- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИНЫ В РАННЕЭЛЛАДСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2021"
Автор(ы) статьи: Данилов Н.Н.
PDF файл статьиУДК 930 Данилов Никита Николаевич независимый исследователь управляющая компания «Новая Волна» Россия, г. Курган e-mail: uliana.d2016@mail.ru ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИНЫ В РАННЕЭЛЛАДСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Аннотация: В статье рассматривается появление новых форм хозяйствования как подготовительного этапа для развития крито-микенской цивилизации в Балканской Греции эпохи неолита; проявление и рост таких явлений, как частная собственность, избыточный продукт и межклассовых отношений магнарный период в истории родоплеменных отношений; разделение общества производящего хозяйства по признакам матрилокальности и патриархата; распространение влияния погребального культа на понимание и отношение к социальному положению в общине и развитие земледелия и скотоводства как адаптация к различным природным условиям. Ключевые слова: земледелие, Богиня-мать, погребальный обряд, соседская община, неолитизация, территориальная целостность. Danilov Nikita Nikolaevich independent researcher management company "New Wave" Russia, Kurgan THE PROCESS OF COMMUNITY FORMATION IN THE EARLY HELLADIC PERIOD OF THE HISTORY OF ANCIENT GREECE Abstract: The emergence of new forms of economic management as a preparatory stage for the development of the Cretan-Mycenaean civilization in Neolithic Balkan Greece. The manifestation and growth of such phenomena as private property, excess product and inter-class relations is a magnetic period in the history of tribal relations. Division according to the characteristics of matrilocality and patriarchy of the society of the producing economy. The spread of the influence of the funeral cult on the understanding and attitude to the social situation in the community and the development of agriculture and cattle breeding as an adaptation to various natural conditions. Keywords: agriculture, Mother goddess, funeral rite, neighborhood community, neolithization, territorial integrity. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Проявление интереса к смене догреческого населения материковой Греции на греков-ахейцев, в связи с изучением трансфигурации отношений в развитии неолитических культур VI-IV тыс. до н.э., может послужить на пользу реконструкции возникновения культур бронзового века, позднее древнейшей греческой цивилизации [1]. Отличительными признаками окружения такого общества являются трудные условия для развития потребительского сельского хозяйства и эксцентрического скотоводства, например, небольшие, изолированные долины, разделенные неосвоенными территориями, создавали отличные от деспотии Древнего Востока условия развития полиархии в общественной и экономической жизни Балканской Греции. За начало развития социальных отношений в бассейне Эгейского моря берется пример минойской культуры на Крите. Рабовладение являлось залогом существования экономики в “эпоху старых дворцов”, как называют время зарождения государственности и первые протогосударства в форме дворцовой деспотии. А.Эванс занимался исследованиями следов греческой культуры на Крите, где в 1900 году он приступил к раскопкам в районе Кносса, известного по классическим произведениям Гомера. Легендарный правитель, Минос, по желанию Эванса, стал крестным отцом для критской, или минойской цивилизации. Исходя из выводов, сделанных Эвансом, критская цивилизация развивалась отдельно от остального эгейского мира и была уникальна для своего времени. Западно-анатолийские культуры условно можно считать связующим берега Эгейского моря мостом. При этом раннеэлладский период выражался сведением условно свободных территорий в протополитархию, с подчинением вассальных территорий и превращением в демосоциоры. У поселений были определенные границы, это были отношения индивидов с явно выраженным в существовавшей соседской общине личным членством, обязующим участвовать в сохранении ядра, состоявшем из родственников, и личное отношение членов к управлению общиной осуществлялось через адопцию либо заключения брачного союза. Когда шло освоение пригодных для землепашества и охоты территорий, существовавший порядок складывания общины прямо определяли отношение к Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 2 нему отдельных индивидуумов. С ростом имущества и прибавочного продукта в жизни сообщества явнее проступают внутренние границы между отдельными членами, процесс появления частной собственности и эксплуатации внутри общины. Иногда система отношений, как это происходило в магнарный период, определялась родоплеменными отношениями и сложившимся обликом территориальной целостности. При сохранении в развивающемся классовом обществе слоев с разными политическими и социальными правами, условия жизни в такой общине определяли положение человека на определенном социальном уровне, долженствующем закрепить общее состояние общества, его классовую организацию. Основными признаками крупных поселений, являвшихся разросшимися соседскими общинами, может являться наличие в своем строении плана, если не близкого, то характерного для сертификаций образца первой четверти III тыс. до н.э., и объединением путем магнарного, или магнатного способа производства, в протогосудараственные образования с явной выраженностью доминаризма [2]. В культуре старых дворцов, распространившейся под влиянием минойской культуры и образа царя-жреца, на островах Лесбос и Лемнос, начало III тыс. до н.э., и в мегаронах Димини в Фессалии и Арголиде, виден основной акцент на зале с очагом и троном. Культ “матери-ячменя” олицетворял почитание плодородие, как природное, так и человеческое, в лице Реи и Кибелы. Поздняя трансформация матрилокальности в мифе о Аттисе, пережив проникновение роли природы как грубой и животворящей силы, отображает процесс превращения природы из неподвластной, доминирующей стихии в образ с равными возможностями для эксплуатации. За основу понимания минойской культуры (2800-1500 гг. до н.э.), или развития критской цивилизации, берется амбивалентность погребального обряда. Традиция совершать действия над останками, переживания окружающих сопряжена с верой в жизнь после смерти. Существующий порядок вещей не вправе был нарушаться, обряды носили магический характер, объясняющий для членов общины связь женщины и плодородия как источника жизни и в мире, и в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 3 общине. Эти представления восходят к анимизму как представлению о наличии души в каждом живом создании, и страх перед смертью порождает образ покровительницы, способной вернуть отнятое смертью бытие. Представления о главенстве женского божества были характерны для минойского периода в истории Эгейского региона. Символом производящей силы являлся бык, оба образа запечатлены в позднейших греческих мифах, из которых иные имели широкое распространение в организации экономически-политических комплексов, образцами которыми являлись архитектурные комплексы в Принии, Загросе и Тилиссе, как резиденции местной формы доминаризма. Традиционно рассматривается переход культа богини-матери к обрядам почитания бога- творца как отмирание матриархата и развитие патриархально клановых отношений. Но могло ли быть так, что в одном обществе, с признаками существующей матрилокальности, и вождества в лице царя-жреца, существовали антагонизмы в экономике и военном искусстве, давая повод для развития более сложного, чем однородная пракрестьянская община, объединившаяся с подобными структурами в протополитархию с управлением, имеющим все признаки зарождающегося государства? Соседская община изначально представляла собою пример брачных отношений. И едва ли существование матрилокальности ведет в область мифологии, где главенствующей силой в созидании порядка вещей, их природы являлась богиня, женщина-мать. Следует ли рассчитывать на следы воспитания культуры отношений между индивидуумами, имеющие матрилокальный уклон в системе традиционной культуры, где родильная обрядность сопровождала инициацию, можно, лишь сравнив выраженность в мифологии отношений родителей и ребенка. Возможно ли, что объединение населения соседских общин, протополитархия, занимало место в обычаях почитания богини-матери, и брачные отношения играли роль настолько, что патрилокальность вытеснила образ первородящей богини, хотя посредством воспитания в обществе культуры эротических отношений, культ хтонической богини плодородия и первородства широко распространился по центральной и восточной части Дунайской Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 4 низменности. В обрядах погребения культуры матрилокальной семьи присутствуют явно выраженные признаки тотемизма, женщины и дети, умершие или погибшие в черте общины, хоронились под полом жилищ. На этом этапе реципрокность как явление частной жизни еще является для социума общепризнанным правилом существования. Перераспределение нужных в хозяйстве вещей, полученных путем добычи или торга, происходившего как в самой общине, так и на значительном расстоянии. Исследования в спектре культурно-общественных отношений показывают, что для населения при освоении новой территории вполне характерно иметь в устройстве семьи матрилокальность. Послужило ли данное обстоятельство бонусом для развития эгалитаризма, когда мы встречаем в греческой мифологии образ женщины труженицы, а роль воспитания детей и управленца достается мужчине, сказать однозначно нельзя. Развитие поселений на побережье за счет внешней торговли и внутреннего рынка обмена допускает существование общины с неоднородными признаками раннеклассовых отношений. Покровителем места или области служила стихия, и порой антагонизм сил, приписываемых воздуху, огню, воде или земле в культе бога- покровителя, выражался неоднозначно в расположении к нему членов общины. На основе резервации сельскохозяйственной продукции вырабатывается экономия продовольствия и компенсируется нуждаемость в пропитании людей, напрямую не задействованных в землепашестве или охоте, проявляется классовая структура, взаимоотношения рынка обмена накладываются на общее состояние общины. Неолитизация повлекла за собой открытие преобразующей роли земледельца, его доминирующего положения в рамках общины. Уже не столь выражен реализм природы и воздействие его на психику наблюдателя, с таинственными для понимания ощущениями, приобретающими самостоятельное развитие в тотемизме, происходит более глубокий анализ событий критикой сознания. В образцах художественного стиля, принятого для выражения понимания цикличности происходящего и стремления найти центр как точку опоры в решении, видно подчинение рисунка форме круга или идеи Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 5 свастики как закономерно построенного, неизменного микрокосма, движущегося к центру и от центра в постоянном движении. В обществе, преимущественно состоявшем из земледельцев, складывался менталитет, фундаментально связанный с трудом на земле и практикой выращивания. Бобовые и зерновые сельскохозяйственные культуры, реже орехи или другие плоды собирательства или охоты, вносили характерность в бытовые представления общинников и давали начало зарождению культа почитания богов плодородия, деторождения, хранителей очага. Список литературы: 1. Ляпустин Б.С., Суриков И.Е., Древняя Греция: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2007. 526 с. 2. Семенов Ю.И. История первобытного общества. Учебное пособие. Выпуск 2. М., 1999. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://history.wikireading.ru/284372 (дата обращения: 12.10.2021 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2021 https://tribune-scientists.ru 6