- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДОПУСТИМОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Илюшина Е.С., Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Жидков А.А., Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 371.5 Илюшина Елена Сергеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: Ilushina98@mail.ru Гордеев Кирилл Сергеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Дубровин Никита Алексеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Жидков Алексей Андреевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ДОПУСТИМОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ Аннотация: Авторы статьи характеризуют проблему допустимости педагогического наказания в воспитании учащихся. В статье рассмотрено определение понятия педагогического наказания, проанализированы точки зрения исследователей по вопросу допустимости применения наказания в педагогической практике. Авторы отмечают, что использование наказания должно быть подобрано рационально и справедливо по отношению к ребёнку. Ни в коем случае нельзя применять наказание на детях в качестве формы агрессии для снятия напряжения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Ключевые слова: педагогическое наказание, школьное образование, общественное порицание, воспитательный процесс, педагогический авторитет. Ilyushina Elena Sergeevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Gordeev Kirill Sergeevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Dubrovin Nikita Alekseevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Zhidkov Alexey Andreevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod THE PERMISSIBILITY OF PEDAGOGICAL PUNISHMENT IN THE EDUCATION OF STUDENTS Abstract: The authors of the article characterize the problem of the admissibility of pedagogical punishment in the upbringing of students. The article reviews the definition of the concept of pedagogical punishment, analyzes the views of researchers on the permissibility of the use of punishment in pedagogical practice. The authors note that the use of punishment should be chosen rationally and fairly in relation to the child. In no case it is impossible to apply punishment to children as a form of aggression to relieve tension. Key words: pedagogical punishment, school education, public censure, educational process, pedagogical authority. В педагогической деятельности наказание занимает далеко не последнее место и достаточно активно применяется. Всё же, в отечественном дискурсе 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru отсутствует общепринятая точка зрения в рамках проблемы допустимости или недопустимости соответствующих мер. О.Н. Бибик отмечает, что наказание представляет собой совокупность действий по коррекции неправильного поведения учащихся посредством отрицательной оценки их поступков. В воспитании детей используются различные виды наказаний: исключение из образовательной организации, ограничение в правах, перевод в другой класс, порицание, предупреждение, выговор, удаление с учебного занятия, замечание и т.д. Наказание часто призвано стать фактором устранения последствий проделанного проступка [1]. Проблема допустимости педагогического наказания в воспитании учащихся была исследована множеством различных учёных. Л.Ю. Гордин считает, что педагогическому наказанию в воспитательном процессе следует найти альтернативу, а именно – вседозволенность. Исследователь считает, что дети должны учиться ответственности с ранних лет, а наказание воспитывает в них только агрессию и гнев [2]. В свою очередь, В.В. Струбицкий полагает, что наказание представляет собой вполне обычный метод, который следует повсеместно использовать в воспитательном процессе. Исследователь отмечает, что процесс воспитания в принципе невозможен без наказания, необходимо лишь обеспечить его оправданное использование [3]. В педагогическом наказании люди часто видят отрицательное явления. Конечно, оно призвано служить благим целям – уменьшению вероятности совершения зловредных проступков. Но следует отметить, что оно может негативно влиять на ребёнка, травмировать его детскую психику, вызывать различные страхи и фобии. Всё же, наказание – это достаточно действенный метод воспитания ребёнка. Но оно действенно лишь в том случае, если ребёнок полностью осознает, за что его наказывают. Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным педагогом, осуществляет обычно хорошее воздействие на ребёнка. Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ребёнок острее переживет чувство вины, если его поступок Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 3 осудил не только его учитель, но и ближайшее окружение. Наказание должно быть своевременным, нельзя применять его с опозданием. Употребляя наказание, не следует оскорблять ученика, использовать физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности [3]. В современных реалиях применение педагогического наказания как метода воспитания законодательно, но не регламентировано в полной мере. Вместе с тем существует потребность в соответствующих правилах, которые помогут не только повысить эффективность воспитания, но и непосредственным образом защитить интересы детей. Учитывая, что на практике нередко педагогические наказания являются способом разрядки напряжения, снятия стресса, а физические наказания причиняют существенный вред его развитию, требуется запретить их использование, а также любую форму агрессии в отношении детей. В настоящее время проблема педагогического наказания нечасто обсуждается на страницах научных изданий, по этой тематике сравнительно немного специальных работ. Данную проблему можно разрешить посредством междисциплинарного подхода, в рамках которого наказание рассматривается с позиции, как педагогики, так и психологии, социологии, правоведения, так и других гуманитарных наук. Возможно, данный подход может помочь по-иному осмыслить существующую точку зрения о педагогическом наказании. Список литературы: 1. Бибик О.Н. Педагогическое наказание: сущность и проблемы применения // Народное образование. 2018. №6-7 (1469). С. 160-169. 2. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М.: Педагогика, 2001. 200 с. 3. Струбицкий В.В. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся: автореф. дис. … канд.пед.наук. Киев, 1962. 16 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 4