- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2019"
Автор(ы) статьи: Черных Т.Ю.
PDF файл статьиУДК 351.712 Черных Татьяна Юрьевна студентка магистратуры Московский финансово-юридический университет Россия, г. Москва e-mail: t4er@mail.ru ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Аннотация: В статье анализируются проблемы и перспективы развития института государственных закупок. Автором исследуется сложившаяся в РФ практика формирования контрактной системы в сфере закупок, предложены пути её совершенствования. Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, аукцион, торги. Chernykh Tatyana Yuryevna master student Moscow University of Finance and Law Russia, Moscow STATE PURCHASES: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT Abstract: The article analyzes the problems and prospects of the development of public procurement. The author examines the practice of forming a contract system in the sphere of procurement in the Russian Federation, and suggests ways to improve it. Key words: public procurement, contract system, auction, bidding. В Российской Федерации отношения, связанных с размещением заказов на оказание услуг, выполнение работ и поставку товаров для муниципальных и государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44-ФЗ). В сфере закупок в качестве одного из фундаментальных принципов контрактной системы выступает принцип обеспечения конкуренции. Определение термина «конкуренция» закреплено нормами Федерального Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 2 закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Под конкурен- цией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Суть принципа обеспечения конкуренции раскрывается положениями ст. 8 ФЗ № 44-ФЗ, закрепляющей направленность контрактной системы в сфере закупок на формирование равных для каждого из ее участников условий в целях обеспечения конкуренции между ними. В РФ одним из самых популярных способов организации закупок является закупка у единственного поставщика, электронный аукцион и запрос котировок [1]. Таким образом, закупается половина товаров и услуг, в том числе, самими органами власти, которые должны поддерживать конкуренцию. При заключении государственного и муниципального контракта закупка начинается с определения поставщика и заканчивается исполнением обязательств. В этой связи, интерес представляет анализ правовой основы поставок. Действующие нормы законодательства, касающиеся государственного и муниципального размещения заказа, неопределенно трактуются «заказчиками», «участниками торгов и запросов котировок» и «контролирующими органами в сфере размещения заказов». Из-за чего не редки случаи противоположных разъяснений положений закона федеральными органами власти, с неоднозначной припиской в конце разъяснительных документов, что орган дающий ответ «не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации». Серьезную угрозу конкуренции на рынке государственных закупок представляет сговор участников закупок между собой, либо с организаторами закупок [2]. Опасность такого сговора на торгах заключается в подавление внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в соглашении; создании дополнительных барьеров для входа на рынок новых фирм; монополизации производства и сбыта товара, снижение его 3 качества и ассортимента [3]. На сегодняшний день, государственной задачей становится стимулирование создания и развития новых предприятий и индивидуальных предпринимателей посредством использования механизма более активного включения в сферу закупок среднего и малого бизнеса. Указанное будет способствовать обеспечению нужд государства, что предоставит возможность практической реализации конституционного принципа поддержки конкуренции, не ограничиваясь только защитой конкуренции. Важным этапом в государственных закупках является контроль, мониторинг и аудит закупок. Предусматривается несколько видов контроля, включая общественный контроль, осуществляемый гражданами и их общественными объединениями с момента размещения в единой информационной системе плана закупок, направленный на содействие развитию контрактной системы, выявлению нарушений и их предупреждению. Осуществление аудита в сфере закупок входит в компетенцию Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов и муниципальных образований РФ. В ходе аудита соответствующие органы осуществляют информационную и экспертно-аналитическую деятельность, заключающуюся в анализе, проверке и оценке информации относительно целесообразности, законности, своевременности и обоснованности закупок, результативности и эффективности расходов [4]. В качестве объектов аудита выступают контракты (исполненные, заключенные и планируемые к заключению). Проведенный анализ сложившейся в РФ практики формирования контрактной системы в сфере закупок позволяет выявить существующие на рынке государственных закупок проблемы. В первую очередь, стоит отметить низкий уровень рынках конкуренции на данных. Достаточно велика доля несостоявшихся процедур, при которых была подана или допущена единственная заявка. Кроме того, присутствуют нарушения действующего законодательства, в частности: нарушение сроков закупки; подготовка заказчиками документации о закупке под определенного поставщика; установление дискриминационных условий контракта; укрупнение лотов; 4 необоснованный недопуск участников; неправильный выбор способа закупки; предъявление к продукции завышенных требований; установление субъективных критериев в порядке оценивания заявок, и т.д. Кроме того, имеет место также сговор участников рынка бюджетных закупок между собой. Совершенствование контрактной системы должно быть направлено на внедрение новых форм электронных закупок, централизацию закупок и поставок продукции, оптимизацию системы контроля и развитие системы контрактов долгосрочного характера. Целесообразным представляется перевод в электронный формат конкурентных процедур определения поставщика; автоматическую рассылку извещения о государственных закупках потенциальным поставщикам через единую информационную систему; внедрение в качестве способов закупок электронный конкурс, электронный магазин, электронный запрос предложений, электронный запрос котировок. На уровне субъектов РФ и муниципалитетов эффективная модель управления контрактной системой должна формироваться на основе уполномоченного органа. Централизация закупок предоставит возможность оптимизации системы контроля, привлечения квалифицированных специалистов, снижения коррупционных рисков. Следствием совершенствования в РФ контрактной системы станет рост конкуренции на рынке государственных закупок, повышение открытости закупок, снижение издержек и коррупционных рисков. Список литературы: 1. Медоева С.А. Совершенствования механизма государственных закупок в Российской Федерации // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник трудов научной конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 198-202. 2. Петренко А.В. Проблема реализации принципа обеспечения конкуренции контрактной системы в сфере государственных закупок // Экономические системы. 2016. № 4. С. 95-97. 5 3. Федотов А.В. Проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства: сборник трудов научной конференции. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 219-230. 4. Храмова Е.Ю. Контрактная система в сфере государственных закупок: проблемы и перспективы развития // Молодой исследователь: сборник трудов научной конференции. Челябинск: ЮУГУ, 2016. С.225-231. 6