- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 37.036.5 Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lubava.fedoseeva@yandex.ru РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ Аннотация: Автор статьи характеризует проблему развития воображения у детей. В статье выделяются виды воображения, его функции, а также обозначается польза, которую развитие воображения приносит ребёнку. Ключевые слова: воображение, активное творчество, образы и представления, мышление, детский возраст. Fedoseyeva Lyubov Alekseevna 1st year Master's student K. Minin State Pedagogical University of Nizhni Novgorod, Russia K. Minin Pedagogical University of Nizhny Novgorod, Russia, Nizhny Novgorod IMAGINATION DEVELOPMENT IN CHILDREN Abstract: The author of the article characterizes the problem of the development of imagination in children. The article highlights the types of imagination, its functions, and also indicates the benefits that it brings to the child. Key words: imagination, active creativity, images and representations, thinking, childhood. Воображение представляет собой некоторое отражение реальной действительности в новых связях и сочетаниях. Также можно сказать, что воображение является одной из форм психического отражения окружающего мира, которая возникает посредством определённых представлений и образов. Исследователь Л.С. Коршунова считает, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах конкретные впечатления, накопленные прежде, а выстраивает что-то новое [1]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Развитие воображения у детей – это актуальная педагогическая проблема. Необходимо начинать проводить целенаправленные занятия по развитию воображения уже в возрасте двух-трёх лет, ведь воображение представляет собой важный компонент сознания. Воображение по своей сущности является фундаментом мышления, который непосредственным образом соприкасается с активным творчеством и креативностью. Исследователь Л.Ю. Субботина выделяет виды воображения: - непреднамеренное (пассивное) воображение, при котором образы и представления возникают спонтанно, то есть без определённых волевых усилий; - преднамеренное (активное) воображение, посредством которого человек по своему желанию (с определёнными волевыми усилиями) создаёт у себя в голове различные образы и представления; - продуктивное воображение, которое включает в себя активное творчество и непосредственным образом способствует созданию новых образов и представлений; - репродуктивное (воссоздающее) воображение, с помощью которого реальность в сознании воспроизводится в изначальном виде, посредством описания конкретных образов и представлений [2]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 2 В свою очередь, О.В. Боровик выделяет функции воображения: - защитная функция, которая проявляется в том, что в воображении человек может воссоздать определённые ситуации и посредством этого отсеять возможные неприятности; - познавательная функция, которая выражается в том, что воображение даёт возможность человеку домысливать, достраивать определённую информацию и получать от этого пользу; - социальная функция, которая проявляется в том, что воображение помогает человек в общении и коммуникации, во взаимодействии с окружающими людьми; - побудительная функция, которая может помочь человек сформировать и сформулировать свои мечтания, тем самым побудить его к активной деятельности; - функция планирования (целеполагания), которая выражается в том, что она может помочь человеку чётко представить путь достижения определённой цели, представить результаты собственной деятельности [3]. Для чего же нужно развивать воображение у ребёнка? Обобщив теоретический материал в рамках данной проблемы, можно сделать выводы о том, что воображение: - улучшает психоэмоциональное состояние, при этом даёт выход эмоциям в виде продуктов творчества; - способствует развитию речи и эмоционального интеллекта у ребёнка; - учит выполнять действия мысленно посредством определённых образов и представлений; - даёт возможность оптимально планировать собственную деятельность; - формирует и развивает творческое мышление, позволяет применять мысленные образы для решения поставленных задач; - помогает детям раскрыть их таланты и способствует самореализации. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 1. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во МГУ, 2009. 132 с. 2. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2006. 144 с. 3. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: РОН: Секачев, 2012. 142 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 4