- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ С ЭЛЕКТРОННЫМ И БУМАЖНЫМ ТЕКСТОМ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2022"
Автор(ы) статьи: Барыбина А.М.
PDF файл статьиУДК 37.013.46 Барыбина Анастасия Максимовна, студентка 4 курса бакалавриата, Факультет иностранных языков Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород e-mail: abaribina@yandex.ru ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ С ЭЛЕКТРОННЫМ И БУМАЖНЫМ ТЕКСТОМ Аннотация: Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – электронные ресурсы. Одной из основных частей информатизации образования является использование электронных учебников в образовательных дисциплинах. Ключевые слова: работа со школьниками, печатные и электронные тексты, информационные технологии. Barybina Anastasia Maksimovna, 4th year bachelor student, Faculty of Foreign Languages Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod FEATURES OF THE ORGANIZATION OF WORK OF SCHOOLCHILDREN WITH ELECTRONIC AND PAPER TEXT Abstract: The rapid development of new information technologies and their introduction in our country have left an imprint on the development of the personality of a modern child. Today, a new link is being introduced into the traditional teacher– student–textbook scheme – a computer, and electronic resources are being introduced into the school consciousness. One of the main parts of informatization of education is the use of electronic textbooks in educational disciplines. Keywords: work with schoolchildren, printed and electronic texts, information technologies. Внутри проблем современного школьного образования наиболее актуален вопрос школьного учебника, который является одним из основных 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru составляющих образовательного процесса. Центральное место в обсуждаемой проблеме занимает ответ на вопрос: для кого пишется учебник — для педагога или для ученика? Как это ни удивительно, но традиционный учебник написан для учителя. Учебник должен постоянно использоваться на уроке, так и в самостоятельной деятельности школьников в течение всего периода обучения, т.е. с 5-го по 11-й класс, именно как учебник, а не хрестоматия. Но наблюдается массовый отказ от работы с учебником именно как с учебной книгой, а не с хрестоматией, справочником. Это происходит потому, что написанное в учебнике зачастую не соотносится для ученика с тем, что делается на уроке. Обучающийся воспринимает учебник только как источник информации или задачник. Учебник должен сориентировать юного читателя на понимание художественного текста, а не на усвоение какой – либо современной и доказательной интерпретации его. Учебная книга должна быть ему интересна [3, с. 81]. Анализ определений свидетельствует об отсутствии единого понимания того, что есть школьный учебник, а различные определения учебника задают различные его функции и неоднозначно раскрывают роль его в процессе обучения. Тем не менее, выработка некоторого представления о содержании, назначении и структуре учебной книги с научно-методической стороны и учёт психолого-педагогических знаний является актуальной задачей в теории и практике образования [4, с. 117]. Стиль школьного учебника должен быть выдержан в жанре учебно- научной литературы без каких-либо элементов занимательности. Однозначно, учебник – это книга, в которой представлено научное, последовательное изложение содержания предмета. Граница между учебно-научной и научно- популярной литературой приводит к тому, что школьный учебник превращается в скучную, неинтересную книгу для ученика [1, с. 344]. Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины [5, с. 234]. Электронный учебник часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: 1. обеспечивает практически мгновенную обратную связь; 2. помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; 3. существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; 4. наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа- технологий) 5. позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу. Электронный учебник часто рассматривается, прежде всего, как источник информации. Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране [2, с. 21]. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника. Организация учебной деятельности с использованием 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru электронных учебников, несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Список литературы: 1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2015. 254 с. 2. Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе // Школьные технологии. 2018. № 1. С. 3-18. 3. Бухарина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе. 2017. № 4. С. 7-8. 4. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе. 2017. № 4. С. 29-33. 5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2020. 32 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2022 https://tribune-scientists.ru 4