- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Грибина Г.А., Дубровин Н.А., Федосеева Л.А., Гордеев К.С., Жидков А.А.
PDF файл статьиУДК 373.2 Грибина Галина Александровна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: g.gribina@mail.ru Дубровин Никита Алексеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Гордеев Кирилл Сергеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Жидков Алексей Андреевич студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: Авторы статьи характеризуют такую психолого- педагогическую проблему, как формирование у дошкольников представления о трудовой деятельности. В статье выделяются условия и формы организации трудовой деятельности детей в дошкольной образовательной организации, виды их трудовой деятельности, а также цель трудового воспитания в данном возрасте. Также в статье анализируются формы взаимодействия педагога и детей, в рамках которых осуществляется формирование у дошкольников представления о трудовой деятельности. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, трудовое воспитание, трудовая деятельность, дошкольная образовательная организация. Gribina Galina Alexandrovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Dubrovin Nikita Alekseevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna 1st year graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Gordeev Kirill Sergeevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Zhidkov Alexey Andreevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod FORMATION OF AN IDEA OF LABOR ACTIVITY IN PRESCHOOL CHILDREN Abstract: The authors of the article characterize such a psychological and pedagogical problem, as formation of preschool children's idea of labor activity. In article conditions and forms of the organization of labor activity of children in a preschool educational organization, types of their labor activity, and also the purpose of labor education at the given age are allocated. Also in article forms of interaction of the teacher and children within which formation of representation of labor activity at preschool children is carried out are analyzed. Key words: the educational process, labor education, labor activities, pre-school educational organization. Следует отметить, что трудовое воспитание детей представляет собой одну из крайне актуальных проблем в рамках дошкольной педагогики. Трудовое 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru воспитание в детском саду непосредственным образом представляет собой процесс, который интегрирует все области развития и становления личности детей. Одна из наиболее значительных функций педагога в данной связи заключается в помощи ребёнку в приобретении собственного практического опыта, развитии у него потребности в приобретении трудовых умений и навыков. Всё же, необходимо, чтобы педагогическое воздействие на детей в рамках процесса трудового воспитания состояло не столько в формировании у них трудовых умений и навыков, сколько в разрешении различных задач нравственно-трудового воспитания. Таким образом, формирование у дошкольников представления о трудовой деятельности представляет собой важную психолого-педагогическую проблему. Исследователь В.П. Кондрашов считает, что для успешного протекания процесса трудового воспитания в современной дошкольной образовательной организации необходима реализация таких условий, как учёт нагрузки на каждого отдельно взятого ребёнка, а также систематическое приобщение к трудовой деятельности (возможно в игровой форме) всех детей [1]. В свою очередь, Р.С. Буре выделяет определённые формы организации трудовой деятельности детей в рамках дошкольной образовательной организации: - совместная трудовая деятельность; - дежурство; - коллективная трудовая деятельность; - трудовые поручения [2]. М.А. Васильева выделяет виды трудовой деятельности ребёнка в дошкольной образовательной организации: - ручной труд, который состоит в поддержании порядка в хозяйственной сфере: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек. - хозяйственно-бытовой труд, который заключается в уборке групповой комнаты, а также участка; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 3 - самообслуживание, которое представляет собой такой труд, который ориентирован на непосредственное удовлетворение повседневных личных потребностей детей; - труд в природе — это детский труд в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду [3]. Необходимо заметить, что ключевая цель трудового воспитания дошкольников помимо формирования у них представления о трудовой деятельности состоит в формировании у них трудолюбия, этических воззрений, понимания полезности трудовой деятельности. Непосредственно средствами трудового воспитания в дошкольной образовательной организации выступают ознакомление ребёнка с трудовой деятельностью взрослых, обучение труду и детский труд. Всё же, включение ребёнка в труд ограничивается степенью сформированности конкретного вида трудовой деятельности. Если возвращаться к вопросу формирования у дошкольников представления о трудовой деятельности, то разрешить данную проблему возможно, как минимум в трёх формах: - приближение ребёнка к трудовой деятельности взрослого; - приближение работы взрослого к ребёнку; - совместная трудовая деятельность взрослого и ребёнка. Приближение ребёнка к трудовой деятельности взрослого представляет собой процесс специально организованного показа ребёнку трудовой деятельности взрослого, наблюдения ребёнка за ним. Наблюдение за трудовой деятельностью взрослого в дошкольной образовательной организации играет большую роль, так как оно уточняет представление ребёнка, пробуждает его любознательность и интерес к трудовой деятельности взрослого. Следует также заметить, что наблюдение способствует формирования у ребёнка уважения к трудовой деятельности и положительного отношения к ней. Следующая форма – это приближение работы взрослого к ребёнку. В данном случае предполагается проделывание работы взрослым в присутствии детей. Трудовая деятельность взрослого, естественно и систематически 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru протекающая на виду у ребёнка, часто привлекает его внимание, побуждает действовать самому и подражать взрослому. Взрослый также может максимально активизировать влияние собственного примера различными способами. И наконец, совместная трудовая деятельность взрослого и ребёнка – это также одна из форм формирования представления дошкольников о трудовой деятельности. Взрослый непосредственным образом вовлекает ребёнка в трудовую деятельность. Важно при этом давать трудовые поручения, которые будут посильны ребёнку. В рамках их взаимодействия должно организовываться элементарное трудовое сотрудничество. Большое значение также имеет словесное пояснение взрослым собственных действий ребёнку. Необходимо, чтобы ребёнок как можно лучше понимал характер своих трудовых действий, смысл своей трудовой деятельности. Список литературы: 1. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно- методическое пособие. Балашов: Изд-во «Николаев», 2012. 125 с. 2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2011. 136 с. 3. Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие. М.: Просвещение, 2010. 289 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 5