- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2021"
Автор(ы) статьи: Бывшева Т.А.
PDF файл статьиУДК 34 Бывшева Татьяна Андреевна студентка 3 курса юридический факультет Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, Россия, г. Орёл e-mail: e.evseeva@inbox.ru Научный руководитель: Огнева Елена Александровна, кандидат юридических наук, доцент юридический факультет Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, Россия, г. Орёл ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье рассматриваются значение правозащитной функции прокуратуры с учетом ее надзорных полномочий, отдельные аспекты правового регулирования государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации. Ключевые слова: прокуратура, прокурор, государственная служба, законность, противодействие коррупции. Byvsheva Tatiana Andreevna 3rd year student Faculty of Law Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA, Russia, Orel Scientific adviser: Ogneva Elena Aleksandrovna, candidate of legal sciences, associate professor Faculty of Law Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA, Russia, Orel FEATURES OF THE PUBLIC SERVICE IN THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article examines the importance of the human rights function of the prosecutor's office, taking into account its supervisory powers, certain aspects of the legal regulation of the civil service in the prosecutor's office of the Russian Federation. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Key words: prosecutor's office, prosecutor, public service, legality, anti- corruption. Согласно ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее ФЗ О государственной службе» [1], государственная служба РФ – это профессиональная должностная деятельность гражданина РФ, государственных органов власти, а также других госорганов, субъектов и органов государственной власти в РФ, должностей, которые находятся на замещении, которые были установлены Конституций РФ и Федеральными законами с целью выполнения полномочий муниципальных госорганов, граждан, которые находятся на замещающих должностях, которые были установлены Конституцией, законами и уставами для того, чтобы происходило исполнение полномочий муниципальных органов субъектов РФ. В ст. 2 закона, который описан выше, описано, что концепция государственной службы содержит в себе: военная служба, муниципальная штатская служба и муниципальная служба другого вида. Также государственную гражданскую службу принято делить на: федеральная муниципальная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта РФ. Военная и государственные службы других видов – это подвид федеральной госслужбы. В соответствии с положением ФЗ от 17 января 1992 номер 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2] (далее ФЗ «О прокуратуре РФ») указано, что работа в прокуратуре – это муниципальная госслужба. Сотрудники прокуратуры считаются федеральными муниципальными работниками, которые выполняют прямые обязанности согласно своей занимаемой должности с учетом условий Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации». Из указанного выше можно сделать вывод, что сформировывается спорная ситуация, которая заключается в том, что Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» говорит, что работа в прокуратуре – это разновидность федеральной муниципальной службы, но в тоже время Федеральный Закон «О государственной службе» не относит службу в прокуратуре к особым видам муниципальной службы. Также Федеральный Закон «О государственной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 2 службе» учитывает то, что кроме военной службы, муниципальную службу других разновидностей, которые также относятся к разновидностям федеральной муниципальной службы. В связи с тем, что служба в органах прокуратуры Российской Федерации не относится к военной службе, а в статье сорок Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» описано, что служба в прокуратуре – это федеральная муниципальная служба, становится ясно, что работу в прокуратуре Российской Федерации можно отнести к федеральной муниципальной службе других видов. По нашему мнению, появляется объективный вопрос, допустимо ли причислить службу в прокуратуре к федеральной муниципальной службе других видов иле же службу в прокуратуре следует выделить в самостоятельный вид службы? В чем особенность «другой службы»? Какие характерные черты этой службы? Неповторимость службы в прокуратуре в том, что её деятельность является универсальной. На текущий момент Российская Федерация одарила аппарат прокуратуры довольно большими возможностями, которых нет у других органов в стране. Например, Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» с целью главенства закона, целостности и поддержания законности, охраны свобод и прав граждан и интересов социума и страны в целом, которые охраняет закон прокуратура РФ реализовывает: 1. Контроль за осуществлением законов со стороны исполнительной власти, Следственного комитета РФ, органами исполнительной и представительной власти, а также местного и военного управления, контролирующими органами, должностными лицами этих органов, субъектами реализации социального контроля за соблюдением прав человека, пребывающих в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями государственных и не государственных предприятий и за тем, на сколько законы имеют соответствие с издаваемыми правовыми актами. 2. Контроль за осуществлением защиты свободы и прав граждан со стороны государственных органов власти, Следственный комитет РФ, исполнительными и законодательными органами, органы военного и местного 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru самоуправления, а также контроля, лицами при исполнении, субъекты, которые осуществляют контроль за социальной жизнью. 3. Контроль за соблюдением закона оперативными и розыскными сотрудниками. 4. Контроль за соблюдением законов со стороны судебных приставов. Кроме надзорной, прокуратура может исполнять множество ненадзорных функций, примерами данных функций могут являться: координирование работы органов правоохранения по борьбе с преступной деятельностью, содействие в правотворческой работе, совместная работа органов прокуратуры между с другими странами, работники прокуратуры принимают участие в рассмотрении судебных дел, выдвигают протесты, которые не могут работать с нынешним законом и так далее. Если мы будем рассматривать вопросы, которые касаются службы в прокуратуре как разновидность муниципальной службы, то Братановский С.Н. говорит, что после того, как был принят ФЗ «О системе госслужбы в РФ» и ФЗ «О госслужбе гражданских в РФ» нынешнее законодательство о госслужбе встало на более высокий уровень. Нынешние нормативные акты, которые регулируют процесс организации и прохождения службы в прокуратуре в РФ, приняты не так быстро, как хотелось бы. Положения, которые имеют отношения к статусу сотрудника в прокуратуре, понимание круга его прав и обязательств, которые имеют прямое отношение с работой в органах прокуратуры, от части регулируются нынешним законодательством о муниципальной службе. В тоже время они полностью не могут показать особенности служебных и правовых взаимоотношений в прокуратуре, если рассматривать её как специальный муниципальный орган, который следит за тем, чтобы Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативные акты были исполнены [4]. Принимая во внимание статус прокуратуры, который считается особенным, а также функции и задачи, которые стоят перед ней, необходимо рационально отметить службу в прокуратуре в специфический тип федеральной муниципальной службы, которую можно назвать как «прокурорская служба». В конце нужно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 4 отметить проект ФЗ «О статусе прокуроров в РФ», который издавался в журнале «Законность» [3]. Создатели этого проекта во второй статье зафиксировали «легальную дефиницию» работу в прокуратуре: «Прокурорская служба – это разновидной муниципальной службы, которая является некоторой профессиональной работой граждан РФ на должности, которые гарантируют контроль за тем, чтобы соблюдалась Конституция РФ, свободы и права граждан, применение нынешних законов, которые действуют на территории РФ, органы предварительного следствия, дознания, оперативные и розыскные органы, принимают участие в различных судах, осуществляют координирование работы органов правоохранения, которые борются с преступными действиями и коррупцией, исполнению иных функций, которые описываются в ФЗ «О прокуратуре в РФ». Прокурорская служба – это комплексная работа в академических и образовательных организациях Генпрокуратуры в РФ согласно научному и научно-методическому регулированию работы в прокуратуре, переподготовке и подготовке кадров, увеличение уровня профессионализма среди прокуроров. Также корректным будет внесение корректировок в Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации», конкретно в пункт один статьи сорок необходимо внести изменения, чтобы он был как статья два проекта Федерального Закона «О статусе прокуроров в РФ». Эти корректировки помогут вынести службу в особую разновидность федеральной муниципальной службы, которая будет иметь название – прокурорская служба, а также в ней будет произведено закрепление законной дефиниции прокурорской работы, а также закрыта пустота в нынешнем законодательстве, которая заключается в том, что в Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» нет ссылок на положения Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации». Этот пробел способствует появлению вопросов, которые касаются того, к какому из разновидностей службы необходимо отнести службу в прокуратуре. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 5 Если работники прокуратуры прилежно исполняют свою работу, то помимо тех поощрений, которые являются обычными, им также предоставляются: личное оружие, знак «За безупречную службу в прокуратуре РФ» и «Почетный работник прокуратуры РФ». Вместе с нагрудным знаком также вручаются грамоты от Генпрокурора Российской Федерации. Характерные черты дисциплинарной ответственности у граждан, которые работают в прокуратуре – подверженнее дисциплинарному взысканию за то, что они нарушили что-то по службе или же за осуществление проступков, которые очернили честь работника прокуратуры. Сотрудники имеют все шансы получить предупреждение о том, что у них недостаточное должностное соответствие, понижение по службе. Тот сотрудник, который совершил правонарушение, способен на время, до того, как будет решен вопрос о дисциплинарном взыскании, освобожден от должности, при этом сохранив свое денежное содержание. Каждая проверка информации о нарушении, которое было совершено прокурором или сотрудником, который является следователем прокуратуры, открытие по данным лицам уголовного дела ведется исключительно органами прокуратуры [5]. Значимый компонент работы в прокуратуре – это требования по прохождению службы. К данным требованиям можно отнести: распорядок, время прохождения службы (рабочий день), отпуск, содержание, защита как правовая, так и социальная для конкретных категорий работников прокуратуры. На работу в прокуратуре граждане могут быть наняты на трудовой договор, который заключается на неустановленный срок, либо на срок, который не превышает пяти лет. В связи с этим, на основании трудового законодательства на работников прокуратуры должны быть возложены прямые обязанности по тому, чтобы они соблюдали законы внутреннего распорядка, которые определялись в прокуратуре. На работников распространяется единая длительность трудового времени, даётся ежегодный оплачиваемый отпуск и иные обязательства с учетом Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 6 отличительных черт этого типа службы [6]. Данные характерные черты относятся к длине отпуска, который составляет тридцать календарных дней, не учитывая время следования к месту отдыха, а также обратно. Также производится оплата проезда, если проезд осуществляется на территории России. Также предоставляется ещё один оплачиваемый отпуск до пятнадцати дней за стаж службы в прокуратуре. Содержание работников прокуратуры включает в себя: окладную часть, доплаты за классовый чин, выслуга лет, специальные условия службы; особые достижения в работе и за сложную и напряженную работу; добавки в процентах за ученую степень и звание по специальности, которые соответствуют официальным обязательствах; звание «Заслуженный юрист РФ»; квартальные и ежегодные дополнительные премии. Обеспечение на пенсии работников прокуратуры, а также следственных работников, ученых и педагогов, и их семей исполняется согласно пенсионному предоставлению сторон, которые работают в органах внутренних дел и их семей. Данная группа работников прокуратуры, которые могут уйти на пенсию раньше за выслугу лет, подразумевается надбавка, выплачиваемая каждый месяц и заключается в размере 50% от пенсии, которую можно было бы им назначить. Работники прокуратуры и следственные работники, которые являются муниципальной власти, обладают государственной защитой. Данные категории служащих обязательно застрахованы государством на ту сумму, которая точно равна содержанию каждый месяц этих работников. На законодательном уровне также описываются и иные льготные вознаграждения, и гарантии работникам прокуратуры. К отличительным чертам завершения работы в прокуратуре можно отнести вероятность их увольнения кроме тех оснований, которые описаны в трудовом кодексе, в связи с тем, что они выходят в отставку или по инициативе работодателя, если работники достигли возраста, который является предельным для того, чтобы быть на службе, завершение гражданства Российской Федерации, нарушена присяга работника прокуратуры или следственного Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 7 Список литературы: работника, либо если были совершены поступки, которые очернили репутацию работника, не были соблюдены ограничения, которые связаны со службой, раскрытие сведений, которые являются тайной государства или другая тайна, которая охраняется законом. Надзор за тем, чтобы были соблюдены условия и порядок службы в прокуратуре исполняются надлежащими службами кадров внутренних органов и прокуратуры. 1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Приказ Генпрокуратуры России от 27.11.2019 № 830 «Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Воробьева Д.С. О проблеме ограничений и запретов на государственной службе: сравнительно-правовой анализ государственно-служебного законодательства // Административное право и процесс. 2020. № 3. С. 51-53. 5. Козбаненко В.А. Иные виды государственной службы - правоохранительная служба: закон и доктрина // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9. С. 92-101. 6. Хатов Э.Б. Воспитательная работа с молодыми специалистами в органах прокуратуры: понятие и правовые основы // Lex russica. 2016. № 12. С. 141-147. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 8