- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 37.062.2 Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lubava.fedoseeva@yandex.ru ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА Аннотация: Статья посвящена рассмотрению социально – психологического феномена конфликта, раскрытию психологического механизма педагогического конфликта и многообразия способов его разрешения в профессиональной работе педагога с обучающимися. Ключевые слова: компромисс, конфронтация, педагогический конфликт, приспособление, сотрудничество, уклонение. Fedoseeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL CONFLICT RESOLUTION Abstract: The article is devoted to the consideration of the socio - psychological phenomenon of conflict, the disclosure of the psychological mechanism of pedagogical conflict and the variety of ways to resolve it in the professional work of the teacher with students. Key words: compromise, confrontation, pedagogical conflict, adaptation, cooperation, avoidance. Конфликт - это форма социального взаимодействия между участниками, которая характеризуется противоборством по причине несовпадения интересов, а также при наличии противоположных мнений [1]. Разрешение конфликта – процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, личностно значимой для участников, и на этой основе гармонизация их взаимоотношений [2]. Этапы разрешения педагогического конфликта: Обнаружение конфликта. Умение увидеть конфликт на начальной 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru стадии влияет на его напряженность и продолжительность. Анализ ситуации. Определение интересов каждой из сторон с целью оценить случившееся. Непосредственное разрешение конфликта. Снятие психического напряжения и совместная выработка решения и поиск выхода из конфликта. Педагогические конфликты можно разделить на три группы: мотивационные конфликты (обучающиеся не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению); конфликты, связанны с плохой организацией образовательного учреждения; конфликты взаимодействия обучающихся между собой, преподавателей и обучающихся, преподавателей друг с другом, преподавателями и администрацией образовательного учреждения. Е.Н. Иванова составила таблицу мер, способствующих и препятствующих налаживанию контакта (табл. 1) Таблица 1. Меры, способствующие и препятствующие налаживанию контакта СПОСОБСТВУЮТ НАЛАЖИВАНИЮ ПРЕПЯТСТВУЮТ НАЛАЖИВАНИЮ КОНТАКТА КОНТАКТА Отсутствие приветствия Приветствие Улыбка Мрачность, суровость Избегание имени Обращение по имени Закрытые позы и фраз Открытость позы и жестов Избегание контакта глаз Контакт глаз Доброжелательный тон голоса Резкий или равнодушный тон Положительная обратная связь Неодобрение, критика Готовность честно признать свои ошибки Сваливание вины на других Выражение понимания, сопереживания Непонимание, равнодушие Умеренная мимика и жестикуляция «Маска» на лице или обилие реакций Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 2 Проанализировав психолого-педагогическую литературу, выделим следующие методики погашения конфликтов: конфронтация (соревнование, соперничество), выражается в стремлении добиться удовлетворения своих потребностей в ущерб интересов другого человека. приспособление (уступчивость), то есть принесение в жертву собственных потребностей ради интересов другого. Оно применяется в ситуациях, когда затронутая проблема важна для его оппонента, или отношения с оппонентом представляют собой ценность [1]. компромисс эффективен в ситуациях, требующих быстрого исхода, так как это соглашение между конфликтующими сторонами, достигнутое путем взаимных уступок. уклонение (избегание, игнорирование), для которого характерна временная отсрочка в решении конфликта. Временно уйти от проблемы, чтобы в дальнейшем решить ее окончательно. сотрудничество незаменимо в продолжительных, близких для участников отношениях. Сотрудничество позволяет субъектам разрешить конфликт, не отказываясь от своих целей. Однако, для этого нужно время, так как необходимо проанализировать интересы, потребности конфликтующих сторон, а затем найти наилучший вариант их совмещения, выработать план решения и пути его выполнения и т.д.[2]. Список литературы: 1. Гаджикурбанова Г.М. Управление педагогическим конфликтом // Вестник СПИ. 2016. № 1 (17). С. 51-55. 2. Митяева А.М. Примирительные технологии в разрешении конфликтов в образовательной среде // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 4 (81). С. 385-388. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 3