- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2021"
Автор(ы) статьи: Воронцов А.М., Федосеева Л.А., Дубровин Н.А., Барсукова А.Е., Илюшина Е.С.
PDF файл статьиУДК 378 Воронцов Александр Максимович студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Дубровин Никита Алексеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Барсукова Анастасия Евгеньевна студентка 3 курса бакалавриата Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: anlakalina@yandex.ru Илюшина Елена Сергеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности реализации профессионального образования в условиях применения современных технологий электронного обучения. Авторы характеризуют понятие электронного обучения и возможность его применения в реализации профессиональных образовательных программ, выделяют аспекты электронного обучения, характеризуют процессы, воздействие которых приводит к его развитию. Также в статье выделены сущностные черты Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 1 электронного обучения и возможности применения электронного обучения в рамках системы профессионального образования. Ключевые слова: профессиональное образование, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, информационные технологии. Vorontsov Alexander Maksimovich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Dubrovin Nikita Alekseevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Barsukova Anastasia Evgenievna 3rd year bachelor student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Ilyushina Elena Sergeevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod FUNDAMENTAL ISSUES OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF ELECTRONIC LEARNING Abstract: This article discusses the possibilities of implementing vocational education in the conditions of application of modern e-learning technologies. The authors characterise the concept of e-learning and the possibility of its application in the implementation of professional educational programmes, highlight aspects of e- learning, characterise the processes whose impact leads to its development. The article also highlights the essential features of e-Learning and the possibility of applying e- Learning within the professional education system. Keywords: vocational education, e-learning, distance learning technologies, information technology. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru Сегодня, когда наука является активным двигателем всех сфер жизни человека и общества, а её разработки внедряются практически в любой технологический процесс, важнейшей задачей государства является обеспечение эффективной интеграции передовых технологий в уже существующие системы деятельности как на микро, так и на макроуровне и создание новых, концептуально завязанных на современных достижениях в различных областях науки с целью повышения качества итогового продукта этих систем. одной из таких систем является образование, включающее в себя профессиональное обучение. Говоря об особенностях реализации профессиональных образовательных программ с применением электронного обучения, следует выделить ключевые характеристики профессионального обучения с целью демонстрации необходимости иного подхода к решению данного вопроса. Внедрение электронного обучения с целью оптимизации позволяет выявить уникальность профессионального обучения. Его отличительной чертой является дуализм, как показатель непосредственного слияния значимости теории и практики. Данный вид образования направлен на приобретение знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимой для выполнения определенных трудовых и служебных функций (определенных видов трудовой служебной деятельности, профессий) и интегрирует в себе как педагогическую, так и производственную деятельность. А.Е. Сатунина к электронному обучению относит следующие аспекты: своевременное обеспечение студентов учебным материалом в электронном виде; проведение консультаций, осуществление разъяснений работы с образовательной информацией в электронном виде с применением современных цифровых технологий; создание сетевого сообщества студентов; самостоятельная деятельность студентов по освоению учебного материала в электронном виде [4, с. 21]. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru С.Г. Набиуллина и Е.Ф. Федорова отмечают, что развитие электронного обучения связано с воздействием следующих процессов: продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию; формирование новых потребностей населения в современных содержании и технологиях образования; политические изменения, способствующие росту международных связей, в т. ч. в области образования; появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса; рост международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг [3, с. 12]. Электронным обучением называется образовательный процесс с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий. Часто под ними понимаются интерактивные информационные средства, интернет-ресурсы, средства массового поиска и передачи информации. При построении образовательного процесса с учетом использования информационных технологий и ИКТ обучение переходит в разряд "мониторного". В таком случае, обучающийся становится непосредственным субъектом ОП и передатчиком информации, а не ее получателем. В связи с этим, появляется необходимость критически мыслить и осознанно анализировать весь информационный ресурс, проходящий через него. Отсюда возникает ряд трудностей, осложняющих эффективное внедрение средств электронного обучения на всех стадиях реализации профессиональных образовательных программ. Основной проблемой является грамотная интеграция информационных технологий на этапе производственного обучения, когда речь заходит о практической деятельности обучающегося. В таком случае, в отличии от теоретической деятельности, где для электронного обучения достаточно адаптировать имеющиеся в обществе технологии под образовательный процесс и превратить их в средства электронного обучения, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 4 недостаточно руководствоваться уже имеющимися на вооружении средствами. Практическая деятельность в процессе профессионального обучения требует особого внимания, так как для эффективного внедрения ресурсов электронного обучения в данный процесс необходимо целенаправленное создание специальных для каждых конкретных профессиональных категорий средств, позволяющих переносить обучение на непосредственном рабочем месте из цеха в электронную среду без качественных потерь образовательного процесса. Данную трудность, в большинстве своем, можно решить путём увеличения государственного финансового оснащения образования и создания ответственных групп инженеров-конструкторов на объектах профессиональной деятельности с целью создания новых средств электронного обучения. Учитывая профессиональную направленность процесса, необходимо объединить интересы заказчиков со стороны образовательных организаций и объектов производства. В таком случае, практический компонент профессионального обучения получит расширенный диапазон дидактических и образовательных возможностей. О.А. Горовая выделяет следующие сущностные черты электронного профессионального обучения: гибкость; модульность; экономическая эффективность; преобразование роли педагога; специализированный контроль качества образования; применение специализированных технологий и средств обучения; опора на современные средства передачи учебного материала [2, с. 12]. И.А. Болкунов отмечает, что реализация профессиональных образовательных программ с применением электронного обучения предоставляет определённые возможности: возможность непосредственного перехода к открытой модели профессионального образования, дающей возможность реализации концепции 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru непрерывного обучения. Постоянный личностный рост будущего специалиста является насущной потребностью общества, государства и работодателей; возможность реализации индивидуальной образовательной траектории в соответствии с материальными возможностями, личностными способностями и потребностями, умениями и навыками каждого студента; возможность включения в процесс обучения тех категорий населения, которые в силу географических, физических, национальных, социальных, региональных и возрастных особенности не могли получить должную квалифицированную профессиональную подготовку; возможность развития участников образовательного процесса в соответствии с требованиями времени. Применение электронного обучения позволяет эффективно актуализировать содержательную часть обучения и оперативно обновлять форму предоставления учебного материала. повышение экономической эффективности профессионального обучения, что заключается, во-первых, в снижении затрат на процесс предоставления образовательных услуг, во-вторых, а у потребителя данных услуг уменьшаются финансовые ограничения; развитие новых современных моделей преподавания и концепций обучения. В их основе лежит личностно-ориентированный подход, индивидуализация обучения, опора на потребности, возможности и способности каждого студента. При этом обучение ориентируется в большей мере на практическую деятельность. повышение качества образования, что выражается в повышении качества разработки курсов, образовательных программ, учебных планов, что связано с тем, что этой деятельностью непосредственно занимаются специалисты, использующие новейшие информационные технологии [1, с. 12]. Таким образом, реализация профессионального образования в условиях электронного обучения имеет множество перспектив и даёт возможность сделать образовательный процесс наиболее эффективным и результативным. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 6 Список литературы: 1. Болкунов И.А. Электронное обучение: проблемы, перспективы, задачи // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11-1 (16). С. 128-132. 2. Горовая О.А. Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2009. № 2. С. 92-98. 3. Набиуллина С.Г., Федорова Е.Ф. Проблемы современного дистанционного обучения в высшей школе // Вестник Башкирск. ун-та. 2010. № 1. С. 208-212. 4. Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 89-90. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 7