- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭДС-СЕРВИС»)
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Адианова С.В.
PDF файл статьиУДК 005.4 Адианова Светлана Валерьевна заместитель директора по качеству ООО “ЭДС-Сервис”, преподаватель кафедры управления социально-экономическими системами и бизнес-процессами Воронежского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Россия, г. Воронеж e-mail: swadianova@rambler.ru ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭДС-СЕРВИС») Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты контроллинга, процесс организации контроллинга на предприятии - распределение функций контроллинга по уровням и функциям, организация центра ответственности в системе контроллинга. Ключевые слова: система, предприятие, менеджмент, контроллинг, функция, центр ответственности, процесс, планирование. Adianova Svetlana Valerievna deputy director for quality of LLC "EDS-Service", Lecturer at the Department of management of socio-economic systems and business processes, Voronezh Branch of the Russian University of economics G.V. Plekhanov, Russia, Voronezh ORGANIZATION OF CONTROLLING AT THE ENTERPRISE (ON THE EXAMPLE OF EDS-SERVICE LLC) Abstract: The article deals with the theoretical and methodological aspects of controlling, the process of organizing controlling at an enterprise - the distribution of controlling functions by levels and functions, the organization of the center of responsibility in the controlling system. Key words: system, enterprise, management, controlling, function, responsibility center, process, planning. Контроллинг – это инструмент эффективного менеджмента. Функция контроллинга – это информационная и консультационная поддержка менеджмента в процессах планирования, организации, управления и контроля использования ресурсов. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 1 В научной литературе под термином «контроллинг» понимают специально сконструированную на основе интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования, контроля и управления систему, которая обеспечивает получение, обработку и обобщение информации о деятельности предприятия [1, c. 67]. Целью контроллинга является поддержание эффективного функционирования предприятия [4, 6]. Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций (таблица 1). Таблица 1. Распределение функций контроллинга по уровням управления ООО «ЭДС-Сервис» Функция контроллинга Уровень управления генеральный и коммерческий директора координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия информационная и консультационная руководители всех уровней управления, важное значение имеет коммерческий отдел, поддержка принятия управленческих решений предоставляющий информацию о состоянии рынка, о клиентах создание и обеспечение функционирования руководители всех уровней управления общей информационной системы управления предприятием обеспечение рациональности управленческого руководители всех уровней управления процесса Роль управления в системе контроллинга состоит в координации элементов, которые входят в систему контроллинга - учет, планирование, анализ, принятие решений (рисунок 1). планирование элементы анализ принятие решений контроллинга 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru учет Рисунок 1 – Элементы контроллинга Функции системы контроллинга реализуются через создание специальной службы, которая организовывает сбор, обработку, анализ данных и обеспечивает информацию для менеджеров высшего уровня управления с целью разработки прогноза оперативного и стратегического развития предприятия [2, c. 56]. Рекомендовано сформировать на предприятии центр ответственности. Центр ответственности — это сегмент компании, в котором оценивается и контролируется работа предприятия [6, c. 67]. К контролируемым параметрам относятся: прибыль, затраты, доходы, объемы инвестирования [7]. Центр ответственности подчиняется генеральному директору. Рекомендуемый состав центра ответственности – коммерческий директор, начальник отдела продаж, главный бухгалтер, начальник инженерно- технического отдела [8]. Рекомендовано сформировать четыре типа центров ответственности: затрат, доходов, прибыли и инвестиций (таблица 2). В основе этой классификации лежит критерий финансовой ответственности менеджеров, которые определяется широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной ответственности. Таблица 2. Функции центра ответственности ООО «ЭДС-Сервис» Центр ответственности Ответственный Функции и задачи центра ответственности Менеджер Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 3 центр затрат Центр дохода начальник строительного отдела начальник инженерно- технического отдела - получить максимальный результат при определенном заданном уровне вложений; - довести до минимума вложения, необходимые для достижения заданного результата. сопоставлении достигнутых результатов с запланированными (или с нормами), анализе причин отклонения, установлении ответственных за эти отклонения и принятии необходимых корректирующих мер. Центр затрат несет основную ответственность за прямые производственные затраты и за то, чтобы деятельпость подразделения соответствовала бюджетным показателям и квотам Деятельность подобных руководителей в системе контроллинга оценивается на основе заработанных ими доходов Анализ может предусматривать изучение данных прошлых периодов, рассмотрение тенденций изменений в доходах от года к году и сравнение бюджетных и фактических показателей. Ответственность за доход, что менеджер также отвечает за назначение цены на эту услугу или товар. коммерческий директор Менеджер центра прибыли отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты. Он принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Цель данного центра — получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания параметров используемых ресурсов, объема выпускаемой продукции и цены. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru Центр прибыли 4 Центр инвестиций генеральный директор и главный бухгалтер сегмент предприятия, менеджеры которого контролируют и следят за эффективным использованием инвестиций. Руководители центров инвестиций в сравнении со всеми вышеназванными центрами ответственности обладают наибольшими полномочиями в руководстве и, следовательно, несут наивысшую ответственность за принимаемые решения. По нашему мнению, именно указанные четыре участка необходимы для эффективного функционирования центра ответственности, как ядра системы контроллинга. На рисунке 2 отражена структура центра ответственности ООО «ЭДС-Сервис». Центр Центр доходов прибыли Рисунок 2 – Структура центра ответственности ООО «ЭДС-Сервис» Система контроллинга, основанная на информации сегментарного учета и отчетности, позволяет менеджерам всех уровней ООО «ЭДС-Сервис» реализовывать одну из главных управленческих функций — функцию контроля за выполнением принятых решений, что является основой объективной оценки деятельности подразделений, обосновании оплаты труда каждого работника в тесной увязке с реальным вкладом в конечный результат работы трудового коллектива, организации здоровой конкуренции между подразделениями предприятия, внедрении принципа непосредственной заинтересованности Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru Центр инвестиций Центр ответственности Центр затрат 5 персонала в повышении эффективности системы управления предприятием. Список литературы: 1. Валиева О.В. Институциональная среда инноваций: теоретический и прикладной аспекты // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2016. Т. 7. Выпуск 2. С. 134-143. 2. Глухов В.В. Менеджмент: учебник для экономических специальностей. Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2015. 600 с. 3. Шматалюк А.Е. Как обеспечить эффективное управление изменениями? // IT news. 2017. № 10 (59). C.23-28. 4. Управление персоналом: Учебно-практическое пособие / под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. М.: ПРИОР, 2016. 460 с. 5. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: искусство менеджера: учебно-практическое пособие. М.: Ассиана, 2015. 450 с. 6. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: учебно- практическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2016. 500 с. 7. Экономика и социология труда: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. М.: Инфра – М, 2017. 584 с. 8. Эффективный менеджер. Взгляды и иллюстрации: монография / Пер. с англ. под ред. Биллсберри Дж. М.: ЛИПК, 2016. 363 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 6