- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2019"
Автор(ы) статьи: Горностаева М.В.
PDF файл статьиУДК 342.51 Горностаева Маргарита Владимировна студентка 3 курса магистратуры, юридический факультет Центральный филиал Российского государственного университета правосудия Россия, г. Воронеж e-mail: gornostaeva.mvl@gmail.com НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье представлен анализ некоторых проблем правового регулирования органов исполнительной власти субъектов федерации. Указанные проблемы оказывают существенное влияние на эффективность деятельности региональных органов исполнительной власти. Рассмотрены возможные пути совершенствования существующего законодательства с целью решения устранения данных проблем Ключевые слова: исполнительная власть, субъект федерации, исполнительные органы, органы исполнительной власти субъекта федерации, высшее должностное лицо субъекта, руководитель высшего исполнительного органа власти субъекта. Gornostaeva Margarita Vladimirovna 3d year master student, faculty of law Central Branch of the Russian State University of Justice Voronezh, Russia SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF EXECUTIVE AUTHORITIES OF SUBJECTS OF THE FEDERATION Abstract: The article presents an analysis of some problems of legal regulation of executive bodies of the federal subjects. These problems have a significant impact on the performance of regional executive bodies. Possible ways to improve existing legislation with a view to solving the elimination of these problems are considered Key words: executive power, subject of the federation, executive bodies, executive authorities of the subject of the federation, the highest official of the subject, the head of the highest executive authority of the subject. Органы исполнительной власти субъектов федерации призваны помогать гражданам в решении социальных проблем, исполнять функции по защите прав и свобод граждан, но, к сожалению, на сегодняшний день в сфере организации 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru и функционирования органов исполнительной власти субъектов федерации существует ряд проблем и недостатков правового регулирования, которые оказывают существенное влияние на эффективность деятельности анализируемых органов исполнительной власти. Рассмотрим некоторые из них. 1. Неурегулированность полномочий высшего должностного лица исполнительного органа субъекта федерации. Анализируя ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1], на первый взгляд может показаться, что наличие подобного органа как должностное лицо высшего исполнительного органа субъекта федерации является не обязательным в системе органов исполнительной власти. Однако в дальнейшем законодатель исправляет ошибки или уже при анализе глав 3 и 4 указанного закона, можно сделать вывод, что такое должностное лицо является обязательным. Еще одним важным моментом является тот факт, что несмотря на то что в законе нет прямого указания, но исходя из семантических значений и содержания текста закона, можно сделать вывод, что он ставит знак равенства в понимании статуса высшего должностного лица и руководителя высшего исполнительного органа, то есть в данном случае речь идет об одном и том же лице. Законодательно такие понятия как высшее должностное лицо и руководитель высшего исполнительного органа являются тождественными друг другу. В анализируемом законе сказано, что система органов исполнительной власти субъекта федерации возглавляется высшим исполнительным органом этой самой власти, руководство, которой осуществляет должностное лицо [2]. При этом высшее должностное лицо он же руководитель высшего исполнительного органа власти утверждает структуру рассматриваемого Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 2 высшего органа исполнительной власти, что обязательно отражается в конституциях и уставах субъектов федерации. В связи с чем можно сделать вывод о том, что наличие такой сложной системы указаний на то какой орган входит в систему органов исполнительной власти, использование двух терминов относительно одного должностного лица, делает законодательство на федеральном уровне достаточно громоздким и сложным для понимания и анализа системы органов исполнительной власти субъектов федерации. Поэтому, по нашему мнению, на уровне всех субъектов Российской Федерации в целях обеспечения эффективного функционирования системы исполнительных органов и повышения результативности их деятельности необходимо обеспечить как юридическое, так и фактическое совмещение должности высшего должностного лица и руководителя высшего органа исполнительной власти региона в одном лице [3]. 2. Дублирование региональными законами положений федеральных нормативно-правовых актов. Сформировавшаяся в настоящий период сложная система региональных органов исполнительной власти во многом схожа с системой федеральных органов исполнительной власти. Во многих субъектах Российской Федерации высшие должностные лица, несмотря на то, что они должны совмещать две должности (в том числе и должность руководителя высшего исполнительного органа), зачастую осуществляют эти функции опосредованно – через председателей правительств. Такая система сложилась и функционирует в некоторых субъектах Российской Федерации (например, республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан). Таким образом ряд субъектов Российской Федерации стремится к дублированию схемы системы федеральных органов исполнительной власти на региональном уровне. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 3 Необходимо помнить о том, что, если высшее должностное лицо субъекта, исходя из федерального и регионального законодательства, обязательно входит в региональную систему органов исполнительной власти и является ее основным звеном, то Президент Российской Федерации не входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Высшее должностное лицо субъекта федерации реализует свои полномочия автономно от других органов государственной власти. Тем не менее, по нашему мнению, его функции и полномочия должны осуществляться в рамках исполнительной власти, так как оно наделено ими во взаимосвязи с должностью руководителя высшего органа исполнительной власти. На наш взгляд, немаловажно при определении в конституциях, уставах и других нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации правового статуса и компетенции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, исходить прежде всего из функционального предназначения органа государственной власти, основанного на принципе разделения властей. Только сконструированная на основе такого подхода система государственных органов способна обеспечить сбалансированное и эффективное осуществление государственной власти [4]. 3. Выступление каждого органа исполнительной власти в гражданском обороте от своего имени. Еще одной проблемой является неурегулированность вопросов статуса исполнительных органов власти субъекта федерации. Субъекты федерации неоднозначно наделяют статусом юридического лица как администрации и правительства в целом, так и губернаторов (глав) субъектов федерации, что в целом привносит как организационные, так и гражданско-правовые последствия [5]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 4 Рассмотрев статус органов исполнительной власти субъектов федерации, автор отмечает неоднородность структуры и полномочий органов исполнительной власти в регионах, наделение либо отсутствие статуса юридического лица отдельных органов, что в определенной степени препятствует развитию правоотношений как в субъекте федерации, так и во взаимоотношениях с федеральным центром. Считаем необходимым для развития и совершенствования экономики, управления в субъекте федерации, требуется приведение системы и статуса органов исполнительной власти в соответствие с гражданским законодательством, в том числе приобретения статуса юридического лица, в том числе: Во-первых, обеспечение организационного единства органа исполнительной власти в субъекте федерации, а именно определение единственного высшего органа исполнительной власти субъекта федерации и его руководителя, приобретающего статус юридического лица. Во-вторых, в соответствии с гражданским законодательством определить самостоятельную имущественную ответственность отдельных органов исполнительной власти, возможно с установлением процедуры банкротства и прекращения деятельности органов исполнительной власти субъекта федерации. В-третьих, каждый из органов исполнительной власти должен выступать в гражданском обороте от своего имени (Губернатор, Председатель Правительства и руководители иных органов исполнительной власти субъектов федерации) и нести гражданско-правовую ответственность. В настоящее время жизнь современного общества немыслима без существования института юридического лица. Решение проблем жизнеобеспечения и удовлетворение потребностей граждан и юридических лиц невозможно без обращения в органы исполнительной власти субъектов федерации, которые при принятии решений должны обладать всей полнотой Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 5 прав и обязанностей в гражданском обороте и действовать от своего имени, что позволит достичь органам исполнительной власти субъектов федерации поставленных перед ними задач и целей. Институт юридического лица требует своего дальнейшего изучения и развития. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что существующая система нормативно-правового регулирования органов исполнительной власти субъектов федерации имеет ряд недостатков, которые оказывают существенное влияние на эффективность деятельности анализируемых органов исполнительной власти. В частности, можно выделить такие проблемы, как: – неурегулированность полномочий высшего должностного лица исполнительного органа субъекта федерации; – дублирование региональными законами положений федеральных нормативно-правовых актов; – неоднородность структуры и полномочий органов исполнительной власти в регионах. С целью решения данных проблем предлагаются пути совершенствования существующего законодательства, а именно: - обеспечение организационного единства органов исполнительной власти субъекта федерации; - обеспечение как юридического, так и фактического совмещение должностей высшего должностного лица и руководителя высшего органа исполнительной власти региона в одном лице; - выступление каждого органа исполнительной власти в гражданском обороте от своего имени. Cписок литературы: 1. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 2. Нежлукченко О.П. Особенности конституционно-правового статуса законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2016. № 22. С. 120-127. 3. Хорьков В.Н. К вопросу о реформе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 2. С. 29-32. 4. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 32-36. 5. Андреева Л.А. Правовые основы статуса органов исполнительной власти субъектов РФ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 11-14. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 7