- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДЕМПИНГ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2021"
Автор(ы) статьи: Наговицын Р.Н.
PDF файл статьиУДК 658.71 Наговицын Р.Н. студентка Дальневосточный государственный университет путей сообщения Россия, г. Хабаровск e-mail: r.nagovicun@yandex.ru ДЕМПИНГ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК Аннотация: В статье рассмотрен демпинг в сфере государственных закупок, дано его понятие и рассмотренные возникающие в связи с ним проблемы. Также приведены антидемпинговые меры. Ключевые слова: государственные закупки, демпинг, демпинг государственных закупок Nagovitsyn R.N. student Far Eastern State Transport University Russia, Khabarovsk DUMPING IN THE SPHERE OF PUBLIC PROCUREMENT Abstract: The article examines dumping in the field of public procurement, gives its concept and considered the problems arising in connection with it. Anti-dumping measures are also given. Keywords: public procurement, dumping, dumping of public procurement. История развития сферы государственного заказа в РФ описывается в ряде работ [4], однако среди них нет такой, которая охватывала бы весь путь развития данной сферы и в которой была бы сделана попытка периодизации российской истории государственного заказа. В данных работах обозначены лишь даты при- нятия основных нормативных актов, в то время как при изучении истории развития какой-либо сферы или явления важным представляется выделение последовательных периодов их развития. В феврале 2003 года депутатами Госдумы Российской Федерации был внесен проект нового закона «О размещении заказов на поставку товаров, вы- полнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По замыслу авторов этот закон должен был объединить все существующие 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru нормативные акты по вопросам закупок. Законопроект был разработан с учетом отечественного и иностранного законодательства, международно-правовых документов, актов Всемирной торговой организации (ВТО). Всемирного банка и Комиссии Организации Объединенных наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В сфере организации и проведения торгов, которые относятся к институту международной торговли, типовой закон ЮНСИТРАЛ является наиболее универсальным и приемлемым для Российской Федерации. Эта система регламентирует организацию и проведение конкурсных торгов в рамках существующих международных стандартов. Типовой закон ЮРСИТРАЛ служит странам как образец, опираясь на который, они могут оценить законы и практику в области закупок товаров, работ и услуг и привести их в соответствие с современными требованиями или принять новое законодательство. Затем в 2005 году был принят Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который устанавливал единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Несмотря на его недостатки, мы считаем, что главная ценность Закона № 94- ФЗ состояла в его прикладном характере: он наиболее четко из всех принятых ранее значимых нормативных актов регламентировал порядок организации и осуществления конкурсных и аукционных процедур. И наконец, 5 апреля 2013 года принимается ныне действующий Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3]. Правовое регулирование контрактов на закупки работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд в настоящее время основывается на Конституции Российской Федерации [1], на § 4 главы 30 Гражданского кодекса РФ [2] и на Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 2 в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Что касается современных закупочных реалий, в России отсутствует единая официальная концепция организации системы закупок для государственных и муниципальных нужд. Вследствие этого на территории страны возникло широкое разнообразие самостоятельных форм такой организации. Важное место занимает вопрос демпинга в сфере государственных закупок. Демпинг (от английского dumping – сброс) – в экономической теории продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, не являются экономически обоснованными, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг в государственных закупках преследует цель включения поставщика в рынок закупок для государственных нужд и вытеснение конкурентов и выражается в заключении поставщиком контракта с заказчиком посредством значительного занижения цены при участии в торгах. Проблема демпинга распространилась в процессе проведения открытых аукционов в электронной форме. Любые поставщики из всех регионов России могли участвовать в торгах и подавать предложения цен ниже рыночных. Бывали случаи, когда участники снижали НМЦ до нуля, а затем проводились торги на повышение цены. Антидемпинговые меры призваны снизить риски заключения контракта с поставщиком, одержавшим победу за счет искусственного занижения цен и не имеющим возможности по предлагаемой цене поставить продукцию в полном соответствии с условиями контракта [5, с. 56]. При осуществлении госзакупок с помощью проведения конкурса и аукциона, существующий закон предусматривает определенные варианты применения антидемпинговых мер. Закон № 44-ФЗ говорит о том, что цену, какой бы низкой, то есть «демпинговой», она ни была, никто не оспорит, в том 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru случае, если поставщик докажет свою добросовестность. Сделать это можно несколькими способами. Различают следующие различные негативные последствия демпинга. Неисполнение обязательств по заключенным контактам. Зачастую после неоправданного снижения НМЦ и заключения контракта поставщики понимали, что не могут поставить товары, оказать услуги или выполнить работы по предложенной цене. Поставка товара, выполнение работ, оказание услуг ненадлежащего качества. В первую очередь, это касалось торгов на поставки продуктов питания: победители торгов поставляли некачественный или просроченный товар, чтобы уложиться в предложенную ими цену. Расторжение контракта в судебном порядке. Затраты времени на проведение повторных процедур закупок. Реформа законодательства в области государственных и муниципальных закупок была призвана, в том числе, решить проблему демпинга. В связи с этим в 44-ФЗ введена норма, предусматривающая антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона. Норма закреплена в статье 37 Закона о контрактной системе. Применение антидемпинговых мер при проведении закупок другими способами является нарушением закона №44-ФЗ и поставщики имеют право обжаловать такие действия заказчика. Варианты применения антидемпинговых мер в государственных закупках: 1. Если НМЦ контракта составляет 15 млн рублей или менее, а участник закупки предложил цену ниже на 25% и более, то он обязан предоставить: обеспечение исполнения контракта, в 1,5 раза превышающее размер, указанный в документации или сведения, подтверждающие добросовестность участника 2. Если НМЦ контракта составляет более 15 млн рублей, а участник закупки предложил цену ниже на 25% и более, то он обязан предоставить только обеспечение исполнения контракта, в 1,5 раза превышающее размер, указанный в документации. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 4 Зачастую участникам закупки сложно предоставить обеспечение в размере, превышающем указанный в документации в 1,5 раза, потому что оно может составлять довольно крупные суммы. Поэтому законодатель предусмотрел возможность подтверждения добросовестности участника. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником обязательств по контрактам: − в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); − если поставщик не участвовал в государственных и муниципальных закупках в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе, то он может предоставить информацию, подтверждающую исполнение им обязательств по четырем и более контрактам в течение двух лет (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); − либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт. Например, если цена контракта 100 млн руб., то участник закупки должен представить информацию об исполнении контрактов за предыдущий период, цена одного из которых составляла не менее 20 млн руб. Однако если НМЦ более 15 млн руб., а участник закупки предложил цены ниже на 25% и более, то он уже не имеет альтернативы в виде возможности документального подтверждения своей добросовестности, а обязан предоставить повышенное обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер, указанный в документации. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru Комиссия по осуществлению закупок отклоняет заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником в составе конкурсной заявки не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность, контракт с ним заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае участия в конкурсе сведения предоставляются участником в составе заявки на участие конкурсе. На практике это означает, что поставщик, ознакомившись с конкурсной документацией и рассчитав, что может предложить цену ниже начальной, например, на 30%, в составе конкурсной заявки предоставляет документы, подтверждающие его добросовестность, в соответствии с градацией, установленной в ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». предусмотренные законодательством антидемпинговые механизмы весьма тесно связаны с институтом начальной максимальной цены контракта, поэтому их эффективность возможна лишь при условии, что данная цена установлена по всем правилам, прописанным в Законе о контрактной системе и подзаконных актах, и отражает истинную стоимость закупаемых товаров, работ и услуг. В заключении, стоит отметить, что необходимость в защите интересов участников конкурсов и аукционов от искусственно заниженных цен и минимизация связанных с этих рисков неудовлетворения государственных и муниципальных нужд назрела уже давно. В связи с этим, внедрение Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 6 антидемпинговых мер является бесспорно большим шагом вперед в развитии системы государственных закупок. Между тем закрепленный в рассматриваемом законе механизм имеет определенные недостатки. Существующие способы решения проблемы демпинга нельзя назвать оптимальным. Учитывая тот факт, что антидемпинговые меры являются новым инструментов в системе государственных закупок, можно сделать вывод что разработанные методы на практике не всегда показывают себя с хорошей стороны и нуждаются в дальнейшем изучении и доработке. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: ред. от 16.12.2019, с изм. от 28.04.2020 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ: в ред. от 24.04.2020 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Афанасьев М.В. Логистика государственных закупок инвестиционных товаров. СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ, 2013. 274 с. 5. Маслова Н.С. Действие антидемпинговых механизмов // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2015. № 41. С. 56-58. 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru