- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОЖАРНЫЕ РИСКИ ИЛИ РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2021"
Автор(ы) статьи: Щеткина О.В.
PDF файл статьиУДК 614.842.8(075.8) Щеткина Ольга Вячеславовна студентка 2 курса магистратуры, Управление пожарной безопасности Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти e-mail: olgashetkina86@gmail.com Научный руководитель: Рашоян Ирина Игоревна, доцент Институт инженерной и экологической безопасности Тольяттинский государственный университет Россия, г. Тольятти ПОЖАРНЫЕ РИСКИ ИЛИ РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ Аннотация: Система управления пожарным риском может быть внедрена для разработки, управления, планирования и координации соответствующих процедур пожарной безопасности для снижения рисков пожара и обеспечения безопасности здания и его жителей. Управление пожарными рисками муниципальных образования является жизненно важной сферой. Разработка надежных систем управления особенно актуальна для объектов инфраструктуры высокого риска, таких как больницы и дома престарелых. Ключевые слова: пожарные риски, системы управления пожарной безопасностью, МЧС, надежность, муниципальное образование. Schetkina Olga Vjacheslavovna 2nd year master student, Fire Safety Directorate Togliatti State University, Russia, Togliatti Scientific adviser: Rashoyan Irina Igorevna, Associate Professor Institute of Engineering and Environmental Safety Togliatti State University Russia, Togliatti FIRE RISKS OR DEVELOPMENT AND RESEARCH OF A FIRE SAFETY MANAGEMENT SYSTEM 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru Abstract: A fire risk management system can be implemented to develop, manage, plan and coordinate appropriate fire safety procedures to reduce fire risks and ensure the safety of the building and its residents. Municipal fire risk management is a vital area. Developing robust management systems is especially relevant for high- risk infrastructure such as hospitals and nursing homes. Key words: fire risks, fire safety management systems, Ministry of Emergency Situations, reliability, municipality. Система управления пожарным риском в муниципальных учреждениях может быть внедрена для разработки, управления, планирования и координации соответствующих процедур пожарной безопасности для снижения рисков пожара и обеспечения безопасности здания и его жителей, с учетом соблюдения правовых норм по защите жизней и активов. Опасность пожара в зданиях может быть определена как возможность случайного или преднамеренного пожара, угрожающего жизни, безопасности конструкции и имущества в здании. Анализ рисков возгорания муниципальных учреждений позволяет принять меры для улучшения системы проектирования, устранение возможных недостатков в строительстве и управлении [1]. Риск пожара встроен в кодексы и руководства, по которым впоследствии принимаются управленческие решения. 1000 60,00% 888 900 50,00% 800 726 40,00% 700 30,00% 547 600 20,00% 500 400 10,00% 300 0,00% 200 -10,00% 100 0 -20,00% 2021 2018 2017 2019 2020 Количество пожаров на территории округаТемп роста, % Рисунок 1. Количество пожаров в Ханты-Мансийском автономном округе Югры в 2017-2021 году Динамика пожаров в Ханты-Мансийском автономном округе Югры разнонаправленная, но при этом в 2021 году наблюдается значительный рост 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 538 818 количества произошедших пожаров на территории округа, в 2020 году наблюдался спад. За 4 месяца 2021 года произошло 888 пожаров. На пожарах погибло 24 человека, 41 человек получил травмы, причинен прямой материальный ущерб на сумму 54 млн. 333 тыс. 269 рублей. В 2020 году зарегистрирован рост: числа пожаров на 22,3% (2020г. – 726 пожаров), количества погибших на 4,4% (2020г. – 23 человека), числа травмированных на 24,2% (2020г. – 33 человека), суммы материального ущерба на 17,7% (2020г. – 46 млн. 160 тыс. руб.). Основное количество пожаров – 419 пожаров (47,2% от общего количества), а также погибших (20 человек или 83,3% от общего количества погибших) и травмированных людей (22 человека или 53,7% от общего количества травмированных) зарегистрированы на объектах жилого сектора. Пожары на транспортных средствах составили 24,4% от общего количества пожаров (217 пожаров). Пожары в зданиях производственного назначения, составили 3,8% от общего количества пожаров (34 пожара) [3]. Управление пожарной безопасностью защищает от пожара и предотвращает потери бизнеса. Помимо угрозы безопасности и окружающей среде, пожар может привести как к финансовым потерям, так и к значительному ущербу для имиджа компании и связей с общественностью [5]. После исследования основной причины проблемы и сравнения ее с зарубежными системами выяснилось, что в Ханты-Мансийском автономном округе Югры всегда придавалось значение только установке оборудования и не применилась современная система программных действий, таких как предотвращение бедствий и реагирование на них. Несмотря на то, что правительство изо всех сил старалось проводить проверки, промышленность по-прежнему игнорировала существование проблемы. Таким образом, применительно к системе управления предотвращением пожаров необходимо внедрение новых систем управления предотвращением пожаров для решения вопросов общественной безопасности, в том числе основанных на искусственном интеллекте. Цель пожарной безопасности достигается не только путем установки современного оборудования пожарной безопасности, но и требует надлежащего обслуживания Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 3 и управления, а также правильного использования в чрезвычайных ситуациях. Например, спринклерное оборудование не может быть обнаружено или перемещено, если оно неправильно установлено; противопожарная дверь заблокирована обломками и не может быть пройдена; или имеется огнетушитель, но сотрудники не знают, как им пользоваться. Хотя аппаратное оборудование соответствует требованиям законодательства, программные компоненты, такие как управление техническим обслуживанием, осведомленность о предотвращении стихийных бедствий и обучение оказанию помощи при стихийных бедствиях, не могут эффективно взаимодействовать и по-прежнему не могут выполнять ожидаемые функции. Cписок литературы: 1. Би Джей Мичем Процесс выявления, характеристики и включения концепций риска в разработку строительных норм и правил противопожарной безопасности: дис. … д-ра философ.наук. Массачусетс, 2000. 2. Глотов Т.И. Модели и механизмы управления риском потенциально опасных объектов противопожарной службой региона: дис. … канд. техн. наук. Воронеж, 2008. 155 с. 3. Анализ пожаров и последствий от них, произошедших на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 4 месяца 2021 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://86.mchs.gov.ru/uploads/resource/2021-05-18/10-statisticheskie- dannye_1621334777603438025.pdf (дата обращения: 11.09.2021 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 4