- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2021"
Автор(ы) статьи: Понарина Л.А.
PDF файл статьиУДК 796.01:159.9 Понарина Лилия Александровна студентка 4 курса бакалавриата, факультет физической культуры Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Россия, г. Казань e-mail: ponarina2012@yandex.ru ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Аннотация: В статье рассматривается понятие «эмоциональный интеллект», его значимость в профессиональной деятельности, а также особенности развития эмоционального интеллекта специалистов в сфере физической культуры. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, профессиональная деятельность, физическая культура, эмоции. Ponarina Liliya Alexandrovna 4th year bachelor student, Faculty of Physical Education Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism Russia, Kazan THE IMPORTANCE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE Abstract: The article discusses the concept of emotional intelligence, the importance of emotional intelligence in professional activities, the peculiarities of the development of emotional intelligence of specialists in the field of physical culture. Key words: emotional intelligence, professional activity, physical culture, emotions. В современном обществе остро ощущается нехватка знаний в области исследований об эмоциональном интеллекте и его влияния на эффективность профессиональной деятельности несмотря на то, что интерес к изучению эмоционального интеллекта значительно возрастает. Нарастающая востребованность общества в высококвалифицированных специалистах в сфере Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 1 физической культуры, обусловливает необходимость поиска перспективных идей и приёмов наращивания их психолого-педагогической грамотности и профессиональной компетентности с целью осуществление эффективного учебно-воспитательного процесса [2, 3]. В настоящее время эмоциональный интеллект (ЭИ) рассматривается как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. В частности, Д. Гоулман считает, что ЭИ можно развивать, поскольку нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни [4]. Эмоциональный интеллект помогает оставаться открытыми к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; осознавать эмоции, определять их ясность, типичность, целесообразность, а основой эмоционального интеллекта является понимание и контроль эмоций. Стратегия эффективного взаимодействия специалиста в сфере физической культуры со своими учениками во много определяется способностью тренера или учителя распознавать эмоции своих воспитанников и умение воздействовать на их эмоциональное состояние. Чтобы быть востребованным, специалист по физической культуре должен быть профессионально компетентным. Профессиональная компетентность проявляется в личностно ориентированной деятельности, эффективность которой зависит не только от знаний специалиста, но и от владения им приемами данной деятельности. Она обусловлена также личностными особенностями устойчивой системой отношений к окружающему миру и самому себе, необходимым уровнем развития эмоционального интеллекта. Владение эмоциональным интеллектом стимулирует педагога к творческому поиску, развитию профессионально-личностного потенциала, среды образовательного пространства Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 2 Эффективная профессиональная деятельность специалиста в области физической культуры предполагает высокий уровень эмоционального интеллекта, он способствует росту профессиональных качеств, развитие сенсорно-эмпатических навыков, а также способностей в распознавании эмоций других людей и саморегуляции проявлений собственных эмоций [1]. Специалисты в сфере физической культуры с высоким показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности и живут в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны Кроме того, специалист в сфере физической культуры с высокоразвитым эмоциональным интеллектом должен уметь не только верифицировать эмоциональные состояния и намерения своих воспитанников, но и оборачивать полученную информацию в собственную пользу для эффективной деятельности [1]. Cписок литературы: 1. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков: ПГПИ, 2004. 60 с. 2. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс человека // Инновации и инвестиции. 2015. № 4. С. 45–49. 3. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ- Петербург, 2012. 288 с. 4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 3