- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 374 Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lubava.fedoseeva@yandex.ru ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Аннотация: Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью проблемы активации самостоятельной работы студентов. Автор рассматривает самостоятельную работу студентов как один из основных компонентов высшего образования, так как именно она создает возможность постоянно повышать свою квалификацию, базу непрерывного образования, а также формирует готовность к самообразованию. Ключевые слова: педагог, профессиональная деятельность, профессиональное образование, обучающийся, компетенция. Fedoseeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod CONCEPT AND SIGNIFICANCE OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS Abstract: The relevance of the research is due to the high significance of the problem of activating students' independent work. The author considers the independent work of students as one of the main components of higher education, since it is it that creates the opportunity to constantly improve their qualifications, the base of continuous education, and also forms the readiness for self-education. Key words: teacher, professional activity, professional education, student, competence. На сегодняшний день многоуровневая система высшего образования ориентирована на подготовку конкурентоспособного, мобильного, компетентного специалиста по важнейшим направлениям профессиональной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС ВО образовательная организация при формировании образовательных программ обязана обеспечить Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 1 эффективную самостоятельную работу студентов и сопровождать её методическим обеспечением. Организация самостоятельной работы студентов выступает одной из ключевых проблем в современном образовательном процессе. Это напрямую взаимосвязано с процессом непрерывного увеличения объёма самостоятельной работы студентов в образовательных организациях при освоении ими учебного материала. Правильная и эффективная организация самостоятельной работы включает в себя развитие у студентов познавательной деятельности, результат которой – самоконтроль, оценка собственной деятельности, саморефлексия и в конце концов – саморазвитие. Важность проблемы организации самостоятельной работы студентов связана с той новой ролью самостоятельной работы, которую она приобрела в результате становления в качестве ведущей формы организации учебного процесса, и вместе с этим возникает проблема ее активизации [1]. В настоящее время роль самостоятельной работы в процессе подготовки студентов существенно возрастает. Это явление обусловлено потребностями общества и работодателей – на сегодняшний день наиболее востребованными специалистами являются именно те кадры, которые способны к поиску и творческой индивидуальной переработке информации, а не просто к освоению готовых знаний. Данный факт, в свою очередь, отражается и в компетенциях, которые являются требованиями к профессиональной подготовке квалифицированных специалистов, готовых к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Из вышеперечисленного исходит, что ключевыми векторами системы образования в настоящее время являются самообразование, самоопределение, саморазвитие, самосовершенствование и, наконец, самоактуализация. Реализация ФГОС ВО проходит на основе модульно-компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не совокупность усвоенной информации, а способность студента действовать в различных ситуациях. Самостоятельная Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 2 работа студентов как средство и форма организации учебно-познавательной деятельности способствует формированию общепрофессиональных и универсальных компетенций [2]. Проблема эффективной и оптимальной организации самостоятельной работы студентов в процессе их обучения в образовательной организации на сегодняшний день как никогда актуальна. Это связано с тем, что в настоящее время ФГОСы определяют самостоятельную работу студентов в качестве наиболее приоритетного и востребованного для общества и работодателей направления взаимодействия студентов и педагогов, а выполнение требований ФГОСов – это обязанность всех образовательных организаций [1]. Методические основы и теория формирования организации самостоятельной работы студентов были рассмотрены в исследованиях отечественных педагогов П.И. Пидкасистого, В.В. Давыдова, Г.И. Щукиной. Несмотря на достаточный уровень изученности данной проблемы в отечественных педагогических исследованиях, она требует дальнейшего изучения конкретных аспектов, требующих разрешения. Это связано тем что в современных реалиях студентам необходимо самостоятельным образом применять полученные знания на практике, в частности, в профессиональной деятельности, используя при этом креативность и активный творческий потенциал. Помимо этого, необходимо, чтобы студенты умели приобретать знания, осваивать умения и навыки при тесном взаимодействии и сопровождении педагога, который является их наставником на учебном пути. Продолжая мысль, следует отметить, что ключевая цель организации самостоятельной работы представляет собой обеспечение студентов помощью педагога в процессе освоения ими компетенций, необходимых для их квалифицированной профессиональной подготовки. Следовательно, данную цель можно достигнуть только в случае, если педагог будет систематическим образом контролировать образовательную деятельность студентов, а также осуществлять своевременное планирование учебного процесса. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 3 Рассматривая теоретические основы педагогики XX века, можно наблюдать отсутствие единого мнения в определении самостоятельных работ. В научной литературе существуют разнообразные подходы к определению понятия «самостоятельная работа»: средство, формирующее познавательные способности студентов, их направленность на непрерывное образование (Г.М. Коджаспирова); вид учебного труда по освоению образовательной программы, осуществляемой при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения качественных результатов (С.Л. Троянская);процесс вовлечения студентов в самостоятельно-познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации (П.И. Пидкасистый); работа, выполняемая студентами по заданию преподавателя в указанные сроки, но без его участия (Б.П. Есипов) и т. д. [2]. Таким образом, самостоятельная работа студентов представляет собой вид учебно-познавательной деятельности, осуществляемой при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения качественных результатов. Список литературы: 1. Булаева М.Н., Лапшова А.В., Федосеева Л.А. Сетевые коммуникации в современном профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. - 67 (1). С. 31-34. 2. Гаджиева П.Д. Психолого-педагогические предпосылки организации самостоятельной работы студентов // Символ науки. 2017. № 3. С. 88-90. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 4