- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 159.923 Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lubava.fedoseeva@yandex.ru ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: Автор статьи характеризует особенности развития одарённых детей в дошкольном возрасте. В статье обозначается актуальность данной проблемы, выделяются компоненты и ключевые группы способностей, которые характеризуют детскую одарённость. Также автор выделяет этапы, в рамках которых проходит одарённость дошкольников. Ключевые слова: дошкольное образование, детская одарённость, воспитательный процесс, активная деятельность, творчество. Fedoseyeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN IN PRESCHOOL AGE Abstract: The author of the article characterizes the features of the development of gifted children in preschool age. The article indicates the relevance of this problem, identifies the components and key groups of abilities that characterize children's giftedness. The author also highlights the stages in which the giftedness of preschoolers takes place. Key words: preschool education, children's giftedness, educational process, active work, creativity. Проблема одарённости в настоящее время как никогда актуальна. Это связано в первую очередь с потребностью социума в творческих личностях, умеющих находить нестандартные решения проблемных ситуаций. В этой связи в рамках педагогики возникает важнейшая задача, заключающаяся в своевременном выявлении и изучении одарённых детей, предоставлении им Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 1 возможностей для оптимального развития. Следует отметить, что одарённую личность достаточно сложно найти, но также и сложно её развить и направить в правильное русло. Одарённость детей дошкольного возраста имеет свои специфические особенности. Нередко за одарённость выдаются определённые навыки дошкольника, которые просто были выработаны с опытом. Такие навыки как быстрый счёт, ранее чтение и письмо часто представляют собой результат тренировки родителей с их детьми. Но в решении нестандартных задач, которые требуют неординарности и самостоятельности, такие дети часто бывают полностью бессильны. Исследователь Г.С. Ганзикова выделяет компоненты, характеризующие детскую одарённость: уровень интеллектуальных способностей, степень познавательной активности и характер игровых и продуктивных видов деятельности. В рамках подхода, предложенного исследователем, одарённым можно считать того дошкольника, который в полной степени проживает свой возраст, а не того, что быстрее остальных добивается результатов в образовательном процессе [1]. В.К. Омарова выделяет две ключевые группы способностей, которые характеризуют одарённость ребёнка. Первая группа включает в себя способность к символизации, посредством которой дети выражают собственное отношение к окружающей действительности. В данном случае дети посредством уже существующих в культуре средств выражают свою субъективную позицию по отношению к объективной реальности. К примеру, в живописи при помощи цвета дети проявляют своё осмысление ситуации в определённой символической форме (что для них является злым, а что добрым, что грустным, а что весёлым). Вторая группа включает в себя способность к наглядному моделированию, посредством которой дети направляют себя на поиск связей или противоречий в окружающей действительности. При решении таких задач детям необходимо абстрагироваться отвлечься от собственного видения мира, от своих чувств и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 2 эмоций, и попробовать выявить определённые закономерности происходящего, используя наглядные модели. К примеру, при решении задач на составление плана комнаты для игры в прятанье предметов дети должны выявить существенные для решения задачи пространственные отношения между предметами, при этом отвлекаясь от своих впечатлений [2]. Исследователь Л.В. Савина выделяет определённые этапы одарённости дошкольников. 1 этап (в возрасте двух-трёх лет) – дети получают первые сенсорные впечатления; 2 этап (в возрасте трёх-четырёх лет) – дети погружаются в активную деятельность, проявляют начальные признаки природных способностей, нуждаются в достаточно широком спектре различных видов творческой деятельности; 3 этап (в возрасте четырёх-пяти лет) – дети находятся в состоянии творческого поиска. На данном этапе можно объединять детей, имеющих специфические способности, в некоторые группы для проведения дополнительных занятий; 4 этап (в возрасте пяти-шести лет) – дети стремятся к достижению положительного результата собственной деятельности; 5 этап (в возрасте шести-семи лет) – проявление детьми непосредственно одарённости [3]. Список литературы: 1. Ганзикова Г.С. Детская одарённость // Соврем. б-ка. 2011. № 7. С. 74-77. 2. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми // Одар. ребенок. 2010. № 6. С. 22-28. 3. Савина Л.В. Система работы с одаренными детьми через интеграцию урочной и внеурочной деятельности // Учитель в шк. 2011. № 5. С. 94-96. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 3