоретических положений и результатов научных дисциплин в практическую деятельность при решении конкретных задач. Вторая - представляет собой совокупность методов, приемов и воздействий, используемых в процессе социально-педагогического развития для достижения целей при решении различного рода задач. Проблему поддержки и сопровождения данной категории населения занимаются такие ученые как Л. Я. Дятченко, В.А. Иванов, Г.Д. Никрединин, В.И. Патрушева, М. Слепенковой. Исследования показывают, что применительно к социально- педагогической работе правильнее говорить о социально-педагогических технологиях, а не о технологиях вообще. Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [1]. Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей [1]. Одной из особенностей их применения является разработка и реализация программы действий (проекта), определяющей алгоритм действий, описывающей их последовательность и рекомендации по их выполнению, а Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 2 также определяющей критерии оценки эффективности технологий. Иными словами, такие технологии — это всегда комплекс мер, направленных на решение проблем конкретного человека или группы людей. В то же время этот комплекс мероприятий должен быть научно и методологически обоснован, чтобы должным образом соответствовать целям социально-педагогической работы. Одной из таких острых проблем, сопровождающих развитие общества на всех этапах его существования, является проблема сиротства. Лучшим решением этой проблемы, конечно же, является помещение сироты в новую семью и помощь ему в адаптации к семейной жизни. Согласно российскому законодательству существует несколько форм устройства детей-сирот в семью: усыновление, опека и попечительство, приемная семья, детские дома семейного типа. Исходя из особенностей профессиональной деятельности социальный педагог должен знать методику работы с данной категорией детей, профессионально реализовывать технологические этапы процедуры создания разных форм опеки: опека, попечительство, усыновление, помещение на воспитание (попечительство), передача в приемную семью, передачи на государственное попечение. Сущность социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в выявлении таких детей, защите их прав, организации их содержания, социальной реабилитации и адаптации, контроля, трудоустройства и помощи в обеспечении жильем. Социально-педагогическая деятельность исследует возможности педагогической реабилитации с учетом социального развития и воспитания, коррекции и перевоспитания, коррекции учебной деятельности, индивидуальности конкретного человека, образовательной среды и возможной социальной перспективы [11, c. 48]. Социальное образование не является спонтанным результатом взаимодействия человека и окружающей среды. Важное место в этом Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 3 принадлежит социальному воспитанию. В основном это деятельность воспитателя (родителя, заместителя, учителя, руководителя, воспитателя и т. д.), направленная на создание особых условий для взаимодействия учащегося, его взаимодействие с ним, воздействие на его сознание. и чувства заинтересованности в достижении определенных социально-педагогических целей. Специальные социальные технологии используются на специализированных предприятиях, в центрах и т.д. посвящен оптимизации социальных процессов в окружающей среде. Педагогические, в том числе социально-педагогические технологии – это разные социальные технологии. Социально-педагогическая технология – в первую очередь представляют собой совокупность приемов и методов, используемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными педагогами в процессе взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения; во-вторых, метод социально-педагогической деятельности конкретного социального педагога, основанный на рациональном разделении процедур и операций с последующей их увязкой и синхронизацией для выбора оптимальных средств и способов их осуществления. Это отличается от социальной педагогики как особого вида деятельности [10, c. 94]. В основе технологического процесса лежит алгоритм действий (операций). Технологии социального типа не столь ригидны, и их отдельные этапы могут быть тиражированы, тиражированы, модифицированы или опущены. Алгоритм обеспечивает дублирование технологии. Основными направлениями социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: 1. Аналитико-диагностическое. Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучение личности ребенка, его индивидуальных особенностей, школьной документации, медицинской карты, жилищно-бытовых условий, особенностей развития и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 4 воспитания ребенка, семейных отношений, воспитательные ресурсы, анализ, систематизация полученной информации для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка 2. Социально-правовое. Социально-педагогическая защита прав ребенка - выявление и поддержка учащихся нуждающихся в социально- педагогической поддержке. 3. Консультативное. Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка. 4. Профилактическое. Социально-педагогическая профилактика и коррекция - способствует своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, проведению профилактической работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышению уровня правовой культуры учащихся и родителей. 5. Методическое. Организационно-методическая деятельность - анализ социально-педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства, участие в работе педагогических советов школы, школьном факультете повышения квалификации, методических объединениях классных руководителей, по социально-педагогическим проблемам, участие в городских методических объединениях социальных педагогов, изучение новинок методической литературы по социальной педагогике, достижений науки и практики, проведение социально-педагогических исследований, участие в конкурсах педагогического мастерства: городских, региональных, всероссийских [3, c. 217]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 5 Социально-педагогические технологии направлены на незнание психологических особенностей личности, незнание мотивов их поведения, формирование личности как члена коллектива, изучение межличностных отношений в коллективе, идентификацию интересов и потребностей личности в различных видах деятельности, а также привлечение предприятий, организаций и специалистов к работе с детьми. На современном этапе определение социальной судьбы личности и развитие детской инициативы является одной из основных задач социально- педагогического направления и в настоящее время актуально в связи с приоритетом проблемы развития личности. Технология обычно проводится в форме анкетирования или наблюдения, чтобы узнать об интересах и способностях учащихся. Преимущество наблюдения в том, что оно может происходить естественным образом, в среде, где наблюдатель может обнаружить многие тонкости. Есть естественный эксперимент, например, когда на уроке создается среда для исследования, когда ребенок совершенно знаком и не знает, что за ним специально наблюдают. Для этого необходимо создать благоприятную духовную среду для взаимопонимания на занятиях. Во время общения социальный педагог всегда должен поощрять творчество и самостоятельность ребенка во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетическое и часто импровизированное. Это позволяет более полно судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. Помимо наблюдения, можно использовать такой метод, как анкетирование. Социально-педагогическое направление включает в себя и привлечение различных учреждений и организаций, например таких как: образовательное учреждение, если в интернатном учреждении нет возможности проводить кружки, то это могут быть школы балета, танцев, спортивная школа, художественная, учреждения по рукоделию и мастерству [6, с. 704]. Педагог может сотрудничать с учреждениями для экскурсий (исторических, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 6 природоведческих, экскурсии на предприятия, музеи, выставки). Экскурсия, построенная на принципах наглядности, самодеятельности учащихся и локальности, является одним из наиболее ценных в педагогическом отношении методов педагогической работы. Она способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, к учебным занятиям, расширяет их кругозор, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы, «видеть» реальную действительность. Экскурсии помогают учителю лучше узнать учащихся, установить дружеские взаимоотношения с ними. Сущность социально-педагогических технологий заключается в том, что они заключаются в рациональном разделении деятельности (или процессов) на процедуры и операции. Различают традиционные и нетрадиционные технологии социально- педагогической поддержки детей-сирот и детей оказавшихся без попечения родителей. Традиционные методы [12, c. 372]: 1. Игровые технологии - основной род деятельности ребенка дошкольного возраста. Для детей школьного возраста главной деятельностью становится учеба, которая не всегда легко дается и не всегда интересна. Привлечь ребенка к обучению, в том числе, социальным навыкам, может игровая форма изложения материала. 2. Личностно-ориентированое обучение направленно на то, чтобы у воспитанника были созданы условия для самоопределения, профессионального ориентирования; 3. Здоровье сберегающие технологии, целью которых является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 7 4. Проектно-исследовательская технология развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития Нетрадиционные методы [6, c. 705]: 1. Активные методы - способы и приемы педагогического воздействия, побуждающие обучаемых к мыслительной активности, к проявлению исследовательского, творческого подхода и поиску новых идей для решения различных задач. 2. Имитационные технологии - ситуационные методы (анализ конкретных ситуаций, кейс-метод, имитационные упражнения, групповой и индивидуальный тренинг и т. д.). 3. Симуляционное обучение – это обучение с использованием симуляторов (компьютерных, высокореалистичных симуляторов человека, манекенов, муляжей, виртуальных программ и т.п. 4. Кейс-метод - это инновационный метод обучения, который учитывает все особенности преподаваемого материала и формирует необходимые знания, умения и навыки. 5. Ситуации-упражнения могут развивать определенные навыки (умения) учащихся в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме. В настоящее время большой интерес для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций и социально- педагогических учреждений вызывают активные интерактивные технологии, так как в настоящее время главными факторами развития личности являются взаимодействие между людьми и предметно-практическая деятельность. Так, например, с детьми сиротами в ГБОУРК «Евпаторийская санаторная школа-интернат» используются наиболее популярные методы, такие как традиционные, так и нетрадиционные методы. На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами обучения особую популярность приобретают 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru нетрадиционные технологии. Применение прогрессивных технологий социально-педагогической работы способствует развитию у детей навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств [9, c. 138]. Таким образом, использование прогрессивных технологий в профессиональной деятельности социального педагога существенно расширяет возможности специалиста в области решения актуальных социально- педагогических проблем. Существующие системы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в государственных учреждениях, зависит от многих факторов объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации человека на всех возрастных этапах. Список литературы: 1. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 (ред. от 19.12.2018) «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Беляева Л.А. Психология и педагогика: учеб. для вузов. М.: Томск, 2014. 351с. 4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для вузов. М: «Академия», 2000. 440 с. 5. Дорохова Т.С. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, к замещающей семье // Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга: материалы XVII городских педагогических чтений / под общ. ред. А. А. Симоновой, Н. А. 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru Лопатюк. Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя», 2011. 77 с. 6. Завражнов В.В. Возможности использования технологий социальной работы с детьми-сиротами по их устройству в семью // Молодой ученый. 2016. № 1 (105). С. 704-707. 7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1989 – 924 с. 8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. Дети без семьи. СПб.: Питер, 2005. 400 с. 9. Психологические аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. В. В. Константинов, Д. М. Каденков. Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2010. 200 с. 10. Миронов С.А. Социально-педагогические технологии работы с детьми. Волгоград: Учитель, 2014. 289 с. 11. Технология социальной работы / под ред. Холостовой. М.: Инфра – М.: Юрайт, 2004. 503 с. 12. Циткилов П.Я. Технология социальной работы: Учебное пособие. М.: «Дашков и К»; Наука-Спектр, 2016. 448 с. 13. Шульга Т.Н., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М.: Изд-во УРАО, 2016. 457 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 10