- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 373.5 Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lubava.fedoseeva@yandex.ru ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Аннотация: Автор статьи характеризует понятия инклюзии, инклюзивного образования и дополнительного образования детей. В статье анализируется сущность инклюзивного образования в системе дополнительного образования детей, а также модели включения детей с ограниченными возможностями в систему дополнительного образования. Ключевые слова: инклюзивное образование, дополнительное образование, ограниченные возможности здоровья, учебно-воспитательный процесс, социальный лифт. Fedoseeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod INCLUSIVE EDUCATION IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN Abstract: The author of the article characterizes the concepts of inclusion, inclusive education and additional education for children. The article analyzes the essence of inclusive education in the system of additional education for children, as well as the model of including children with disabilities in the system of additional education. Key words: inclusive education, additional education, disabilities, educational process, social lift. Инклюзивное образование как явление состоит в первую очередь в том, чтобы не дети подстраивались под учебно-воспитательный процесс, а он непосредственно подстраивался под детей. Как отмечает Г.А. Романова, инклюзия представляет собой признание уникальных особенностей развития Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 1 учащихся, организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии со способностями и возможностями каждого ребёнка [1]. В свою очередь, дополнительное образование также играет огромную роль в преодолении неравенства доступа к получению качественных образовательных услуг. Дополнительное образование обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течение всей жизни, непосредственным образом готовит ребёнка к разработке собственной индивидуальной траектории обучения, даёт возможность гибко и оптимально реагировать на современные вызовы общества и государства. Если говорить о сущности инклюзивного образования в системе современного дополнительного образования, то следует отметить, что оно выполняет некоторую функцию социального лифта, а именно даёт возможность каждому ребёнку, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, проявить собственные образовательные и социальные достижения. Исследователи А.Ю. Пасторова и Н.А. Рачковская выделяют три ключевые модели включения детей с ограниченными возможностями здоровья в систему дополнительного образования. Первая модель – это непосредственно модель интеграции, которая опирается на концепцию нормализации. Данная модель направлена на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные образовательные программы наравне с детьми, которые не имеют подобных ограничений. Это осуществляется посредством предоставления специальных условий обучения для каждого ребёнка в соответствии с его особенностями. Данная модель не предполагает непосредственного преобразования образовательной программы. Ключевая задача в данном случае состоит в создании условий для приспособления детей с ограниченными возможностями здоровья к наиболее стандартной среде обучения. В рамках этой модели включение детей в культуру и социум Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 2 необходимо понимать в качестве процесса их приспособления к внешней среде без её существенного изменения. Вторая модель – это непосредственно социальная модель инклюзии. Инклюзивное образование как явление работает в том случае, если система подстраивается к особенностям каждого индивида, а не наоборот. Отсюда возникает термин «приспособленное образование», а также проблема его понятийно-содержательного наполнения, в отличие от концепции интеграции, о которой речь шла выше. Третья модель – это непосредственно культурологический подход к включению детей с ограниченными возможностями здоровья в учебно- воспитательный процесс с опорой на концепцию реабилитации детей с творческими видами социокультурной деятельности. Данная модель ставит следующую цель: создание условий для творческой самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья в адекватной для них форме. В рамках этой модели у детей формируются и развиваются базовые культурные потребности, и посредством этого проявляются культурные способности. Для данной модели ключевым аспектом является совместное творчество детей с применением таких культурных форм, которые творят и создают новую культуру [2, 3]. Список литературы: 1. Романова Г.А. Моделирование инклюзивной образовательной среды вуза и ее проблемы // Инклюзия в образовании. 2017. Т.2. № 2. С. 48-56. 2. Пасторова А.Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге. СПб.: Издательский дом СПб. ун-та, 2012. 96 с. 3. Рачковская Н.А. Инклюзивное образование как фактор социальной абилитации учащихся с инвалидностью: учеб.-метод. пособ. М.: ИИУ МГОУ, 2015. 158 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 3