- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ШКОЛЕ
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 37 Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lubava.fedoseeva@yandex.ru ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ШКОЛЕ Аннотация: Автор статьи характеризует проблему воспитания культуры межнационального общения в школе. В статье обозначается актуальность поставленной проблемы, а также анализируются различные способы её разрешения. Ключевые слова: культура общения, воспитательный процесс, межнациональные отношения, школьное образование, взаимодействие и коммуникация. Fedoseyeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod EDUCATION OF THE CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION AT SCHOOL Abstract: The author of the article characterizes the problem of fostering a culture of interethnic communication at school. The article indicates the relevance of the problem posed, and also analyzes various ways to resolve it. Key words: culture of communication, educational process, interethnic relations, school education, interaction and communication. Не секрет, что Российская Федерация представляет собой многонациональное государство. На территории России проживает множество национальностей, каждая из которых имеет собственную культуру и обычаи. Также как люди не могут существовать без общения друг с другом, так и различные нации не могут существовать на территории одного государства без прямого взаимодействия. Культуры взаимопроникают друг в друга, дополняются различными новыми особенностями и традициями. В этой связи Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 1 становится актуальной проблема межнационального общения, а общение и коммуникация – это те процессы, которые наиболее активно воплощаются в школьной жизни. Е.Ю. Клепцова считает, что проблема воспитания культуры межнационального общения в школе представляет собой достаточно острую проблему современности. Разрешение этой проблемы крайне важно для оптимального развития нашей системы образования, а также нашей страны в целом. В современных реалиях часто люди крайне мало знают о других народах, они не интересуются чужими обычаями и традициями. Также до сих пор имеют место различные стереотипы негативного характера. Вышеназванные проблемы приводят к межнациональным конфликтам, эмоциональному напряжению. В этой связи важен поиск путей разрешения конфликтных ситуаций и уменьшение количества конфликтов на национальной почве [1]. Кажется очевидным, что воспитание культуры межнационального общения начинается в первую очередь с семьи. Это связано с тем, что в семье детям начинают прививаться ключевые нормы этики, морали и нравственности. Несмотря на это, не стоит приуменьшать значимость школы в процессе воспитания культуры межнационального общения. Именно в процессе обучения в школе у ребёнка формируется мироощущение и мировосприятие, складываются ценностные ориентиры и установки, накапливается опыт социальных отношений и межнациональной коммуникации. А.Н. Джуринский отмечает, что в настоящее время чётко прослеживается увеличение числа межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтных ситуаций. Даже в школах мы можем увидеть проявления крайней жестокости и нетерпимости к людям иных национальностей или иных убеждений. Конечно, в данной ситуации следует говорить о том, что это в первую очередь недостаточный уровень воспитания в семье. Но кажется очевидным факт, что нельзя перекладывать всю имеющуюся ответственность только на семью. Ведь как было сказано ранее, школа также имеет первостепенное значение в рамках воспитательного процесса. Дети попадают в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 2 школу в возрасте шести-семи лет, с этого момента они проводят в стенах школы большинство свободного времени, в течение которого они учатся проводить коммуникацию и взаимодействие с коллективом. Именно вследствие этого необходима тщательная и наиболее продуманная и ответственная работа педагогов-воспитателей. Школа – это фундамент, в рамках которого необходимо проводить воспитание культуры межнационального общения [2]. Один из наиболее важных вопросов в данной связи таков - каким образом можно разрешить имеющиеся проблемы? Исследователи Т.В. Макарова и Г.Ф. Ларионова Г.Ф. отмечают, что для разрешения проблемы низкой культуры межнационального общения в школе необходимо вводить перечень специальных дисциплин, входящих в перечень обязательных. К таким дисциплинам следует отнести «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» или например «Основы светской этики и религиозных культур» [3]. Специальные дисциплины можно также вводить в школьную программу в качестве дополнительных предметов для изучения во внеурочной деятельности. Данная мера не является единственной для преодоления трудностей, но она может способствовать наиболее эффективному воспитанию культуры межнационального общения в школе. Список литературы: 1. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2009. 2. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007. 96с. 3. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура младших школьников. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2008. 80 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 3