- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВЛИЯНИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ РФ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИЩЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2022"
Автор(ы) статьи: Салмин Е.А.
PDF файл статьиУДК 330.1 Салмин Егор Андреевич, студент 3 курса, институт экономики и управления Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, г. Ставрополь e-mail: salmin-egor.salmin2016@yandex.ru Научный руководитель: Меркулова И.В., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, г. Ставрополь ВЛИЯНИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ РФ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИЩЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ Аннотация: Статья посвящена анализу пенсионной реформы, а также ее влиянию на социальную защищенность населения. Автором отмечается актуальность данной проблемы. Приводятся положительные и отрицательные тенденции пенсионной реформы. Отмечены такие проблемы, как повышение пенсионного возраста, отсутствия пенсионных привилегий для некоторых категорий рабочего класса, в виду отсутствия стажа работы. Проблемы раскрываются с помощью табличных иллюстраций, выделяется причинно- следственная связь данных проблем. В заключении автором формируется вывод. Ключевые слова: пенсионная реформа; возраст; стаж; социальное государство; Конституция. Salmin Egor Andreevich, 3rd year student, Institute of Economics and Management North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol Scientific adviser: Merkulova I.V., candidate of economic sciences, Associate Professor, Associate Professor of Finance and Credit Department North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol INFLUENCE OF THE PENSION REFORM OF THE RUSSIAN FEDERATION ON SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Abstract: The article is devoted to the analysis of the pension reform, as well as its impact on the social security of the population. The author notes the relevance of this problem. The positive and negative trends of pension reform are given. Such problems as raising the retirement age, the lack of pension privileges for some categories of the working class, due to the lack of work experience, are noted. The problems are revealed with the help of tabular illustrations, the causal relationship of these problems is highlighted. In conclusion, the author forms a conclusion. Key words: Pension reform; age; experience; welfare state; constitution. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане имеют право на условия, обеспечивающие достойную жизнь. Это правило закреплено в ст. 7 Конституции РФ, провозглашающей наше государство социальным. На наш взгляд, социальное государство - это такое состояние, в котором все направлено на создание благоприятной среды в обществе. Пенсионное обеспечение - один из видов реализации принципов социального государства. Существующая система пенсионного обеспечения, сложившаяся в условиях доминирования государственной собственности, не гарантирует и не обеспечивает пенсионеру достойный прожиточный минимум, а субъекты управления снижают свою долю ответственности за негативные последствия для людей, которые связаны с нынешним уровнем развития общества. Следует отметить, что политика государства в области пенсионного обеспечения граждан не находит оправдания. Проблема пенсионного обеспечения стала актуальной в связи с повышением пенсионного возраста в рамках проводимой пенсионной реформы. Большинство россиян негативно отреагировали на нововведение, в том числе и ученые. Целью новой пенсионной реформы является получение коэффициента трудовой пенсии по старости в размере не менее 40% от ранее полученной заработной платы. Также к основным задачам этого процесса относятся: реализация принципа социальной справедливости, достижение уровня средней заработной платы за счет пенсионного обеспечения и укрепление прозрачной и справедливой пенсионной системы. Тенденция старения населения в РФ нарастает, что подтверждает прогноз Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 2 количества пенсионеров. Как следует из данных Прогноза, количество пенсионеров в ближайшие 30 лет будет неуклонно увеличиваться и к 2040 г. по разным сценариям составит 54,9-56,2 млн. человек, т.е. по отношению к показателям 2010 г. количество пенсионеров увеличится на 38-42% [1, с. 15-20]. Необходимость разработки стратегии модернизации пенсионной системы напрямую связана с неудовлетворительным характером ее нынешнего состояния. Среди его основных недостатков: недостаточная обеспеченность собственными источниками средств, высокая степень зависимости от трансфертов из государственного бюджета, неудовлетворительный уровень жизни основной массы пенсионеров и сдерживание реализации основных принципов пенсионного страхования граждан, утвержденных в пенсионной реформе 2002 г. Реформа пенсионной системы, начавшаяся 1 января 2002 года, представляла собой долгосрочную экономическую программу (поскольку она рассчитана на 15-20 лет), предназначенную для перехода от солидарной распределительной системы к комбинированной пенсионной системе. Последний вариант должен реализовывать элементы распределения в социально и экономически оправданных пропорциях [2, c. 45-49]. Любые нововведения всегда имеют как положительные, так и отрицательные стороны и могут быть полезны одной категории граждан и в тоже время ущемлять права другой. Рассматриваемая в этой статье пенсионная реформа также в этом контексте не является исключением. С его введением многие застрахованные лица и пенсионеры серьезно ущемляют свои права, хотя стоит отметить, что новый закон не коснется пенсионеров, вышедших на пенсию по условиям «старого» пенсионного закона. К преимуществам можно отнести возможность для граждан более активно влиять на размер своей будущей пенсии, в частности, попытаться работать легально. Базовые значения пенсий индексируются. Теперь к пенсионному стажу можно добавить военную службу и медицинскую службу. Многие граждане, в первую очередь работающие неофициально, также Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 3 могут столкнуться с недостатками пенсионной реформы: они не смогут получать полную пенсию. Самостоятельно рассчитать пенсию будет сложно. Обратной стороной также является повышение пенсионного возраста, сопровождающееся повышением норм стажа. Необходимо отметить, что негативно пенсионная реформа повлияет на такую категорию работающих граждан, как «самозанятые». Зарегистрировавшись в качестве «самозанятых», они платят профессиональный налог, однако, согласно выработанной пенсионной политике отработанное ими время не включается в стаж работы, соответственно, пенсионные выплаты будут как у безработных граждан. Вторая проблема заключалась в повышении пенсионного возраста. На наш взгляд, данное нововведение является антиобщественным, учитывая, что средняя продолжительность жизни населения России все еще довольно низкая (см. табл. 1). На 2021 год средняя продолжительность жизни в России составляет 72,1 года. По средней статистике женщины могут дожить до 77,3 года, мужчины до 67 лет. Таблица 1. Общая продолжительность жизни населения России в 2021 год, Численность Название региона населения Ингушетия 497 393 Москва 12 615 882 3 086 126 Дагестан 866 219 Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия 466 305 Необходимо суммировать данные таблицы, чтобы показать Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru лет Средняя продолжительность жизни граждан 80,05 76,77 76,39 74,61 74,44 4 Санкт-Петербург 74,42 5 383 968 Северная Осетия 699253 74,20 Чечня 1 436 981 73,45 Ставропольский край 2 795 243 73,36 72,81 3 898 628 Татарстан необоснованный рост пенсионного возраста. В среднем в 73% случаев получается, что гражданам социально выплатят пенсию от 7 до 10 лет, что, на наш взгляд, не соответствует принципам демократии. Статистическая ситуация в России такова, что в 2020 году, по данным экспертов, приходился один пенсионер на одного работающего человека. За 2021 год ситуация не поменялась. Следовательно, с возрастом россиян существующая пенсионная система не способна выплачивать даже самый низкий уровень пенсий. Поэтому в процессе реформирования необходимо пересмотреть некоторые базовые принципы пенсионной системы. Продвинутая пенсионная система связана со всеми аспектами государственной жизни и, следовательно, за время ее существования необходимо улучшить соответствующие области, от государственного образования и адекватного определения ценностей для будущих поколений до развития финансового сектора. Вероятно, что последствия экономического кризиса и плохая статистическая ситуация в России в ближайшие годы потребуют от региона больших усилий по обеспечению функционирования различных пенсионных систем. Законодательный процесс выплаты пенсий в России имеет сложную структуру, но, к сожалению, не очень эффективен. Улучшение, балансирование и внедрение структуры пенсионной системы требует времени и ресурсов. Одной из важнейших составляющих последующей работы по совершенствованию пенсионной системы в России должна стать разработка комплексного подхода к развитию обязательного накопительного пенсионного страхования и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 5 негосударственного пенсионного обеспечения, а также решение других вопросов развития пенсионного обеспечения [3, c. 258-260]. Таким образом, приоритетом новой пенсионной системы является охват большей части граждан государства, обеспечение достойного уровня жизни всем пенсионерам и другим категориям населения. Наличие у граждан достойных пенсий говорит не только о конкурентоспособном уровне социально- экономического развития государства, но и отражает состояние его моральной, культурной и правовой составляющих. Список литературы: 1. Федотов Д.Ю. Актуарное моделирование развития пенсионной системы России // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 6 (86). С. 15-20. 2. Игнатенко И.В. Состояние и перспективы российской системы пенсионного обеспечения Российской Федерации // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. 2016. № 73. C.45-49. 3. Чванова О.В. Актуальные проблемы пенсионной системы в России // Молодой ученый. 2020. № 42 (332). С. 258-260. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 6