- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
Понятие и значение принципов государственной гражданской службы
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2018"
Автор(ы) статьи: Уткина Н.Ю.
PDF файл статьиУДК 34 Уткина Н.Ю. Студентка магистратуры 1 курс, Юридический институт Томский государственный университет, Россия, г. Томск Понятие и значение принципов государственной гражданской службы Аннотация: статья посвящена основным принципам государственной гражданской службы РФ, закрепленным в Федеральном законе от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В работе дается определение понятия «принципы государственной гражданской службы», содержательная характеристика законодательно закрепленных принципов гражданской службы, определяется их значение для данного института в целом. Ключевые слова: понятие принципов гражданской службы, содержание принципов, легально закрепленные принципы, значение принципов гражданской службы. Annotation: The article deals with the basic principles of the state civil service of the Russian Federation enshrined in Federal Law №79-FZ. In this study defines the concept of "principles of the state civil service", a description of the legally fixed principles of civil service, determines their significance for the institute as a whole. Key words: concept of civil service principles, content of principles, legally fixed principles, the importance of the principles of civil service. В правовой литературе под принципами принято понимать основные, ведущие начала и идеи, нашедшие отражение в законодательстве, на которых базируется правовое регулирование тех или иных общественных отношений. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 1/2018 http://tribune-scientists.ru Данный термин глубоко и всесторонне рассмотрен в правовой литературе. Например, С.С. Алексеев понимает под принципами права исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни 1; с. 102. Значение принципов переоценить сложно. Именно благодаря принципам обеспечивается единство, взаимосвязанность и непротиворечивость норм права 2; с. 76. Институт государственной гражданской службы также имеет присущие ему принципы, позволяющие раскрыть сущность гражданской службы, ее назначение и функции. В.М. Манохин определяет принципы государственной службы как требования, которые обязательны для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе. С ними связаны определенные основы – постоянные, твердые, на которых зиждется и функционирует интересующий объект, система отношений и т.д. 3; с. 135. Соответственно, принципы государственной гражданской службы можно определить как основополагающие идеи, закрепленные в законодательстве и определяющие порядок организации и осуществления государственной гражданской службы. В правовой литературе встречается точка зрения, согласно которой государственную гражданскую службу необходимо рассматривать в двух аспектах: как реализацию функций государства и как вид профессиональной деятельности и в соответствии с этим подразделять ее принципы на два вида: принципы осуществления государственной гражданской службы и принципы организации государственной гражданской службы. Первую группу принципов можно также назвать принципами деятельности государственных служащих, а вторую – принципами правового регулирования государственной гражданской службы. 4; с. 86. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 1/2018 http://tribune-scientists.ru В статье 4 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» 5 приведен перечень принципов гражданской службы РФ: Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина назван первым в перечне принципов гражданской службы, он основывается на ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" 6. Это конституционное положение – проявление общего подхода в нашем праве к сущности и предназначению государства, к месту в нем как гражданина, так и человека вообще, основам их взаимоотношений 2; с. 88. Государственная служба как институт государства должна способствовать обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации означает, что государственная гражданская служба, несмотря на разделение на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов РФ, представляет собой единую систему, призванную реализовывать функции государства. Равный доступ граждан РФ к государственной гражданской службе имеет определяющее значение для правовой характеристики государственной службы. Данный принцип исходит из положения Конституции РФ (ч. 4 ст. 32): "Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе" 6. Это означает недопущение дискриминации и необоснованных ограничений при поступлении на государственную службу. На обеспечение осуществления указанного принципа направлена система конкурсного отбора кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» 7 конкурс обеспечивает конституционное право граждан РФ на равный доступ к Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 1/2018 http://tribune-scientists.ru государственной гражданской службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе. Государственная гражданская служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков. Поэтому Закон предусматривает принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих 5. Указанный принцип содержит указание на необходимость обладания госслужащими достаточным уровнем образования, практических навыков, способностей и определенных личностных качеств в пределах, необходимых для осуществления своих должностных полномочий на практике на самом высоком качественном уровне, а также на необходимость знания служащими самих этих пределов и строгого их соблюдения 2; с. 108. Реализации этого принципа должны способствовать требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности государственной гражданской службы (ст.12). Кроме того, обеспечению принципа профессионализма и компетентности отвечает проведение профессиональной переподготовки, повышение квалификации и стажировка служащих (ст. 62 - 63). Принцип стабильности государственной гражданской службы является необходимым условием функционирования данного института. Только в условиях стабильности и уверенности в своем завтрашнем дне государственный гражданский служащий может эффективно исполнять свои функции. Проявлением данного принципа является установление исчерпывающего перечня случаев заключения срочного служебного контракта (ст. 25); закрепление правил о переводе гражданских служащих (ст. 28) и об изменении существенных условий служебного контракта (ст. 29); определение гарантий для государственного гражданского служащего при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы (ст. 31) и др. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 1/2018 http://tribune-scientists.ru Принцип доступности информации о государственной гражданской службе основывается прежде всего на ч. 2 ст. 24 Конституции РФ: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом" 6. Проявлением вышеназванного принципа является включение представителей научных, образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, в ряд комиссий, к которым относятся: комиссия по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов, конкурсная и аттестационная комиссии 5. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами вытекает из самого названия гражданской службы. При этом в принятии своих решений гражданские служащие не должны зависеть от политических партий и иных общественных объединений, не должны подвергаться давлению с их стороны. Гражданские служащие обязаны исполнять поручения только соответствующих руководителей. А в этом состоит суть принципа защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Таким образом, можно сказать, что принципы государственной службы, в том числе гражданской, определяются ее спецификой, повышенной значимостью деятельности государственных служащих в механизме государственного управления. Принципы составляют основу института гражданской службы, обеспечивают его стабильность и развитие. Законодательное закрепление принципов гражданской службы имеет важное значение для дисциплинированности самих служащих. Литература: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 1/2018 http://tribune-scientists.ru 1. Алексеев С.С. Проблемы теории права: курс лекций в 2 т. / В.М. Семенов. – Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1972. – 396 с. – Т. 1. 2. Трынченков А.А. Государственная служба в органах исполнительной власти субъектов РФ (по материалам Западной Сибири): дис. канд. юр. наук / А.А. Трынченков. - Томск, 1999. – 266 с. 3. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование / В. М. Манохин. - М.: Юристъ, 1997. – 295 с. 4. Иоголевич Н.И., Сагандыков М.С. Принципы государственной гражданской службы: соотношение конституционного и административного законодательства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. №43. С.85-88. 5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 №79-ФЗ // Собр.законодательства Рос. Федерации. – 2004. - N 31. - Ст. 3215. 6. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – // Рос. газ. – 1993. – 25 дек. - №237. 7. О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №112 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - N 6. - Ст. 439. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 1/2018 http://tribune-scientists.ru