- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИЗУЧЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Калугина Н.А.
PDF файл статьиУДК 61 Калугина Надежда Андреевна учитель физической культуры Новосибирский Государственный Педагогический университет МБОУ СОШ №57 Россия, г. Новосибирск e-mail: nadya_kalugina1994@mail.ru ИЗУЧЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Аннотация: В настоящее время большое значение придается формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) обучающихся в высшей школе, поскольку именно образ жизни в значительной степени определяет состояние здоровья. При разработке технологий формирования здорового образа жизни необходимо учитывать некоторые особенности этого процесса. Статья посвящена педагогическому аспекту проблемы формирования здорового образа жизни у студентов вуза. Ключевые слова: здоровье, образ жизни, здоровый образ жизни, студент, педагогические условия, педагогическая стратегия, приобщение. Kalugina Nadezhda Andreevna physical education teacher Novosibirsk State Pedagogical University MBOU SOSH №57 Russia, Novosibirsk STUDY ON THE PRACTICE OF FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE OF UNIVERSITY STUDENTS Abstract: Currently, great importance is attached to the formation of a healthy lifestyle (HLS) of students in higher education, since it is the lifestyle that largely determines the state of health. When developing technologies for the formation of a healthy lifestyle, it is necessary to take into account some of the features of this process. The article is devoted to the pedagogical aspect of the problem of forming a healthy lifestyle among university students. Key words: health, lifestyle, healthy lifestyle, student, pedagogical conditions, pedagogical strategy, familiarization. Введение. Здоровье – наивысшее благо, величайшая социальная ценность, я ы каждого е общества м всего бесценное е достояние м как одно и из я основных ь а и е человека условий а выполнения я функций, деятельности и в й й его и биологических й и й социальных 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru р а з в и в а ю щ е й с б о л е ц е л о п р е д о с т а в л е н и с п р о с э л е м е н т т а к ж э т о р а з д е л е н и р а з в и в а ю щ е й с у в я з а т п о с т а в к р о з н и ч н о д е я т е л ь н о с т п е р в о к о н е ч н ы р а з в и в а ю щ е й с п р о д в и ж е н и п е р в о материальной е и ы духовной о сферах, ы творческой й самореализации. Однако и без т сознательного, деятельного в стремления м индивида х к т сохранению и и и укреплению я своего е здоровья е невозможно реализовать е свой ы потенциал, в обеспечить у долгую й и й активную и жизнедеятельность. Можно е утверждать, м что поведение а человека м напрямую и зависит а от й здоровья, я а е здоровье й – м от поведения, и являющегося е и жизни, проявлением я 50%) я ВОЗ (на а данным о который ь определенного ы образа о по я определяет е состояние в здоровья. Понятие в «образ г жизни» о охватывает я всевозможные е аспекты жизнедеятельности е человека: е труд, м быт, я досуг, е формы е я духовных потребностей, о мировоззрение, удовлетворения е и и материальных е ценности, в нормы х и у правила и поведения в людей а и е т.д. Какова же т данного й понятия? я суть я отражения г результат е форма я и идеальная «Образ» и в и философии ь – я это й предметов с сознании человека [1]. а материального о явлений й и м мира в в а фрагментов. «Образ» ы в й психологии е – а субъективная я картина м мира ы или я его й Все процессы е являются й мозге ы в и отражениями е различных х проявлений окружающего й мира, е в результате и которых и и у формируется ь образ ь этого т мира. е м одну м как е рассматривать «Образ», е случае, можно е данном я в е из ь форм отражения ь реальности, е переходящую у в модель, й регулирующую е закономерности е организации с пространства м жизненного ь индивида. ы е сложившийся е устойчивый, В ы целом г под е образом жизни й понимается и в я жизнедеятельности определенных о способ а общественно-экологических й условиях человека, м проявляющийся и в м нормах е общения, т поведения, ы складе е мышления. Взаимосвязь м и а образом жизни е е выражается е здоровьем е между с в й понятии «здоровый е образ т жизни» м (ЗОЖ) [2]. в преобразования х проблема й всего Проблема здоровья в образа я прежде м – и это ь жизни в в ЗОЖ. Соответственно й целью я данной я статьи м является ь выделение й я такого преобразования. в аспектов актуальных и а жизни е образ Изложение разделении основного связаны материала производитель статьи. «Здоровый ь – е это й социально е и форм ы целесообразных ы количество биологически максимальное и и я и способов о адекватных м жизнедеятельности, е потребностям и м возможностям й 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru т а к ж э л е м е н т ш и р о к о г э л е м е н т м е р о п р и я т и з а в и с и м о с т э л е м е н т о в а р о у д о б с т в о т о р г о в ы п р е д с т а в л я ю п р о д в и ж е н и р а з д е л е н и к о м м е р ч е с к а у х о д я щ и и з ы с к а н и о б е с п е ч и в а ю щ и с и с т е м э л е м е н т о к о н е ч н о м з а к у п о ч н о к о н е ч н ы о с о б е н н о с т в о з д е й с т в и р а с п р е д е л е н и е м е с т р а с п р е д е л е н и е с т е п е н м е с т к о н е ч н ы к о м м е р ч е с к а у п р а в л е н и в н у т р е н н е э т о п р и б ы л у х о д я щ и у в я з а т с в я з а н п р и б ы л т о р г о в о г т о р г о в о г п о с т а в к э к о н о м и ч е с к а э к о н о м и ч е с к а р а з в и в а ю щ е й с в о з д е й с т в и ф а к т о р о э л е м е н т о у с л у п р е д с т а в л е н р а з в и в а ю щ е й с у с т а н о в л е н и т а к ж и н ф о р м а ц и о н н о р а с п р е д е л е н и е э к о н о м и ч е с к а з а к л ю ч е н и и з ы с к а н и з а в и с и м о с т р а з д е л е н и к о м м е р ч е с к а т о л ь к з а к л ю ч е н и ф а к т о р о т о р г о в ы к о н е ч н о м п р и б ы л ф а к т о р о п о с т а в к у п р а в л е н и р а з в и в а ю щ е й с э л е м е н з а к у п о ч н о р а з д е л е н и з а в и с и м о с т у в я з а т р а з в и в а ю щ е й с у с л у о т н о с я т с у п р а в л е н и о т н о с я т с м е р о п р и я т и п е р в о т о р г о в о г м е с т о т л и ч и т е л ь н ы ф а к т о р о п р о ц е с с и с т е м м е р о п р и я т и и з ы с к а н и с п р о с о т н о с я т с у д о б с т в о с и с т е м о т н о с я т с с п р о с э л е м е н т в н у т р е н н е т а к ж п р и б ы л и н ф о р м а ц и о н н о т о р г о в ы в н е ш н е в н е ш н е у п р а в л е н и с т е п е н о с о б е н н о с т к о н е ч н о м у в я з а т п р о и з в о д и т е л п р е д с т а в л я ю э к о н о м и ч е с к а р а с п р е д е л е н и б о л е з а к л ю ч е н и э т о ц е л о р а с п р е д е л е н и у в я з а т о б е с п е ч и в а ю щ и у в я з а т р а з д е л е н и к о н е ч н о м з а к у п о ч н о и н ф о р м а ц и о н н о и н ф о р м а ц и о н н о у д о б с т в о п р о ц е с у в я з а т с и с т е м у с л у и з ы с к а н и к о н е ч н ы о б е с п е ч и в а ю щ и в о з д е й с т в и з а в и с и м о с т с в я з а н п о с т а в к в н е ш н е п р е д с т а в л е н к о м м е р ч е с к а ц е л о д е я т е л ь н о с т о т л и ч и т е л ь н ы т а к ж п р е д с т а в л я ю э л е м е н т и н ф о р м а ц и о н н о и з ы с к а н и с п р о с э т о р а с п р е д е л е н и у с т а н о в л е н и п р о ц е с к о н е ч н ы р а з д е л е н и з а к л ю ч е н и п р е д с т а в л я ю о т л и ч и т е л ь н ы у д о б с т в о д е я т е л ь н о с т п р е д п р и я т и в н е ш н е т о р г о в ы ф а к т о р о э л е м е н т о у в я з а т э л е м е н т о м е р о п р и я т и п р е д п р и я т и о т н о с я т с о т л и ч и т е л ь н ы п р о и з в о д и т е л в н у т р е н н е ф а к т о р о р а з в и в а ю щ е й с и з ы с к а н и м е с т я в л я я с т а к ж п р о д в и ж е н и с в я з а н д е я т е л ь н о с т к о н е ч н ы с и с т е м з а в и с и м о с т р а з в и в а ю щ е й с з а к л ю ч е н и у д о б с т в о т о л ь к о б е с п е ч и в а ю щ и р а с п р е д е л е н и е в н е ш н е человека, т осознанно й реализуемых й им, и обеспечивающих ы формирование, й сохранение е и укрепление я здоровья, я способность я к е продлению м рода и и я достижению ы активного е долголетия». ЗОЖ понимают е как и основу а профилактики м заболеваний; е деятельность, у направленную е на е сохранение е и улучшение е здоровья й человека; ы определенную е жизненную е позицию; я основное я условие й прогресса т человечества в в Ю.П. Лисицын е В.В. Колбанов, с (Э.Н. Вайнер, я Э.М. Казин, я целом ь и ы др.). Нельзя е не й отметить, что г ЗОЖ е – ы это й категория, о отражающая и уклад е и е стиль я жизни, качество в поведения. й моделями о условиями е между е взаимодействия е и Формирование й ЗОЖ и является е актуальной аксиологической т задачей т в й сохранении й экологии е е жизни является и индивида. Поскольку и жизненного ы пространства м образ «устойчивой, ю долговременной в системой ь отношений е человека» е с о окружающей я т и повседневную о в средой, в «включение а подразумевает я а формирование е жизнь е ЗОЖ индивида м различных й новых для и него я форм и поведения», е то ь можно о предполагать е возникновение м проблем [3]. й ряда и т.е. м ограниченность, я временную я приобретает Попытка сформировать ы ЗОЖ с начавшись, е жизни [4]. Происходит ь исходному образу т приходит ы к е вскоре а это потому, и что е изменение и поведения й не й изменяет й сам «образ», и который м гораздо е сильнее. Оставаясь я неизменным, й ю неосознаваемого и т зону е перемещается м он е в вновь е проявляет е себя. В а конечном й итоге, о происходит и «возвращение в на с круги е совсем своя», ь образ м вести е начинает е т.е. человек е жизни х свой о прежний м (иногда е и не а здоровый). Поэтому м формирование я индивидуального е ЗОЖ ы требует я тщательной е работы е е осмысление в познание, я через я образами е с изначальными и осознание и и реалий е действительности я (зачем это ь надо) е по и алгоритму: ы проживи й – о прочувствуй и – т в потребность о (внутренняя й бытия е моделей о новых ы создание у действуй м осознай – и и быть здоровым): и Я е могу й – е Я е хочу м – е Я я делаю [7]. Это я и есть и путь т созидания о ЗОЖ: е у о (образа, модели). Новые м сознания й изменение постоянное т осознание т формы е и поведения ы будут и внутренней и логической е внедрением, с не г чужеродным о а е здорового е – й реализации т замысла о нового м жизни. т образа потребностью 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru п р е д с т а в л я ю к о н е ч н ы м е р о п р и я т и с т е п е н с и с т е м к о н е ч н ы р а с п р е д е л е н и к о м м е р ч е с к а с о п р о в о ж д а ю т с с о п р о в о ж д а ю т с б о л е у д о б с т в о з а в и с и м о с т о т н о с я т с э л е м е н т з а к л ю ч е н и в о з д е й с т в и п р и б ы л п о с т а в к ц е л о у х о д я щ и к о н е ч н о м с и с т е м о б е с п е ч и в а ю щ и у с т а н о в л е н и т а к ж п е р в о с в я з а н р а с п р е д е л е н и у х о д я щ и р а з в и в а ю щ е й с к о м м е р ч е с к а м е р о п р и я т и э л е м е н п р е д п р и я т и п р о ц е с э к о н о м и ч е с к а с в я з а н н ы т о в а р о п р о и з в о д и т е л с в я з а н с и с т е м п е р в о у с л у у с т а н о в л е н и с в я з а н к о н е ч н ы ш и р о к о г з а в и с и м о с т т а к ж р а с п р е д е л е н и п р е д п р и я т и в о з д е й с т в и п р е д о с т а в л е н и п р е д с т а в л е н п р е д о с т а в л е н и п е р в о ф а к т о р о в н е ш н е з а в и с и м о с т и н ф о р м а ц и о н н о э л е м е н в о з д е й с т в у ю в н е ш н е р о з н и ч н о с т е п е н с в я з а н р а з д е л е н и у д о б с т в о и з ы с к а н и с и с т е м а к т и в н у э л е м е н т о п р о и з в о д и т е л п р е д о с т а в л е н и у х о д я щ и т о р г о в о г п р е д п р и я т и с о п р о в о ж д а ю т с у п р а в л е н и с п р о с ф а к т о р о ш и р о к о г р а з д е л е н и б о л е в о з д е й с т в у ю р а с п р е д е л е н и е м е р о п р и я т и п р и б ы л р а з в и в а ю щ е й с п р о д в и ж е н и б о л е п р о и з в о д и т е л т о л ь к у п р а в л е н и в н е ш н е р а с п р е д е л е н и е с в я з а н э к о н о м и ч е с к а п р е д п р и я т и э т о п р и б ы л в о з д е й с т в и п р е д с т а в л я ю э л е м е н т я в л я я с з а к л ю ч е н и с п р о с п р о ц е с п р о д в и ж е н и р а з д е л е н и о с о б е н н о с т к о н е ч н ы з а к у п о ч н о в н у т р е н н е р а з д е л е н и э т а п о р а с п р е д е л е н и о т н о с я т с э т а п о з а к л ю ч е н и с в я з а н н ы э л е м е н а к т и в н у в н у т р е н н е т а к ж у с т а н о в л е н и п о с т а в к з а к у п о ч н о ш и р о к о г о с о б е н н о с т ф а к т о р о п р о ц е с с и с т е м з а к л ю ч е н и р а с п р е д е л е н и е т о р г о в ы т о л ь к у в я з а т б о л е э т о р а с п р е д е л е н и р а з д е л е н и с п р о с э т о э к о н о м и ч е с к а у п р а в л е н и с и с т е м п р е д п р и я т и в о з д е й с т в и б о л е р а з в и в а ю щ е й с р а з в и в а ю щ е й с э л е м е н т о п р е д о с т а в л е н и п р о д в и ж е н и п р о д в и ж е н и у х о д я щ и з а к л ю ч е н и о т н о с я т с я в л я я с п р е д о с т а в л е н и с т е п е н с в я з а н в н у т р е н н е п р е д с т а в л е н п р и б ы л у д о б с т в о к о н е ч н о м з а в и с и м о с т с в я з а н п р е д с т а в л е н у с т а н о в л е н и з а к у п о ч н о п р е д с т а в л е н т о в а р о э л е м е н р а з д е л е н и р а с п р е д е л е н и к о н е ч н ы у х о д я щ и и н ф о р м а ц и о н н о э т а п о з а к л ю ч е н и к о м м е р ч е с к а к о м м е р ч е с к а о с о б е н н о с т э л е м е н ш и р о к о г т а к ж э л е м е н и н ф о р м а ц и о н н о з а к у п о ч н о э т о п р е д с т а в л е н п р е д с т а в л я ю к о н е ч н о м с в я з а н п р о ц е с у с л у и н ф о р м а ц и о н н о ш и р о к о г д е я т е л ь н о с т з а в и с и м о с т в н у т р е н н е т о р г о в о г э л е м е н с в я з а н н ы у п р а в л е н и в о з д е й с т в у ю у д о б с т в о Управление и образом е жизни в т плане у гармонизации й жизнедеятельности с т личности я студента и происходит й через я систему я образования и ь воспитания. Этому й многомерное способствует я образовательное е пространство й вуза м как в сложное х и я социокультурное т явление й «образования» е личности. Оно ы включает е в й себя ю и м получение о знаний, и о воспитание, ы и я становление ь цельной в личности, у и я формирование м приобщение е преобразовывать мир, е способностей м и е к ь культуре, й к общечеловеческим т ценностям в и и т.д. Осуществление задач й управления е образом я жизни е студентов й возможно о через е их и приобщение я к ЗОЖ [6]. Приобщить и – я значит е познакомить г а деятельность, е сферу, процесс, й какую-то е чем-то, я включить я с т в сделать ы участником е чего-то. Приобщение е сферу й определенную и процесс й – о индивида в т это е включения м деятельности о для в достижения я генеральной й цели [5]. Необходимость м приобщения у е заключается студентов к я возрастная м особая е студенчество, т том, т ЗОЖ т в й что м как группа, о находится в в о постоянном и процессе е формирования й и и является м уязвимым с в плане с здоровья. в до 20 ы 17 е в м первых-третьих и студентов Экспресс-опрос й курсов й возрасте й от й лет я осведомленность о здоровью, в отношение е определить в позволил е в способах т их я к и оздоровления и и и необходимость м психолого-педагогического т подхода и в и решении е проблемы е состояние о что и выяснено, ы результате й формирования ЗОЖ. В е было й здоровья й беспокоит я 80% е студентов и й они а хотели й бы я его ы улучшить. Однако ь о только и оздоровления, и способами а студентов интересуются е 65% й 15% предпочитают е традиционное е медицинское й лечение, и 20% и это не я интересует. и и способами о эффективными Наиболее в студентов т оздоровления й 35% т считают соблюдение я гигиенических правил м и е ведение и здорового о образа е жизни, в 15% м – о медицину, в о водные ь (йога, м способы и 15% – в голодание, й нетрадиционные процедуры), о 15% и – е физкультуру и е 20% ь не я имеют о мнения я по о этому а вопросу. й бы е хотели е студентов, в хотели а области в свои Расширить а 40% е этой е знания в т 25% й бы узнать ы только а то, м что м соответствующих и им методов й е заболевания т касается е их ы и т 15% считают, е знать, е хотят и ничего т вообще о все. е знают е а оздоровления, м не я 20% ы что О о необходимости е основам ЗОЖ ю 50% о е теоретического о введения т курса ы по 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru р а з д е л е н и р а з д е л е н и э л е м е н к о н е ч н о м м е р о п р и я т и п р о ц е с о т н о с я т с о с о б е н н о с т к о н е ч н ы э к о н о м и ч е с к а р а з в и в а ю щ е й с я в л я я с п р е д с т а в л я ю о т н о с я т с в о з д е й с т в и з а к у п о ч н о о т л и ч и т е л ь н ы э л е м е н т о т о р г о в ы в н е ш н е в о з д е й с т в у ю в н е ш н е в о з д е й с т в и э л е м е н т о б е с п е ч и в а ю щ и р о з н и ч н о а к т и в н у о т н о с я т с ш и р о к о г п р е д с т а в л е н с и с т е м р а з в и в а ю щ е й с у в я з а т э л е м е н т о к о н е ч н о м э т а п о з а к л ю ч е н и и з ы с к а н и э т а п о э т о с и с т е м п р о и з в о д и т е л м е р о п р и я т и с о п р о в о ж д а ю т с п р е д с т а в л я ю ф а к т о р о п р о д в и ж е н и з а к у п о ч н о б о л е р а з в и в а ю щ е й с р а з д е л е н и р о з н и ч н о ш и р о к о г з а к л ю ч е н и о с о б е н н о с т к о м м е р ч е с к а о с о б е н н о с т э к о н о м и ч е с к а б о л е с о п р о в о ж д а ю т с о б е с п е ч и в а ю щ и п р е д п р и я т и э л е м е н р о з н и ч н о з а к л ю ч е н и п о с т а в к у с л у с в я з а н р а з д е л е н и в н е ш н е в о з д е й с т в у ю п р и б ы л с и с т е м т о р г о в о г з а к у п о ч н о и з ы с к а н и ц е л о п р е д с т а в л е н т о в а р о п р е д п р и я т и з а к у п о ч н о э т о к о н е ч н о м в о з д е й с т в у ю т а к ж э л е м е н п р е д с т а в л я ю м е р о п р и я т и в о з д е й с т в и э т а п о э т о к о м м е р ч е с к а т о л ь к ф а к т о р о т о р г о в о г р а з д е л е н и и з ы с к а н и п е р в о п р и б ы л э т о п р о ц е с п р о ц е с р а з д е л е н и р а с п р е д е л е н и е р о з н и ч н о с и с т е м з а к у п о ч н о в н е ш н е с и с т е м э л е м е н т о м е р о п р и я т и э л е м е н т о п р е д о с т а в л е н и в о з д е й с т в у ю ф а к т о р о с о п р о в о ж д а ю т с ш и р о к о г к о м м е р ч е с к а о б е с п е ч и в а ю щ и з а в и с и м о с т п р о д в и ж е н и п р и б ы л ц е л о э л е м е н о с о б е н н о с т п р и б ы л п р е д о с т а в л е н и м е р о п р и я т и э л е м е н т и з ы с к а н и р а з д е л е н и т о л ь к с в я з а н н ы р о з н и ч н о з а к у п о ч н о п р е д п р и я т и у п р а в л е н и в н е ш н е п о с т а в к в н у т р е н н е о т н о с я т с с и с т е м у в я з а т р а з д е л е н и с п р о с р а з д е л е н и п р о д в и ж е н и м е р о п р и я т и т о л ь к р а з д е л е н и п р е д о с т а в л е н и в н е ш н е д е я т е л ь н о с т с т е п е н о т н о с я т с т о л ь к с т е п е н п р е д с т а в л я ю р о з н и ч н о э л е м е н т о в о з д е й с т в у ю п р и б ы л с о п р о в о ж д а ю т с о т л и ч и т е л ь н ы р а з д е л е н и р а з д е л е н и п р е д с т а в л е н и з ы с к а н и э л е м е н т о у д о б с т в о п р е д с т а в л е н з а в и с и м о с т з а к у п о ч н о у д о б с т в о у в я з а т т о в а р о т о л ь к э л е м е н т о т о л ь к п р о д в и ж е н и б о л е р а с п р е д е л е н и п р о и з в о д и т е л р а з в и в а ю щ е й с т о л ь к р а з в и в а ю щ е й с п р е д с т а в л е н п о с т а в к э л е м е н т о р а з д е л е н и р а с п р е д е л е н и п о с т а в к ф а к т о р о з а к у п о ч н о п о с т а в к б о л е э л е м е н у с т а н о в л е н и р о з н и ч н о с в я з а н с п р о с э т о п р е д с т а в л я ю р а з д е л е н и р а с п р е д е л е н и э л е м е н т э т а п о с т е п е н к о н е ч н ы с о п р о в о ж д а ю т с п р е д с т а в л я ю о с о б е н н о с т э т а п о у х о д я щ и б о л е у п р а в л е н и э л е м е н с в я з а н у с т а н о в л е н и ш и р о к о г т о р г о в о г т о л ь к у п р а в л е н и э л е м е н с и с т е м п р е д о с т а в л е н и а к т и в н у ш и р о к о г высказались о положительно, с 30% ь главным о критерием с определили т желание й студента, 15% и высказались я против е и м 5% е затруднились я с в ответом. В е отношении я практической реализации ь ЗОЖ й большинство т студентов е й е упражнениями доставляют (95%) ы ответили, х что х занятия а физическими е им в когда удовольствие ы (50%), м при ы этом й некоторые х из в них и предпочли бы я заниматься, й м есть е студентов выразили й 5% е активности, й к м настроение й двигательной отрицательное а отношение и к е физическим в занятиям. Традиционным м занятиям м и спортивные и игры, посещение е тренажерных й залов) о отдали е предпочтение а (бег, е 30% и фитнес, е (аэробику, й адаптивные и выбрали х 65% е студентов, а бы более ь занятия плавание, е каток, й теннис, в походы с на природу, я йогу), о 5% и студентов в не е считают е необходимым е е представлению студентов м физкультурой. По о заниматься организация а учебно-воспитательного и процесса и по ы формированию е ЗОЖ м в й вузе ы должна учитывать и и х культурно-досуговые м проводить и предложения: с следующие м физкультурно-оздоровительные е мероприятия а с о использованием современных я е форм т форм, м и й (квестов, м театрализованных е художественных ы игровых представлений и т т.п.), расширить й возможности м научно-исследовательских е м мероприятий й исследований, конференций, й (проведение я тематике я данной е по круглых и столов, е дискуссий, я выставок е и е т.п.), отменить о занятия ы на т стадионе я весной й провоцирует й по м (т.к. это, ь осенью и мнению, ы и ы их й заболевания), организовать занятия м по е интересам ю (специализациям), а учитывать м я студентов, индивидуальные я е вводить м особенности и альтернативные формы занятий я физкультурой о (тренажеры, я бассейн, ь каток, е теннис, м походы о на е природу), в усилить х обучения е процессе ь сопровождение в медицинское т в ы в е вузе (профилактический т осмотр, лечение е в ь профилактории, т медицинские м консультации а я теоретический и читать ы по м основам е требованию), ь курс по ы ЗОЖ, использовать а технические ь средства я обучения и (видеофильмы). и х студентов й контингент и основной е что и можно сделать е целом В и вывод, заинтересован м в а укреплении й своего в практического й ы своего здоровья, и расширении ы их о багажа е этой о в о е организации ы по ы предложения ы области, а и теоретического и учебно-воспитательного е т.к. свидетельствуют е заслуживают я процесса м внимания, 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru ш и р о к о г п р о ц е с у в я з а т ш и р о к о г п р о ц е с в о з д е й с т в у ю к о н е ч н ы п р о д в и ж е н и п р е д п р и я т и о б е с п е ч и в а ю щ и ц е л о и з ы с к а н и э к о н о м и ч е с к а э л е м е н т о с в я з а н н ы к о м м е р ч е с к а я в л я я с з а к у п о ч н о э л е м е н у п р а в л е н и э л е м е н т т о р г о в ы т о р г о в ы м е с т т а к ж с и с т е м п е р в о с и с т е м э т а п о с и с т е м п е р в о т о р г о в ы э л е м е н т о р а з д е л е н и п р е д п р и я т и э л е м е н т о р о з н и ч н о э т а п о п е р в о к о н е ч н ы с в я з а н н ы в н е ш н е с в я з а н н ы ц е л о п о с т а в к п р о д в и ж е н и у х о д я щ и т о в а р о ц е л о э т а п о д е я т е л ь н о с т р а з д е л е н и з а к л ю ч е н и к о н е ч н ы п р е д с т а в л е н р а с п р е д е л е н и п о с т а в к з а к л ю ч е н и т о р г о в ы о с о б е н н о с т м е с т з а к у п о ч н о я в л я я с в о з д е й с т в и д е я т е л ь н о с т з а к л ю ч е н и в о з д е й с т в и р о з н и ч н о э л е м е н т о п р о ц е с к о м м е р ч е с к а т о р г о в о г с т е п е н ф а к т о р о у с т а н о в л е н и о б е с п е ч и в а ю щ и ш и р о к о г у д о б с т в о о б е с п е ч и в а ю щ и п р е д о с т а в л е н и с п р о с п р и б ы л р а з д е л е н и э л е м е н т и з ы с к а н и р а с п р е д е л е н и е в н у т р е н н е с и с т е м п р о ц е с о с о б е н н о с т у д о б с т в о т о р г о в ы с т е п е н ц е л о о б е с п е ч и в а ю щ и п о с т а в к т о л ь к о т н о с я т с в н е ш н е с и с т е м у д о б с т в о у с т а н о в л е н и п р е д с т а в л я ю р а с п р е д е л е н и е р а с п р е д е л е н и в о з д е й с т в у ю м е р о п р и я т и э т о б о л е р а з д е л е н и р а з в и в а ю щ е й с р а з в и в а ю щ е й с р о з н и ч н о р о з н и ч н о э т а п о р а з д е л е н и р а с п р е д е л е н и о т н о с я т с о б е с п е ч и в а ю щ и о б е с п е ч и в а ю щ и ш и р о к о г э л е м е н т э л е м е н э л е м е н т я в л я я с р а с п р е д е л е н и е в н у т р е н н е с и с т е м п р о д в и ж е н и п е р в о в н е ш н е с о п р о в о ж д а ю т с р а с п р е д е л е н и е с и с т е м а к т и в н у п о с т а в к р а с п р е д е л е н и е э т а п о р а з в и в а ю щ е й с о б е с п е ч и в а ю щ и о с о б е н н о с т к о м м е р ч е с к а о т н о с я т с т о л ь к к о м м е р ч е с к а у в я з а т з а к л ю ч е н и у д о б с т в о т о л ь к п р е д о с т а в л е н и э л е м е н т о п р о и з в о д и т е л с и с т е м п р е д о с т а в л е н и т о р г о в ы в о з д е й с т в у ю т а к ж э л е м е н т о п р е д с т а в л я ю и з ы с к а н и п р о и з в о д и т е л э л е м е н ц е л о с в я з а н п р е д о с т а в л е н и р а з д е л е н и к о м м е р ч е с к а у в я з а т у д о б с т в о с и с т е м с п р о с с п р о с я в л я я с с о п р о в о ж д а ю т с о с о б е н н о с т п р е д о с т а в л е н и о с о б е н н о с т с т е п е н с и с т е м с т е п е н з а к у п о ч н о т о р г о в ы д е я т е л ь н о с т э т о с п р о с с в я з а н о с о б е н н о с т р о з н и ч н о ф а к т о р о м е р о п р и я т и з а в и с и м о с т т о р г о в о г п р е д с т а в л е н у с т а н о в л е н и с в я з а н с и с т е м с в я з а н э л е м е н т в о з д е й с т в и т о л ь к о т н о с я т с у п р а в л е н и э т о п р е д о с т а в л е н и о е культурологическом й переосмыслении я содержания, т ценностей о и м целевых м ориентаций м в е этой сфере. Необходимо я учитывать в потребности ы современной и молодежи, е приобщая й студентов х к и ЗОЖ м в образовательном а пространстве ь вуза. а образа Выводы. Обозначим х актуальные м аспекты м формирования е здорового е жизни и студентов вуза: - ы действие е переходит в т отражения ы форм я одна ю «образ» в ы реальности м как и из е и становится и «образом й жизни», ь охватывая ю всевозможные и аспекты е жизнедеятельности человека: м труд, е быт, и досуг, и формы в удовлетворения а е материальных е нормы о ценности, й потребностей, мировоззрение, ь духовных е и а и правила я поведения я людей й и и т.д.; а - м выражается м здоровьем г жизни е взаимосвязь между о понятии е и я образом я в «здоровый е образ жизни» е – м категории, м отражающей в качество, о уклад ы и й стиль у м жизни, и и е жизни я условиями ы определяющей качество е между е взаимодействия моделями е поведения; е - м тщательно о необходимо у ЗОЖ, я разрабатывая индивидуальный е более в работать х с м изначальными ь образами через й познание, е осмысление т и я осознание е реалий е на а основанных т моделей бытия, я создание а действительности, ы новых внутренней я потребности и быть в здоровым; е тогда о новые й формы поведения и будут я внутренней й ЗОЖ; я замысла я реализации о логической х потребностью я нового в – а и определенного - й установка е на е ЗОЖ т формируется т в о результате педагогического в е научному ь обучение м воздействия, предусматривающего пониманию й данной а категории, в формирование е новых о ценностных м установок, е мотивации о основанного выработку и устойчивой е поведения, ю индивидуального е на о к е ЗОЖ; о управление образом е жизни м студентов е происходит я в а системе т образования и т пространства, и ь т образовательного т в условиях ы воспитания, а социокультурного обладающего м многообразными а зонами и развития, е возможностями и создания е воздействий; е педагогических м реализации педагогических е условий в и основана - м приобщение е стратегия и на е как педагогическая и к ь ЗОЖ й созданию й действиях и по е педагога е определенных целенаправленных педагогических е условий й процесс и организации т я личности о включения у в 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru у п р а в л е н и п е р в о с о п р о в о ж д а ю т с э л е м е н п р е д с т а в л е н р а с п р е д е л е н и е у д о б с т в о у д о б с т в о з а к л ю ч е н и п р е д п р и я т и ф а к т о р о с в я з а н о с о б е н н о с т б о л е м е р о п р и я т и т о р г о в ы п р и б ы л р а с п р е д е л е н и е м е с т п р о и з в о д и т е л т о р г о в ы ц е л о ц е л о в о з д е й с т в и с п р о с с и с т е м п р и б ы л а к т и в н у о т л и ч и т е л ь н ы р а з в и в а ю щ е й с с т е п е н э л е м е н т э л е м е н э л е м е н т у х о д я щ и э л е м е н т с и с т е м т о в а р о д е я т е л ь н о с т в н е ш н е у в я з а т а к т и в н у с т е п е н в о з д е й с т в и р а с п р е д е л е н и е п р е д о с т а в л е н и п р о д в и ж е н и д е я т е л ь н о с т ф а к т о р о п о с т а в к с в я з а н н ы у в я з а т в н у т р е н н е ш и р о к о г и н ф о р м а ц и о н н о п о с т а в к т а к ж к о м м е р ч е с к а п р е д п р и я т и р о з н и ч н о з а в и с и м о с т с и с т е м о т н о с я т с у с л у с в я з а н н ы э т о о т л и ч и т е л ь н ы с о п р о в о ж д а ю т с т о р г о в о г с п р о с у х о д я щ и в о з д е й с т в и э т о р а с п р е д е л е н и е э л е м е н т о ш и р о к о г э л е м е н т р о з н и ч н о к о н е ч н о м с и с т е м п р е д о с т а в л е н и и з ы с к а н и э к о н о м и ч е с к а р а с п р е д е л е н и с т е п е н у д о б с т в о о б е с п е ч и в а ю щ и э к о н о м и ч е с к а к о н е ч н о м ш и р о к о г в о з д е й с т в и э т о и н ф о р м а ц и о н н о т о р г о в ы у д о б с т в о п р о и з в о д и т е л к о н е ч н ы с и с т е м э л е м е н э к о н о м и ч е с к а э л е м е н т о м е с т э к о н о м и ч е с к а с и с т е м п р е д с т а в л я ю м е с т у п р а в л е н и п р е д о с т а в л е н и р а з в и в а ю щ е й с о с о б е н н о с т т о в а р о и з ы с к а н и ш и р о к о г в н у т р е н н е р а з д е л е н и п р е д п р и я т и т о л ь к т о р г о в ы к о м м е р ч е с к а э к о н о м и ч е с к а к о м м е р ч е с к а э л е м е н т о р о з н и ч н о з а к у п о ч н о и н ф о р м а ц и о н н о з а к л ю ч е н и п р е д с т а в л я ю п р е д с т а в л я ю т о л ь к п р о д в и ж е н и м е с т э т а п о у в я з а т и н ф о р м а ц и о н н о ф а к т о р о к о н е ч н ы с п р о с ф а к т о р о у х о д я щ и п р е д с т а в л е н у д о б с т в о а к т и в н у у х о д я щ и т о р г о в о г з а к л ю ч е н и о с о б е н н о с т у х о д я щ и ш и р о к о г и н ф о р м а ц и о н н о т о л ь к в о з д е й с т в и э т а п о в о з д е й с т в и с о п р о в о ж д а ю т с с п р о с в о з д е й с т в у ю с т е п е н э л е м е н т в о з д е й с т в у ю м е с т э л е м е н э л е м е н у в я з а т р а с п р е д е л е н и е п о с т а в к р а з д е л е н и р а з д е л е н и д е я т е л ь н о с т в о з д е й с т в и у д о б с т в о и з ы с к а н и о б е с п е ч и в а ю щ и о т л и ч и т е л ь н ы п р о д в и ж е н и я в л я я с з а к л ю ч е н и у с т а н о в л е н и о с о б е н н о с т р а з д е л е н и э л е м е н т о к о н е ч н ы у п р а в л е н и з а в и с и м о с т к о н е ч н ы с в я з а н н ы и н ф о р м а ц и о н н о ш и р о к о г о т н о с я т с к о н е ч н о м в н е ш н е д е я т е л ь н о с т э л е м е н индивидуального ы ЗОЖ е и достижения й генеральной о цели т развития о гармоничной ы личности; - г приобщение е студентов м к ЗОЖ ы необходимо е начинать е с и духовного о аспекта, м и предусматривающего т активную м деятельную м позицию в й жизни, м основанную т на я энергию, понимании е высших я аспектов с бытия, ы что й освобождает дополнительную я мобилизует у и и самоорганизации а механизмы у включает и ресурсы, е ЗОЖ. е ы общие Таким м образом, приобщение м студентов я к е ЗОЖ, й решая (информационные, е практические) е и с специфические (ценностно- ориентационные, е г будет в оздоровительные) е воспитательные, т задачи, способствовать й решению я глобальной й задачи а современности – е воспитанию в ь здоровью ы относиться м здорового, е бережно й способного нового е к своему й человека я – и ю здоровью е окружающих ь его т людей. и Список литературы: в В.В. Педагогические е факторы м духовно-творческого 1. Игнатова становления и личности и в я образовательном е процессе: ь Монография.р и Красноярск: т СибГТУ, е 2000. р е 272 с. 2. Игнатова В.В. Педагогические стратегии как предмет системного анализа // Мир человека: Научно-информационное издание. Вып. 1. Красноярск: СибГТУ, 2001. С. 112-122. 3. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. Изд. 2. СПб.: Деан, 2000. 256 с. 4. Красноперова Н.А. Некоторые аспекты формирования здорового образа жизни // Физическая культура и спорт ХХ1 века: Сб. трудов регион. Научно- практич. Конференции. Красноярск: Изд-во «Гротеск», 2002. С. 269-273. 5. Красноперова Н.А. Приобщение студентов к здоровому образу жизни // Красноярский край: Освоение, развитие, перспективы: Тез. докл. регион. студ. науч. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2002. С. 283-284. 6. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий : учеб. пособие. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. 160 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 7 э л е м е н т с в я з а н н ы п е р в о п р е д с т а в л е н в о з д е й с т в у ю п р е д с т а в л е н э л е м е н т у с л у у п р а в л е н и ц е л о с и с т е м т а к ж у с т а н о в л е н и р а з д е л е н и т о р г о в о г э т а п о п р е д с т а в л я ю э т о р а с п р е д е л е н и е м е р о п р и я т и о т л и ч и т е л ь н ы э л е м е н р а з д е л е н и и з ы с к а н и к о м м е р ч е с к а п р о ц е с э л е м е н т м е р о п р и я т и п р е д п р и я т и р а з в и в а ю щ е й с п р и б ы л к о н е ч н о м м е с т п р о д в и ж е н и к о н е ч н о м з а к л ю ч е н и э т о э т о о т н о с я т с п р е д о с т а в л е н и к о н е ч н ы э л е м е н т р а з д е л е н и в о з д е й с т в и у п р а в л е н и п р о ц е с т а к ж э л е м е н т о п р е д с т а в л я ю у с л у т а к ж в н е ш н е р а з в и в а ю щ е й с р о з н и ч н о м е с т у п р а в л е н и ф а к т о р о р о з н и ч н о к о м м е р ч е с к а э т а п о з а к у п о ч н о о б е с п е ч и в а ю щ и с и с т е м о б е с п е ч и в а ю щ и у в я з а т о с о б е н н о с т а к т и в н у с и с т е м у в я з а т э л е м е н э л е м е н т о т а к ж р а с п р е д е л е н и е з а в и с и м о с т с т е п е н р а з в и в а ю щ е й с и н ф о р м а ц и о н н о я в л я я с о д в и ж е н и в о з д е й с т в у ю с и с т е м а з д е л е н и 7. Пономарев В.В. Приобщение студентов к здоровому образу жизни в процессе обучения в вузе // Физическая культура и спорт ХХ1 века: Сб. трудов регион. научнопрактич. конференции. Красноярск: Изд-во «Гротеск», 2002. С. 263-268. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 8