- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ В СИСТЕМЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2021"
Автор(ы) статьи: Прошина Т.Н.
PDF файл статьиУДК 37.06 Прошина Татьяна Николаевна учитель химии и биологии МБОУ средняя школа № 4 Россия, г. Выкса e-mail: proshina.tanya1996@yandex.ru ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ В СИСТЕМЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Аннотация: В статье рассмотрена методика преподавания проблемно- развивающих опытов при изучении неорганической химии. Использование различных видов школьного химического эксперимента на уроках химии стимулирует познавательный интерес и мотивацию у учащихся. Ключевые слова: школьный химический эксперимент, проблемно- развивающие опыты, познавательная деятельность. Proshina Tatiana Nikolaevna chemistry and biology teacher MBOU secondary school number 4 Russia, Vyksa CHEMICAL EXPERIMENT IN INORGANIC CHEMISTRY IN THE SYSTEM OF PROBLEM LEARNING Abstract: The article discusses the methodology for teaching problem- developing experiments in the study of inorganic chemistry. The use of various types of school chemistry experiment in chemistry lessons stimulates cognitive interest and motivation in students. Key words: school chemistry experiment, problem-developing experiments, cognitive activity. Химические эксперименты в общеобразовательной школе проводятся с целью повышения общих и углубления специальных знаний учащихся, формирования диалектического и системного мышления, позволяет овладевать логическими методами познания [4]. Ценность химического эксперимента состоит в том, что учащиеся приобретают умения, знания и навыки, облегчающие им переход от практической деятельности, развивая интерес к теоретическим вопросам химии. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Учителю необходимо преподносить учебный материал по химии так, чтобы у учащихся развивалась мотивация к познаниям. Для развития процесса обучения, учитель должен использовать определенные методы обучения: методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; методы организации учебной деятельности; метод контроля и самоконтроля за счет познавательной деятельности [3]. Анализ методической литературы по проблеме использования различных видов химических опытов на уроках помог нам разработать исследование. Экспериментальной базой стала школа МБОУ СШ № 4, г.Выксы, Нижегородской области. В исследовании приняли участие ученики 9 «Б» и 9 «В» класса. Так, например, на уроке «Классификация химических реакций» предлагались задания по ознакомлению с темой: 1. Рассмотреть признаки протекания химических реакций. (1 опыт – разложение NH4OH, 2 опыт- Ba(OH)2 + H2SO4, 3 опыт- Al(OH)3↓+HNO3, 4 опыт- Na2CO3 + HCl, 5 опыт- KMnO4 + H2O, 6 опыт- С + O2) Далее делается вывод, по каким критериям протекают реакции на основе опытов. 2. Составить уравнения данных реакций. Следует вывод: химические реакции сопровождаются эффектами, но некоторые подобные эффекты берутся за основу различным типам классификации. Так как химические реакции классифицируются по разным типам, значит одну и ту же химическую реакцию можно рассматривать и классифицировать по разному. 3. Рассмотреть более подробно каждый критерий с примерами. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции По тепловому эффекту По признаку обратимости По признаку изменения степеней окисления По признаку однородности реакционной системы По наличию катализатора 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 4. Урок заканчивается этапом рефлексии. На этом этапе учащиеся учатся грамотно выражать свои мысли, рассказывая о том, что им понравилось, что нового они узнали в процессе урока. Анализ проведенного тестирования, которое состояло из 14 вопросов, на следующее занятие отразил, что показатель «Степени обученности» в 2-ух классах составил выше 70%, что соответствует высокой степени обученности (по Стьюденту). Вопросы были представлены в форме тестов, задач и вопросов, на которые нужно было дать краткий ответ. Результаты учащихся 9 «В» класса МБОУ СШ № 4: -оценку «отлично» получили 5 человек -оценку «хорошо» -7 человек -оценку «удовлетворительно» -1 человек Результаты учащихся 9 «Б» класса МБОУ СШ № 4: -оценку «хорошо» и «отлично» получили 13 человек, из них 5 человек «хорошо» и 8 – «отлично». Результаты, полученные нами по методике Стьюдента, отражены на рисунке 1. "Успешность выполнения заданий тестирования в 9"Б" и 9 "В" классах" 6 5 5 в о 5 к и н е 4 ч 3 у 3 о в 22 2 т с 2 е ч 1 111 11 1 1 и 1 л о К 0 100%92,80%85,70%78,60%71,40%64,30%50%7,10% 9"Б" (13 человек)9"В"(13 человек) Рис. 1. Успешность выполнения заданий тестирования в 11 «Б» и 11 «В» классах 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 4. В соответствии с термохимическим уравнением реакции 2СО(г) = СО2(г) + С(т) = 173 кДж выделилось 1730 кДж теплоты. Объем оксида углерода (II), вступившего в реакцию, равен: а) 112л б) 224л в) 336л г) 448л. В дальнейшем у учащихся было проведено анкетирование, с целью раскрытия мотивационных интересов по А.А. Реану [2]. Проведение данного исследования было необходимо для выявления мотивации у учеников на достижение целей (в данном случае – мотивации на получение знаний на тему «Классификация химических реакций»). Исследование проведенного анкетирования продемонстрировало, что все анкетируемые учащиеся показали заинтересованность при воспроизведении химических опытов. Большинство опрашиваемых, отметили, что они не испытывали сложности при усвоения нового материала, преподаваемого в системе проблемного обучения, и очень бы хотели, чтобы подобные уроки чаще использовались при объяснении новых тем по химии. Таким образом, при освоении проблемного эксперимента на уроке «Классификация химических реакций» у учащихся совершенствуются логические, экспериментальные и организационные навыки. Проблемное обучение способствует расширению развития интереса к науке учащихся, создает условия для их самореализации и развития, а также раскрытию внутреннего потенциала [1]. Список литературы: 1. Богомолова О.В. Об организации проектной деятельности учащихся// Химия в школе. 2007. № 8. С. 27-28. 2. Гавронская Ю.Ю. Оценивание специальных компетенций при обучении химии. М.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 181 с. 3. Грабовый А.К. Технологизация обучения во взаимосвязи с химическим экспериментом // Химия в школе. 2006. № 1. С. 64-65. 4. Огородник В.Э., Аршанский Е.Я. Методика преподавания химии: практикум. М.: Эксмо-Пресс, 2014. 317 с. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru