- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2019"
Автор(ы) статьи: Жучкова Л.В., Осипов А.А.
PDF файл статьиУДК 334.012 Жучкова Лариса Витальевна, студентка Новосибирский государственный технический университет, Россия, г. Новосибирск, е-mail: kyzy2001@mail.ru Осипов Алексей Александрович, студент Новосибирский государственный технический университет, Россия, г. Новосибирск е-mail: banov.a@mail.ru Научный руководитель: Аксенова Наталья Ивановна кандидат экономических наук, доцент Новосибирский государственный технический университет Россия, г. Новосибирск ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация: В данной статье описывается разработанная Правительством Российской Федерации Стратегия развития малого и среднего бизнеса. И в соответствии с целью и миссией стратегии развития предпринимательства в России, был представлен анализ деловой активности в Новосибирской области, выражающийся в экономических показателях деятельности малого предпринимательства. Также, за аналогичный период, представлено сравнение муниципальных округов сибирского Федерального округа по нормализованным показателям деловой активности. Ключевые слова: малый бизнес, стратегия, показатели развития малого предпринимательства, оценка эффективности малого бизнеса, критерии оценки. Zhuchkova Larisa Vitalievna, student Novosibirsk State Technical University, Russia, Novosibirsk Osipov Alexey Alexandrovich, student Novosibirsk State Technical University, Russia, Novosibirsk Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 1 Scientific adviser: Aksenova Natalya Ivanovna Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Novosibirsk State Technical University Russia, Novosibirsk ASSESSMENT OF THE LEVEL OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN THE NOVOSIBIRSK REGION Abstract: This article describes the Strategy of development of small and medium-sized businesses developed by the government of the Russian Federation. And in accordance with the purpose and mission of the strategy for the development of entrepreneurship in Russia, the analysis of business activity in the Novosibirsk region, expressed in the economic performance of small businesses, was presented. Also, for the same period, the comparison of municipal districts of the Siberian Federal district on normalized indicators of business activity is presented. Keywords: Small business, strategy, indicators of small business development, evaluation of small business efficiency, evaluation criteria. Развитие малого бизнеса является одним из условий перехода страны к полноценным рыночным отношениям и устойчивому развитию экономики. Считается, что страны с долей малого бизнеса в ВВП более 40%, имеют «правильно» направленные государственные реформы в области регулирования и формирования привлекательного инвестиционного климата. Доля малого бизнеса в ВВП, стран с менее эффективными мерами регулирования, как правило, не превышает 10% – 20%. Основная проблема данной работы заключается в определении показателей деятельности субъектов малого предпринимательства, которые помогут дать объективную оценку уровню развития малого бизнеса в регионе, а также смогут послужить основой для расчетных величин, применимых в дальнейшем анализе. В соответствии с распоряжением правительства РФ разработана стратегия развития малого и среднего бизнеса на период до 2030 года [3]. Миссия данной стратегии была сформулирована следующим образом: развитие малого предпринимательства в регионах должно обеспечивать рост качества и уровня жизни населения, стабильную занятость, и более глобально, реализация Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 2 стратегии должная обеспечить конкурентоспособность экономики страны на мировом рынке. Аналогичным образом была выведена основная цель стратегии развития малого бизнеса. Итак, цель стратегии – развитее сферы малого предпринимательства. Стратегия строится на следующих принципах: Первостепенно, учет интересов малых предпринимателей; Выведение на первый план положительных сторон законного ведения бизнеса – легализация; Государственное субсидирование малых предприятий, если их деятельность эффективна и видны перспективы развития – ускорение развития; Гарантии стабильных правил ведения предпринимательской деятельности – хороший инвестиционный климат [2]. Показателем развития региона является развитие малого предпринимательства и эффективность его деятельности. Результаты реализации стратегии на 2018 год в Новосибирской области представим в виде таких объективных показателей как число малых предприятий, численность работников (без внешних совместителей) занятых в секторе малого предпринимательства и инвестиции в основной капитал, данная методика оценки уровня развития была сформулирована. Приведем динамику данных показателей в таблице 1 [4]. Таблица 1 Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства Новосибирской области за 2013 – 2018 гг Абсолютные значения показателей Показатели 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Число 53792 57136 70552 72173 77405 76086 предприятий, единиц Среднесписочная численность 93859 96857 122448 128182 92878 136382 работников, чел. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 3 57136 53792 70552 72173 Оборот организаций, 166226,9 201099,6 295913,1 608786,3 409388,3 629994,4 млн. руб. Инвестиции в основной 5610,0 6047,4 6340,0 10343,3 7041,9 8948,0 капитал, млн. руб. Важно отметить, что при анализе были учтены только микропредприятия, чья среднесписочная численность сотрудников не превышает 15 человек [1]. На рисунке 1 представим графическое отображение динамики изменения числа таких организаций. 90000 77405 76086 80000 й и 70000 т я и р 60000 п д е 50000 р п о 40000 р к и м 30000 о л 20000 ч м Ч 10000 0 201320142015201620172018 Рис. 1. Динамика числа организаций малого предпринимательства Новосибирской области Рисунок 1 наглядно демонстрирует рост числа организаций, составляющий малый бизнес в Новосибирской области, за пятилетний период увеличение, в абсолютном выражении составило 22 294 организаций, а темп роста к базисному году 141,4%. Среднесписочная численность работников, занятых в секторе малого бизнеса за период увеличилась на 42 523 человека, а темп роста данного показателя к базисному году составил 145,3%. При этом, такое соотношение темпов роста данных показателей нельзя назвать оптимальным, то есть штат сотрудников, каждой вновь созданной 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru организации состоит либо только из одного учредители, либо из учредителя и одного наемного работника. В свою очередь, оценку эффективности ведения малого бизнеса можно продемонстрировать при помощи расчетных значений. Так в 2013 году на одно микропредприятие в среднем приходилось 3,09 млн. руб., а к 2018 году средний оборот увеличился до 8,28 млн. руб. Таким образом, за период, с момента утверждения стратегии развития малого бизнеса, были приведены в реализацию основные принципы и цель стратегии. Это подтверждают данные таблицы, так как значительный прирост количества малых предприятий обусловлен, в первую очередь, тем, что в регионе были приведены в действие принципы регламентированной стратегии. Также оценку уровня развития можно провести при помощи «нормализованных» показателей. Для этого проведем анализ уровня развития малого предпринимательства в сибирском Федеральном округе, по критериям выделенным в таблице 2. Таблица 2 Нормализованные показатели уровня развития муниципальных образований Сибирского федерального округа за 2018 год Значения показателей Муниципальные образования По числу МП на 1 тыс. Доля МП в общем числе малых и средних, % населения Республика Алтай 99,48 40,7 28,3 Республика Бурятия 99,87 22,1 99,89 Республика Тыва 33,7 99,82 Республика Хакасия Алтайский край 99,69 33,6 24,3 Забайкальский край 99,79 38,0 Красноярский край 99,72 Иркутская область 36,9 99,71 99,71 27,0 Кемеровская область Новосибирская область 52,3 99,67 35,4 Омская область 99,72 99,73 Томская область 40,9 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru Таблица 2 дает возможность охарактеризовать уровень развития малого бизнеса в Новосибирской области только при помощи определения места, занимаемого определенным регионом в зависимости получившихся значений. Чем больше малых предприятий приходится на тысячу населения, тем в большей степени можно считать удовлетворенными базовые потребности населения региона. Таким образом, по первому критерию, Новосибирскую область можно считать привлекательной для инвестиций в малый бизнес, по сравнению с другими муниципальными образованиями Сибирского ФО, а как следствие и выполнение принципов стратегии. Исходя из удельного веса малых предприятий в общей сумме малых и средних, Новосибирская область занимает лишь 11 место из 12 возможных. При этом, большая доля малых предприятий также подтверждает следование миссии государственной стратегии развития малого предпринимательства. Малое предпринимательство является самостоятельным сектором рыночной экономики. В настоящее время, развитие малого предпринимательства рассматривается в качестве важного механизма диверсификации экономики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Поэтому Федеральные мероприятия и муниципальные проекты, по поддержке малого предпринимательства, направлены на содействие устойчивому развитию действующих субъектов малого бизнеса. Подводя итог данного исследования, можно говорить о том, что его содержание соответствует поставленной цели. По методике, представленной, были представлены экономические и расчетные (нормализованные) показатели деятельности субъектов малого предпринимательства. По рассмотренным критериям сделан краткий вывод о динамики и развитие малого бизнеса в Новосибирской области на конец 2018 года. И также, при помощи нормализованных показателей уровня развития малого бизнеса, выявлено место, занимаемое Новосибирской областью среди муниципальных образований сибирского Федерального округа. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru Список литературы: 1. Федеральная налоговая служба: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Постановление мери города Новосибирска от 20.10.2017 № 4774 «О муниципальной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства города Новосибирска» на 2018 – 2020 годы» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 7