- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗПР) НА ЗАНЯТИЯХ С УЧИТЕЛЕМ -ДЕФЕКТОЛОГОМ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2021"
Автор(ы) статьи: Грибова О.А.
PDF файл статьиУДК 376.112.4 Грибова Ольга Александровна учитель-дефектолог МОУ СШ № 4 «Центр образования» Россия, г. Тутаев e-mail: gribovaolya@yandex.ru ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗПР) НА ЗАНЯТИЯХ С УЧИТЕЛЕМ - ДЕФЕКТОЛОГОМ Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования приемов умственной деятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и необходимым условиям продуктивной работы с данной категорией детей на занятиях с учителем-дефектологом. Ключевые слова: умственная деятельность, психолого-педагогические условия, приемы, репродуктивные, продуктивные. Gribova Olga Aleksandrovna teacher-defectologist, MOE secondary school N4 "Center of Education" Russia, Tutaev FORMATION OF METHODS OF MENTAL ACTIVITY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DISABILITIES (ZPR) IN THE CLASSROOM WITH A TEACHER -DEFECTOLOGIST Abstract: The article is devoted to the formation of methods of mental activity in students with disabilities and the necessary conditions for productive work with this category of children in the classroom with a teacher-defectologist. Keywords: mental activity, psychological and pedagogical conditions, techniques, reproductive, productive. Особенностью работы дефектолога по формированию приемов умственной деятельности у младших школьников является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Поэтому формирование приемов на занятиях дефектолога должно обеспечивать постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривать «пошаговость» Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 1 при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывать индивидуальные возможности ребенка, а именно : - умеет ли он работать самостоятельно, - выполнять задания в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, - воспринимать помощь педагога. Также следует иметь в виду важность и необходимость переноса формируемых на занятиях дефектолога умений и навыков в деятельность ребенка на уроке, что достигается обеспечением связи коррекционных программ специалиста с содержанием учебных программ. Эффективность коррекционной работы дефектолога достигается посредством использования специальной системы коррекционно-развивающих занятий, в основе которой лежит соблюдение ряда психолого-педагогических условий. Первое условие – формирование приемов умственной деятельности основывается на известном положении Л.С. Выготского. Для определения уровня интеллектуальных возможностей ребенка «зона его ближайшего развития» учитывается не только в интеллектуальном аспекте, но и в эмоциональном. В работах Н.Л.Белопольской показано, что присутствующий в структуре задержки психического развития эмоциональный компонент, влияя на реализацию интеллектуальных возможностей , может значительно ухудшить ответы ребенка. Поэтому важным моментом является возникновение положительного эмоционального предвосхищения ситуации, которое определяется как содержательной стороной деятельности, так и сформированностью адекватных реакций на неуспех. Для этого на занятиях должно предусматриваться определенное структурирование внешней среды, которое включает : 1. Создание благоприятной эмоциональной ситуации (т.е. толерантного поведения учителя-дефектолога, демократический стиль общения, организация совместной деятельности ребенка и взрослого, работа над заданием со 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru сверстниками); 2. Активизацию познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента деятельности через использование игровых приемов, элементов соревнования, эффекта новизны и т.п. – на всех этапах деятельности ребенка; 3. Формирование «адекватной реакции на неуспех» Ориентируясь на первое условие, задания должны предъявляться от простого к сложному, предусматриваться варианты разнообразных форм деятельности предоставляющих ученику возможность выбора, т.е. использование дозированной помощи, пошаговость в предъявлении материала, опираться на субъективный опыт ученика. Например, задания «Аналитические задачи» дефектологом предъявляются в следующей последовательности: 1. Задачи, где героями сюжета являются сами учащиеся; 2. Задачи, где героями являются сверстники, а сюжет строится на конкретных житейских ситуациях ; 3. Задачи, где героями сюжета являются сказочные персонажи, но сюжет привязывается к социальному опыту ребенка; 4. Задачи, сюжет которых строится на широком ( более обобщенном) материале. Второе психолого-педагогическое условие – необходимость формирования обобщенных, «широких» приемов умственной деятельности для решения большего круга учебных задач. Специфика этих приемов заключается в том, что они носят «межпредметный» характер, используются на разном предметном материале и не зависят от его конкретного содержания, тем самым, оказывая существенное влияние на умственное развитие учащихся. Широта усвоенных приемов обеспечивается в том случае, если создаются условия для обобщения аналогичных приемов на материале различных учебных дисциплин . Поэтому для формирования приемов на начальном этапе используется не учебный , а впоследствии – учебный материал различных школьных предметов ( русский язык, математика, чтение, ознакомление с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 3 окружающим миром). В процессе формирования приема происходит его последовательное обобщение, по мере его усвоения расширяется круг задач, на который он может переноситься. На начальном этапе ( как уже говорилось) используется неучебный материал, т.к. он более интересен и доступен учащимся, чаще предъявляется в занимательной (игровой) форме. Его использование дает большую возможность практического оперирования с предметами. Дальнейшее формирование приема осуществляется на материале разных учебных дисциплин, т.е. создаются условия для его обобщения. При этом перед учащимися может стоять одна и та же учебная задача ( одно задание, на разном материале) или же задания предлагаются разные, но требующие при решении использования аналогичных приемов умственной деятельности. Третье условие, обеспечивающее эффективность использования системы коррекционно-развивающих заданий – это формирование приема на наглядной основе, в одних случаях с использованием практических действий, в других – путем оперирования наглядными образами. Таким образом, осуществляется известная закономерность : переход от «внешних» действий к умственным. Действия учащегося по ходу формирования приема, становятся менее зависимыми от наличия внешних опор в задании, т.е. направляются и регулируются умственными процессами. Четвертое условие – речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования приема умственной деятельности. Слабость речевой деятельности, отмеченная у детей с ЗПР, обуславливает необходимость включения речевого проговаривания действий во все этапы формирования приема с целью повышения осознанности усваиваемого материала. Пятое условие – учет индивидуальных особенностей обучающихся овладения приемами умственной деятельности. Одно и тоже задание может выполняться разными учащимися на различном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи. Указанные выше пять условий реализуются и могут быть эффективными 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru только в том случае, если коррекционно-развивающие занятия проходят в системе, что способствует , с одной стороны , подготовку обучающихся к осмысленному восприятию учебного материала, с другой- требуют самостоятельных обобщений и выводов. Выполнение заданий в определенной логической последовательности обеспечивает формирование у учащихся способов овладения знаниями, приемов умственной деятельности. По характеру умственной деятельности учащихся предлагаемые задания можно классифицировать на репродуктивные и продуктивные. В репродуктивной мыслительной деятельности условно выделяются низшие и высшие уровни. Низшие – это восприятие, осознание, сохранение и воспроизведение знаний в том же порядке, в каком они усваивались в процессе работы. На более высоких уровнях имеет место частичное преобразование, которое требует развернутого , осознанного во всех звеньях решения, опирающиеся на знакомые способы действия алгоритмического типа. Продуктивная мыслительная деятельность предполагает наличие умения рационально организовывать творческий поиск при решении проблем, подчинять направление поисков поставленной задаче, гибко видоизменять уже известные способы действия соответственно новой задаче, легко переключаясь с одного способа действия на другой. Формирование у учащихся репродуктивных способов умственной деятельности позволяет совершенствовать мыслительные операции, являясь этапом подготовки обучающихся к собственной продуктивной деятельности. Характерной чертой репродуктивных заданий является то, что множество объектов, с которыми надо производить определенные действия ( операции), и само множество действий заданы заранее, «извне» дефектологом. Ребенок выполняет то, что указано, не привнося в решение ничего от себя. Последовательное и систематическое выполнение таких действий позволяет сформировать у обучающихся определенные алгоритмы действий и подразумевает овладение детьми рядом приемов мыслительной деятельности. Продуктивные задания позволяют ребенку осуществлять перенос того приема, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 5 который он усвоил на репродуктивном уровне. Для этого в коррекционно-развивающей работе используют три группы заданий: 1. «Задания- инструкции», направленные на восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение материала на основе образца того или иного задания. ( выполняется на репродуктивном уровне). 2. «Задания- реконструкции», направлены на дальнейшее совершенствование мыслительных операций, на активное овладение приемами рациональной умственной деятельности. (этот тип заданий является средством перевода на продуктивный уровень) 3. «Задания – поиски», направлены на использование всей системы приобретенных ранее приемов мыслительной деятельности и конструирование их новых сочетаний. Деление заданий на группы следует считать условным, однако оно позволяет повысить контроль за ходом умственной деятельности учащихся , что и определяет специфику обучения детей с ЗПР. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 6