- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2022"
Автор(ы) статьи: Цветков О.А.
PDF файл статьиУДК 343.985.4 Цветков Олег Александрович студент 1 курса магистратуры, юридический факультет МФПУ «Синергия», Россия, г. Курган e-mail: monson325@gmail.com АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО- ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Аннотация: В статье раскрываются виды и доказательственное значение судебных экспертиз, проводимых при расследовании дорожно- транспортных преступлений. Автором акцентируется внимание на проблемах, возникающих при назначении и производстве судебных экспертиз по данному виду преступлений. С учетом выявленных проблем, сформулированы рекомендации и предложения по их разрешению. Ключевые слова: доказательство, назначение, преступление, производство, расследование, экспертиза. Tsvetkov Oleg Aleksandrovich 1st year master student, Faculty of Law MFPU "Synergy", Russia, Kurgan ACTUAL PROBLEMS OF APPOINTMENT AND PRODUCTION OF FORENSIC EXAMINATIONS IN THE INVESTIGATION OF TRAFFIC CRIMES Abstract: The article reveals the types and evidentiary value of forensic examinations conducted in the investigation of traffic crimes. The author focuses on the problems that arise during the appointment and production of forensic examinations for this type of crime. Taking into account the identified problems, recommendations and proposals for their resolution are formulated. Keywords: proof, appointment, crime, production, investigation, examination. Актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что одним из основных видов доказательств при расследовании преступлений является заключение судебной экспертизы. Именно результаты судебной экспертизы зачастую позволяют установить истину по уголовному делу [3, с. 441]. Одним из видов преступлений, при расследовании которых огромное доказательственное значение имеют результаты судебных экспертиз, являются дорожно-транспортные преступления. В числе основных экспертиз, назначаемых по данному виду преступлений, можно выделить: автотехнические, судебно-медицинские, дактилоскопические, трасологические, почвоведческие, экспертизы материалов, веществ и изделий, экспертизы волокон и волокнистых материалов, экспертизы полимерных материалов и резины, судебно- биологические и др. [2, с. 196]. Несмотря на многообразие вышеуказанных видов судебных экспертиз, необходимо обратить внимание на то, что следователями, при расследовании данного вида уголовных дел практически не исследуется влияние неудовлетворительного состояния автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры на возникновение ДТП. Соответствующие виды экспертиз назначаются крайне редко. При этом, нарушение правил дорожного движения обладает такими признаками как многовариантность и многофакторность, поэтому состояние дорожного полотна, включая состояние разметки и дорожных знаков, представляет собой, в равной степени, важный фактор таких нарушений. Можно предположить, что такие экспертизы не назначаются по причине их отсутствия в перечне родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД. По сути, данные исследования, в определенной степени, проводятся в рамках транспортно- трасологической диагностики. При этом, относительно повреждений на дорожном покрытии, как одного из факторов, наличие которых могло повлиять как на управляемость автомобиля, так и на его устойчивость на дороге, как правило, в постановлении следователя не содержится никаких вопросов. Вместе с тем, состояние автомобильной дороги, его строительные и эксплуатационные характеристики являются элементом системы дорожного движения [1, с. 18]. Решение изложенной выше проблемы видится в необходимости дополнения автотехнических экспертиз, предусмотренных в приложении 2 к Приказу МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ» таким видом судебных экспертиз, как «экспертиза технического состояния дорог и дорожных условий». При расследовании дорожно-транспортных преступлений огромное практическое значение имеет экспертное исследование микрообъектов. При совершении дорожно-транспортных преступлений виновный водитель может предпринимать меры по уничтожению следов преступления. В связи с этим, необходимо уделять пристальное внимание поиску и обнаружению микрообъектов. Именно микрообъекты, ввиду их малого размера, не могут быть полностью уничтожены преступником. Микрообъекты могут быть исследованы в рамках: криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий; биологической и почвоведческой экспертизы; судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств. При этом, огромную практическую ценность представляют комплексные экспертизы микрообъектов. В ряде случаев именно такие экспертизы позволяют с точностью установить обстоятельства произошедшего ДТП. Так, в частности, производство комплексных экспертиз микрообъектов позволяет установить транспортное средство, которое пострадало в ДТП; взаимное расположение лиц в салоне транспортного средства при ДТП и др. Однако, на сегодняшний день комплексные экспертизы микрообъектов достаточно редко назначаются и проводятся. Это обусловлено рядом причин: отсутствие четкого и слаженного алгоритма действий следователя и эксперта; наличие проблем организационного межведомственного характера (необходимость проведения таких экспертиз в разных ведомствах, увеличение сроков производства экспертиз и др.). Вышеуказанные проблемные вопросы нуждаются в разрешении. Прежде всего, необходимость разработать четкий и слаженный алгоритм действий правоохранительных органов и экспертов при назначении и производстве комплексных экспертиз микрообъектов. Эффективной будет разработка и принятие специальной межведомственной инструкции. Таким образом, несмотря на многообразие видов судебных экспертиз, назначаемых при расследовании дорожно-транспортных преступлений, тем не менее, на сегодняшний день используются не все возможности института судебных экспертиз. Сформулированные в рамках проведенного исследования рекомендации, направлены на более полное использование возможностей судебных экспертиз при расследовании данного вида преступлений. Список литературы: 1. Грибунов О.П. К вопросу о необходимости проведения экспертизы технического состояния дорог и дорожных условий при расследовании дорожно- транспортных преступлений // Известия ТулГУ. 2018. № 3. С. 18-24. 2. Пинчук Л.В. К вопросу о возможностях судебных экспертиз при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 4. С. 196-203. 3. Чусова В.Б. Заключение эксперта в системе доказательств в уголовном процессе Российской Федерации // Перспективы развития науки и образования. 2021. № 1. С. 441-444.