- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 37 Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lubava.fedoseeva@yandex.ru КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ Аннотация В данной статье характеризуются структурные компоненты трудовой деятельности студентов образовательных организаций профессионального обучения. Автор статьи дает определение понятию трудового воспитания, характеризуют его сущностные характеристики, выявляют степень исследованности проблематики. Также в статье представлена непосредственно структура трудовой деятельности, структурные компоненты труда и компоненты профессионально-трудовой социализации студентов образовательных организаций профессионального обучения. Ключевые слова: трудовое воспитание, трудовое обучение, профессиональное обучение, структурные компоненты, профессионально- трудовая социализация. Fedoseyeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod COMPONENTS OF PROFESSIONAL LABOR SOCIALIZATION OF Abstract: This article characterizes the structural components of the labor activity of students of educational organizations of vocational training. The authors of the article define the concept of labor education, characterize its essential characteristics, identify the degree of research of the problems. The article also presents the structure of labor activity, structural components of labor and components of professional-labor socialization of students of educational organizations of vocational training. Keywords: labor education, labor training, vocational training, structural components, professional and labor socialization. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru STUDENTS Трудовое воспитание студентов непосредственным образом предполагает формирование у них творческого потенциала, порывов к познанию окружающей действительности. Трудовое воспитание как педагогическая категория представляет собой фундамент оптимального взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, влияет на продуктивность студентов в рамках учебной деятельности, в физической культуре, в спортивной и художественной деятельности. Трудовое воспитание студентов представляет собой комплексный процесс вовлечения обучающихся в различные социально полезные мероприятия, организованные в стенах учебного заведения. Вовлечение студентов в трудовую деятельность необходимо для формирования у них опыта практической производственной деятельности, трудовых умений и навыков, развития у них трудового мышления, а также трудолюбия. Трудовое воспитание представляет собой многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающее поколение перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым практически, идейно и нравственно готовится к труду, общественной деятельности, к управлению государством и производством. Проблема трудового воспитания студентов как одна из наиболее важных педагогических проблем исследовалась многими учёными. Среди исследователей трудового воспитания школьников необходимо выделить А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупскую, С.Л. Рубинштейна, а также К.Н. Вентцеля. Современными исследованиями в области трудового воспитания обучающихся профессиональных учебных заведений занимаются такие учёные, как Р.И. Купчинов, С.В. Куликова, А.Г. Краснопёрова, В.А. Петьков, Л.Г. Филиппова и Н.В. Лабутина. Основой трудового воспитания являются теория и практика воспитательной деятельности, которые направлены на необходимость связывать процесс воспитания с современным образом жизни, а содержание процесса воспитания – с социальным прогрессом в соответствии с моралью общества. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 2 Сущность трудового воспитания обучающихся заключается в практическом усвоении подрастающим поколением социальных ценностей общества, позволяющем всесторонне участвовать в его жизни на основе общественно полезного труда. Н.В. Лабутина считает, что структуру трудовой деятельности студентов можно представить следующим образом: предмет трудовой деятельности (то, что необходимо преобразовать в рамках труда); цель трудовой деятельности (то, что должно в итоге получиться в результате непосредственного воздействия на предмет трудовой деятельности); средства трудовой деятельности (то, что применяется для достижения цели труда); сама непосредственно трудовая деятельность, ориентированная на достижение цели [1]. А.Г. Краснопёрова и В.А. Петьков выделяют иные структурные компоненты трудовой деятельности студентов, которые включают: анализ результатов трудовой деятельности; работа над ошибками и определение путей исправления ошибок; усовершенствование методов и способов осуществления трудовой деятельности; создание наиболее совершенных продуктов труда, изделий [2]. Профессионально-трудовая социализация студентов представляет собой целенаправленный процесс, который непосредственным образом обеспечивает их профессионально-личностное становление и первичное вовлечение в профессиональную среду. Далее необходимо выделить структурные компоненты профессионально-трудовой социализации студентов: социально-адаптивный; мотивационно-ценностный; когнитивный; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 3 практический; оценочно-рефлексивный; эмоционально-волевой [3]. Обобщая вышесказанное, можно резюмировать, что основой трудового воспитания студентов профессиональных учебных заведений являются теория и практика воспитательной деятельности, которые направлены на необходимость связывать процесс воспитания с современным образом жизни, а содержание процесса воспитания – с социальным прогрессом в соответствии с моралью общества. Структурные компоненты трудовой деятельности студентов представлены предметом и целью трудовой деятельности, средствами достижения имеющейся цели, а также непосредственно самой трудовой деятельностью. Структурные компоненты трудовой деятельности могут быть и иными. Следует отметить, что процесс профессионально-трудовой социализации студентов также включает в себя структурные компоненты. Список литературы: 1. Лабутина Н.В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. М.: Вентана-Граф, 2016. 2360 c. 2. Краснопёрова А.Г., Петьков В.А. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 3 (162). С. 71-75. 3. Труд - высший тип человеческой деятельности, имеющий общественный характер [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov/selivanov62.html (дата обращения: 22.07.2021 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 4