- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 377.8 Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lubava.fedoseeva@yandex.ru ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Аннотация: Автор статьи характеризует проблему профессионального самообразования педагога. В статье уточняется понятие самообразования, выделяются основные направления профессионального самообразования педагога, а также условия успешного функционирования данного процесса. Ключевые слова: профессиональное самообразование, повышение квалификации, педагогическая деятельность, педагогический потенциал, самообучение и самовоспитание. Fedoseyeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF THE TEACHER Abstract: The author of the article characterizes the problem of the teacher's professional self-education. The article clarifies the concept of self-education, identifies the main directions of the teacher's professional self-education, as well as the conditions for the successful functioning of this process. Key words: professional self-education, professional development, pedagogical activity, pedagogical potential, self-study and self-education. В настоящее время для того, чтобы быть педагогом-профессионалом мало просто знать свою учебную дисциплину, а также любить своё дело. Педагог- профессионал должен постоянно обогащать и обновлять свой педагогический потенциал, развиваться в данной профессиональной сфере, повышать собственную квалификацию, учиться новому. Постоянное саморазвитие представляет собой одно из ключевых условий жизнедеятельности любого человека. В современных профессиональных реалиях нельзя просто выучиться на специальность один раз в жизни, а далее 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru работать. Не секрет, что мир профессий не стоит на месте. Выучившись сегодня на определённую специальность, завтра работник может оказаться невостребованным на рынке труда. Поэтому можно сказать, что каждый человек должен учиться на протяжении всей жизни, чтобы его можно было считать специалистом. Одним из факторов саморазвития педагога-профессионала выступает профессиональное самообразование. Самообразование по своей сущности представляет собой скорее внутренний капитал, а не внешний. Педагогу необходимо адаптироваться к реалиям внешней среды, находить решения в меняющихся условиях, уметь ориентироваться в проблемных ситуациях. Самообразование представляет собой достаточно значимый аспект профессионального самосовершенствования. О.А. Кокоткина определяет самообразование педагога в качестве целенаправленной активной деятельности, направленной на совершенствование процесса организации учебно-воспитательного процесса. По мнению исследователя, самообразование представляет собой фундамент профессионального роста педагога как профессионала [1]. Л.Н. Клименко выделяет три основных направления профессионального самообразования педагога: - поэтапное повышение уровня профессиональной компетентности; - формирование и постепенное развитие различных личностных качеств и свойств; - адаптация собственных возможностей и способностей к требованиям рабочей специальности [2]. В свою очередь, И.Д. Багаева выделяет условия эффективного функционирования процесса профессионального самообразования педагога: - сосредоточение собственных усилий на совершенствовании образовательного процесса, применении новейших образовательных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 2 технологий, средств и методик обучения, постоянный поиск и анализ путей повышения эффективности своей работы; - глубокое осознание собственной профессиональной деятельности как творческого процесса разрешения различных проблем и задач учебно- воспитательного характера; - формирование у себя тех профессиональных качеств, которые могут стать предпосылками для активного творчества. Овладение исследовательскими навыками с целью наиболее полного решения профессиональных задач; - систематическое приобретение методологических знаний, изучение педагогических трудов, а также различных нормативно-правовых актов в области образования; - непрерывное совершенствование собственной профессиональной квалификации посредством самообучения и самовоспитания, изучение передового педагогического опыта; - постоянный анализ состояния организуемого учебно-воспитательного процесса, соотнесение его с общими тенденциями развития педагогической теории и практики [3]. Список литературы: 1. Кокоткина О.А. Как организовать работу по самообразованию // Дошкольное воспитание. 2012. № 8. С. 36-45. 2. Клименко Л.Н. Профессиональное самообразование педагога // Психология: проблемы практического применения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011. С. 30- 39. 3. Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя: дис. … д-ра пед.наук. Усть-Каменогорск, 2011. 338 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 3