- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2021"
Автор(ы) статьи: Алмиярова К.В.
PDF файл статьиУДК 352/354-1 Алмиярова Кристина Владиславовна студентка 2 курса магистратуры, кафедра «Государственного и муниципального управления и управления персоналом Сургутский государственный университет Россия, г. Сургут e-mail: s24111978@yandex.ru Научный руководитель: Кручинина Вера Александровна, кандидат экономических наук, доцент Сургутский государственный университет Россия, г. Сургут ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ Аннотация: Статья посвящена теоретическим основам государственного управления. Рассмотрены механизм осуществления, этапы и направления реализации данного явления. Раскрыты три основные теоретические модели реализации государственной политики. Ключевые слова: государственная политика, формирование государственной политики, нисходящий подход, теория адекватной причинности, теория принципала-агента. Almiyarova Kristina Vladislavovna 2nd year master student, Department of "State and Municipal Administration and Personnel Management" Surgut State University Russia, Surgut Scientific adviser: Kruchinina Vera Aleksandrovna, candidate of economic sciences, associate professor, Surgut State University Russia, Surgut THEORETICAL BASIS OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF STATE POLICY Abstract: The article is devoted to the theoretical foundations of public administration. The mechanism of implementation, stages and directions of the implementation of this phenomenon are considered. Three main theoretical models of state policy implementation are revealed. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru Key words: public policy, public policy formation, top-down approach, theory of adequate causality, principal-agent theory. Формирование государственной политики – это изучение, создание и реализация законов, нормативных актов, приоритетов финансирования или других действий по конкретному общественному вопросу со стороны местного или федерального правительства. Стратегия государственной политики также может быть отменой существующей политики или преднамеренным решением не действовать по какому-либо вопросу. Формирование государственной политики и стратегии политики продолжается благодаря постоянной переоценке последствий, затрат, распределения ресурсов и бремени того или иного курса действий. Рассмотрим выявление проблемы и постановку задачи в государственной политике. Вопрос должен быть четко очерчен и сформулирован как отдельный вопрос, чтобы получить поддержку от государственных структур. Он также должен подвергнуться детальному анализу в отношении времени, затрат и ресурсов, необходимых для реализации новой политики. Часто проблемы в государственном секторе взаимосвязаны. К примеру, такие как обеспечение детского питания и успеваемость в школе. Таким образом, этот процесс может включать участие многочисленных групп и общественных интересов, государственных служащих и обычных граждан. Одним из важнейших подэтапов здесь является определение критериев оценки такой политики. В то время как затраты и эффективность, безусловно, являются факторами, определяющими положительное принятие решения по тому или иному вопросу, вероятность успеха политики из-за политической целесообразности и лоббирования тех или иных политических или общественных групп также следует учитывать. Далее рассмотрим процесс формирования государственной политики. Этот шаг включает в себя подходы, необходимые для решения проблемы. В зависимости от рассматриваемого вопроса от заинтересованных сторон, может 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru быть, несколько конкурирующих предложений. Данный процесс может также включать рассмотрение альтернативных вариантов действий, прогнозирование и моделирование последствий будущих ситуаций. Этот процесс может быть длительным и затянутым. Принятие государственного решения. Когда все предложения, альтернативы и компромиссы рассмотрены и осуществлены, принятие происходит определенным и публичным образом. Конечная точка этого процесса приходится на такие действия, как рассмотрение соответствующим законодательным органом законопроекта или поступление предложения от соответствующего органа власти, который регулирует данный вопрос. Осуществление государственной политики. Проведение новой политики часто выпадает на долю субъектов, которые не являются теми, кто ее сформулировал или принял. Если, к примеру, Госдума принимает закон о фармацевтике, ответственность за его реализацию и контроль возлагается на Росздравнадзор. Оценка политики. Государственную политику необходимо контролировать, чтобы убедиться, что она работает правильно — что она должным образом реализуется, проходит анализ затрат и выгод и не сталкивается с непредвиденными препятствиями. Политика, которая устарела, неэффективна или больше не поддерживается заинтересованными группами или сторонниками, может быть прекращена или заменена совершенно новой стратегией. Реализация государственной политики - это процесс превращения политики в практику. Однако часто наблюдается «разрыв» между тем, что было запланировано, и тем, что фактически происходит в результате реализации политики. Существуют три основные теоретические модели реализации политики. Нисходящий подход. Этот подход рассматривает формирование политики и ее исполнение как отдельных видов деятельности. Политика устанавливается на более высоких уровнях политического процесса и затем передается на Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 3 нижестоящие уровни, на которые возложены технические, управленческие и административные задачи по претворению политики в жизнь. Политологи утверждают, что нисходящий подход требует наличия определенных условий для эффективной реализации политики, включая: - четкие и логически последовательные цели; - адекватная теория причинности (как конкретные действия приведут к желаемым результатам); - процесс осуществления, направленный на повышение степени соблюдения со стороны исполнителей (с использованием стимулов и санкций); - целеустремленные, умелые исполнители; - поддержка со стороны заинтересованных групп и законодательных органов; - никаких изменений в социально-экономических условиях, подрывающих политическую поддержку или каузальную теорию, лежащую в основе политики; - достаточное время и достаточные ресурсы; - хорошая координация и коммуникация; Проблемы, связанные с подходом сверху вниз: - очень маловероятно, что все предварительные условия будут присутствовать одновременно; - подход принимает только точку зрения тех, кто находится на более высоких уровнях власти и пренебрегает ролью других акторов; - риски переоценки влияния действий правительства (пренебрежение другими факторами); - трудно применять там, где нет единой доминирующей политики; - политика меняется по мере ее реализации. Подход снизу-вверх. Этот подход принимает и признает, что люди на подчиненных уровнях, вероятно, будут играть активную роль в реализации и могут иметь некоторую свободу действий для изменения целей политики и изменения способа ее реализации. Подход «снизу-вверх» рассматривает реализацию политики как интерактивный процесс, в котором участвуют Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 4 политики, исполнители из различных уровней правительства и общественность. Политика может измениться в процессе реализации. Проблемы восходящего подхода: - оценка последствий политики становится трудноисполнимой; - трудно отделить влияние отдельных лиц и различных уровней власти на политические решения и последствия. Теория принципала-агента. В каждой ситуации будут существовать отношения между принципалами (теми, кто определяет политику) и агентами (теми, кто реализует политику), которые могут включать контракты или соглашения, позволяющие принципалу указать, что предоставляется, и проверить, что это было выполнено. На объем дискреционных полномочий, предоставленных агентам, и сложность отношений принципал-агент влияют: - характер политической проблемы - включая масштаб требуемых изменений, размер затрагиваемой группы, простое или сложное вмешательство, нечеткую или четкую политику, множество причин или одну причину, степень политической чувствительности, продолжительность времени до того, как изменения станут очевидными; - контекст или обстоятельства, окружающие проблему - политический и экономический климат, технологические изменения; - организация механизма, необходимого для реализации политики, - количество официальных и неформальных агентств, количество необходимых навыков и ресурсов. Ганн [1, с. 172] определил десять общих барьеров для эффективной реализации политики: 1. Обстоятельства, внешние по отношению к учреждению-исполнителю, налагают серьезные ограничения. 2. Отсутствие достаточного времени и достаточных ресурсов. 3. Требуемая комбинация ресурсов недоступна. 4. Политика, которая должна быть реализована, не основана на действительной теории причины и следствия. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 5. Связь между причиной и следствием носит косвенный характер и существует множество промежуточных звеньев. 6. Отношения зависимости бывают множественными. 7. Существует слабое понимание целей и разногласия по ним. 8. Задачи не полностью заданы в правильной последовательности. 9. Существует несовершенная коммуникация и координация. 10. Власть имущие не могут требовать или добиваться полного подчинения. Подбивая итоги, можно утверждать, что реализация государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества, всех ветвей власти и уровней органов управления, а также неправительственных организаций, заинтересованных в соответствующих ее направлениях. Для реализации государственной политики органы государственной власти разрабатывают программы, мобилизуют ресурсы, организуют и координируют деятельность участников. Успех будет зависеть от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений. Cписок литературы: 1. Gunn L.A. Why is implantation so difficult? // Management Services in Government. 1978. № 33. P. 169-176. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 6