- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2019"
Автор(ы) статьи: Олисеевец М.А.
PDF файл статьиУДК 2964 Олисеевец Марк Алиевич, студент Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт Россия, г. Москва e-mail: oliseevets@inbox.ru Научный руководитель: Санталова Марина Сергеевна, старший преподаватель, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт Россия, г. Москва АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: Данная статья содержит информацию об оценке эффективности стимулирования импортозамещения в Российской Федерации. Анализ проведен на основе анализа нормативных правовых и стратегических документов, научных работ по теме стимулирования импортозамещения, статистических данных, представляемых Росстатом и ФТС России. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью оценки промежуточных результатов реализации политики импортозамещения, выявления наиболее остро стоящих проблем, а также поиска потенциальных направлений развития. Ключевые слова: импортозамещение, промышленность, экспорт, импорт, экономическая безопасность, государственная поддержка промышленности. Oliseevets Mark Alievich, student National Research University Moscow Power Engineering Institute Russia, Moscow Scientific adviser: Santalova Marina Sergeevna, Senior Lecturer, National Research University Moscow Power Engineering Institute Russia, Moscow ANALYSIS OF IMPORT SUBSTITUTION POLICIES IN RUSSIAN FEDERATION 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru Abstract: This article contains information on assessing the effectiveness of import substitution promotion in the Russian Federation. The analysis was carried out on the basis of the analysis of regulatory legal and strategic documents, scientific articles on the topic of import substitution promotion, statistics provided by Federal State Statistics Service and the Federal Customs Service of Russia. The relevance of this article is due to the necessity of assessment of the intermediate results of the implementation of the import substitution policy, identify the most pressing problems, and also search for potential areas of development. Keywords: import substitution, industry, export, import, economic security, state support for industry. Товарная структура импорта Российской Федерации до 2014 года характеризовалась преобладанием продовольственных продуктов, сырья, текстиля и текстильных изделий, высоким уровнем зависимость от импорта в промышленности. В 2014 году в отношении России со стороны США и Евросоюза была реализована первая волна санкций. Ответные меры России по реализации элементов политики протекционизма, введение продовольственного эмбарго и утверждение курса на обеспечение развития промышленности привели к усилению экономической безопасности и стимулированию импортозамещения в стратегически важных отраслях. Что в данном случае подразумевается под экономической безопасностью? Сегодня вопросам экономической безопасности уделяется все больше внимания. Так, академик Л.И. Абалкин определяет экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость отечественной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию». Политика импортозамещения является реализацией данного понимания экономической безопасности на практике. С введения первых ответных на санкции мер прошло 5 лет. Анализ статистических данных за этот период уже позволяет оценить эффективность проводимой государством политики в части импортозамещения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 2 Под политикой импортозамещения принято понимать политику, направленную на оптимизацию доли импорта посредством стимулирования национальных производителей и снижения импорта с помощью протекционистских инструментов. Основным нормативным правовым актом является Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Нормативно-правовая база активно совершенствуется: активно внедряются и реализуются новые законопроекты, вносятся поправки в уже существующие. Особое внимание уделяется отраслевым планам мероприятий по импортозамещению. Сосредоточение мер поддержки на конкретных отраслях, особенно с привязкой к конкретному региону существенно повышает эффективность проводимой политики и обеспечивает адресную помощь предприятиям. Ключевым программным документом развития базовых отраслей промышленности является государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее – государственная программа), на реализацию которой предусмотрено более 3097 млрд. рублей. В целях совершенствования и оптимизации государственной поддержки базовых отраслей проводится работа, направленная на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции, при этом в качестве унифицированного механизма предполагается предоставление на конкурсной основе льготного финансирования организациям, принявшим обязательства по реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности, в целях увеличения объемов реализации конкурентоспособной продукции [1]. Данный механизм позволяет консолидировать усилия органов государственной власти (в том числе различных уровней) и организаций по достижению поставленных целей, способствовует повышению эффективности реализации государственной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 3 политики, обеспечивая предоставление государственной поддержки на основе принципов прозрачности, объективности и равного доступа. Одним из аспектов проведения анализа эффективности проводимой государством политики импортозамещения является рассмотрение товарной структуры импорта и экспорта в период с 2013 по 2018 год. По состоянию на 2013 год объем экспорта составил 525,98 млрд долл. США. Экспорт по данным за 2018 год составил 449,56 млрд долл. США. Сокращение объема составило 14,5 %. Снижение показателя в стоимостном выражении, в том числе обусловлено санкциями в отношении России и изменением курса валют, так как показатель измеряется в долларах США. Так, по состоянию на 31 декабря 2013 года курс составил 32,73 рубля за 1 долл. США, а по состоянию на 30 декабря 2018 года – 62,93. В части реализации политики ипортозамещения особый интерес вызывает анализ непосредственно товарной структуры. К 2018 году на 6 % снизился экспорт минеральных продуктов, в стоимостном выражении разница составляет 84 млрд долл. США, что говорит о снижении сырьевого экспорта. Также наблюдается на 1 % снижение экспорта драгоценных камней и металлов. Особое внимание следует уделить росту экспорта продовольственных товаров, изделий из древесины и недрагоценных металлов, а также машин и оборудования. Так, в период с 2013 по 2018 годы экспорт продовольственных товаров и переработанного сельскохозяйственного сырья в стоимостном выражении увеличился в 1,5 раза. Предлагаем ознакомиться с изменениями в части товарной структуры экспорта Российской Федерации за 2013 и 2018 годы на рисунке 1 [5, 6]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 4 Рисунок 1. Товарная структура экспорта Российской Федерации за 2013 и 2018 годы.1 Приведенные выше данные свидетельствуют о преобладании по состоянию на 2013 год в товарной структуре экспорта ресурсов, в то время как по состоянию на 2018 год наблюдается значительный рост экспорта готовой продукции, что свидетельствует об эффективности стимулировании внутреннего производства. По состоянию на 2013 год объем импорта составил 315,3 млрд долл. США. Импорт по данным за 2018 год составил 238,49 млрд долл. США. Сокращение объема в стоимостном выражении составило 24,3 %. Важно отметить, что структура импорта не потерпела серьезных изменений. На рисунке 2 показана товарная структура импорта Российской Федерации в торговле со всеми странами в 2018 году. 1 Составлено автором на основе данных ФТС России. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 5 Рисунок 2. Товарная структура импорта Российской Федерации в торговле со всеми странами в 2018 году2 В товарной структуре импорта преобладает категория «Машины, оборудование и транспортные средства», что говорит о зависимости российской промышленности от средств производства, приобретаемых Россией зарубежом. Несмотря на то, что российский экспорт преобладает над импортом (примерно в 2 раза), сложилась ситуация, характеризующаяся перекосом продуктового и сырьевого экспорта и технологичного импорта. Вследствие этого происходит сильнейшая экономическая и политическая зависимость России от поставщиков оборудования [2]. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно только за счет инноваций, стимулирования инвестиций и создания принципиально новых технологических производств [3]. Таким образом, складывается ситуация, что продукция, производимая с целью импортозамещения, производится на оборудовании, поставляемом из других стран. В части сокращения технологического импорта и выравнивания ситуации особое внимание следует уделить мероприятиям подпрограммы «Развитие производства средств производства», разработанной с целью снижения 2 Составлено автором на основе данных ФТС России. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 6 зависимости отраслей российской промышленности от импортных средств производства [4]. Одним из показателей, свидетельствующих о достижении поставленной в подпрограмме цели является «объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами». Таблица 1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по отдельным видам экономической деятельности Российской Федерации (млн. рублей)3 Наименование вида деятельности 2016 2017 2018 Темп роста Добыча полезных ископаемых 11739652 13916165 18267392 155,60 Обрабатывающие производства 34967065 38733173 44979239 128,63 Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование 5051520 5379682 5819623 115,21 воздуха Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации 902516 1022498 1181871 130,95 отходов, деятельность по ликвидации загрязнений Анализ таблицы демонстрирует положительную динамику, которая обусловлена ведением активной политики в части поддержки промышленности в целом. Государственная политика в области импортозамещения сводится к созданию благоприятных условий для развития производства продукции и средств производства. Ведение эффективной промышленной политики государства предполагает разнообразный арсенал методов и инструментов государственной поддержки индустрии. Важно отметить, что реализация разработанных методов и инструментов должна быть увязана с стратегическими целями развития страны, носить долгосрочный и общегосударственный характер. Министрерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг России) в государственной информационной системе промышленности заявляет наличие 1292 меры поддержки промышленных 3 Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Данные приведены по кругу крупных, средних и малых (включая микро) организаций по фактическим видам экономической деятельности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 7 предприятий 4, направленных на стимулирование развития промышленности, в том числе с целью реализации политики импортозамещения. Меры поддержки с позиции Минпромторга России подразделяются на финансовые и нефинансовые. В части реализации финансовых инструментов (самых распространенных) особую роль играет Фонд развития промышленности (далее – ФРП), который на данный момент является драйвером развития промышленности. Так, программы финансирования при участии ФРП распространяются на проекты развития, станкостроение, комплектующие изделия, конверсию, лизинговые проекты, маркировку лекарств, производительность труда, цифровизация промышленности. Например, продовольственная независимость достигается повышением объема таких отраслей как сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности. Сегодня отрасль сельскохозяйственного машиностроения – это более 100 высокоэффективных и стремительно развивающихся предприятий, расположенных на всей территории Российской Федерации. Отгрузка отечественной сельскохозяйственной техники в Российской Федерации с 2013 г. по 2018 г. увеличилась более чем в 3 раза, с 30,5 млрд рублей до 100,6 млрд рублей5. Доля российской сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке в 2018 г. выросла на 36 процентных пункта по сравнению с 2013 г. с 24 процентов до 60 процентов. Вместе с тем по отрасли сохраняется высокая зависимость от импорта сельскохозяйственной техники. Рынок машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, только за 2017 - 2018 гг. вырос на 14%. При этом доля отечественного оборудования на внутреннем рынке России составила 42%. Объем произведенной продукции машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности на территории Российской Федерации за 2018 год оценивается в 53,4 млрд руб. 4 Данные по состоянию на 7 октября 2019 г. 5 Оперативные данные Минпромторга России Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 8 Политика импортозамещения – комплекс мер, который сочетает в себе и политику протекционизма, и стимулирующие меры, направленные на развитие внутреннего производства. На данный момент в России сложилась противоречивая ситуация: растет объем внутреннего производства, снижается объем закупаемых зарубежом ресурсов, однако объем ввозимых средств производства по-прежнему составляет половину от общего объема импорта. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что политика импортозамещения в России реализуется не в полном объеме. Тем не менее, сегодня руководство страны особое внимание уделяет внедрению новых технологий, модернизации уже существующих промышленных предприятий, а также способствует появлению новых. Реализуемые меры носят долгосрочный характер, именно поэтому выводы об эффективности политики импортозамещения в России в части обеспечения предприятий отечественными средствами производства преждевременны. Потенциал реализации политики импортозамещения используется не в полном объеме. Импортозамеещение теперь процесс, который связан с внедрением высокотехнологичных производств и цифровизацией отраслей промышленности. При расчете показателей эффективности политики импортозамещения использовались данные ФТС России, Росстата и Минпромторга России. Практическая значимость статьи заключается в том, что проведенный анализ позволяет в перспективе двух-трех лет оценить эффективность политики импортозамещения в России и выявить соответствующие направления развития. Список литературы: 1. Иваницкая В. В. Эффективность политики импортозамещения в Российской Федерации // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. №4 (8). Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-politiki-importozamescheniya-v- rossiyskoy-federatsii-2 (дата обращения: 09.10.2019). 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 2. Положихина М.А. Импортозамещение в России: достижения и проблемы (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. 2018. № 2. С. 203-210. 3. Толкачев С.А. Дуализм системы государственной поддержки промышленных инноваций в России // Экономическое возрождение России. 2018. № 1 (55). С. 42-57. 4. Шаюк Е.И. Значение контрольно-надзорных органов в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности // Муниципальная академия. 2017. № 2. С. 79-82. 5. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://customs.ru (дата обращения 05.10.2019) 6. Официальный сайт Федеральной таможенной статистики внешней торговли [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:1223273171613352::NO::: (дата обращения 08.10.2019) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 10