- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2019"
Автор(ы) статьи: Фоменкова А.С.
PDF файл статьиУДК 749 Фоменкова Анастасия Сергеевна студентка 3 курса магистратуры, факультет психологии Тульский педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула e-mail: fomenkova.96@mail.ru Научный руководитель: Пазухина С.В. доктор психологических наук доцент кафедры психологии и педагогики Тульский педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: В представленной на рецензирование статье излагаются теоретические аспекты профессиональной подготовки педагога-воспитателя к формированию межличностных отношений старших дошкольников. Текст публикации содержит основные критерии компетенции педагога-воспитателя, необходимой для успешного формирования межличностных отношений старших дошкольников, а также особенности развития межличностных отношений старших дошкольников. Автор описывает свойства, которыми должен обладать воспитатель в современном мире; особенности и специфику становления отношений у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: воспитатель-педагог, взаимоотношения, межличностные отношения, общение. Fomenkova Anastasia Sergeevna 3rd year student, Department of Psychology Tula Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, Russia, Tula Scientific adviser: Pazukhina S.V. Doctor of Psychology, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy Tula Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, Russia, Tula PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHER-EDUCATOR FOR THE FORMATION OF INTERPERSONAL RELATIONS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru Abstract: The article submitted for review outlines the theoretical aspects of the professional training of the teacher-educator for the formation of interpersonal relations of senior preschoolers. The text of the publication contains the main criteria for the competence of the teacher-educator necessary for the successful formation of interpersonal relationships of senior preschoolers, as well as the features of the development of interpersonal relations of senior preschoolers. The author describes the properties that an educator should have in the modern world; features and specifics of the formation of relationships in preschool children. Key words: educator, teacher, relationships, interpersonal relationships, communication. На сегодняшний момент общество претерпевает большие перемены. Прежний стиль жизни, когда одного образования было достаточно на всем ее протяжении, заменил новый стиль: "Образование для всех, образование через всю жизнь". Важным показателем педагогической компетентности будущего профессионала становится его стремление к самообразованию, которое выявляется в неудовлетворенности, понимании несовершенства текущего образовательного процесса и стремлении к профессиональному росту, самосовершенствованию. Воспитатель-педагог 21 века - это: 1. Развитая личность, богатая внутренне, двигающаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; 2. Обладающий способностью выбирать наиболее действенные приемы, способы и технологии обучения и воспитания для выполнения поставленных задач; 3. Способный сформировать рефлексивную деятельность; 4. Имеющий высокую уровень профессиональной компетентности, воспитатель-педагог обязан все время развивать свои умения и знания, заниматься самосовершенствованием, быть многогранным в интересах. Современное общество трактуется как общество знаний, где большую роль играет процесс перехода информации в знание. Именно поэтому инновационная система образования добивается от воспитателя-педагога постоянного совершенствования, улучшения знаний. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru Основными установками в образовании педагогов дошкольного учреждения являются: 1. Изучение новых нормативных документов по вопросам дошкольного воспитания; 2. Ознакомление с учебной и научно-методической литературой; 3. Изучение новых достижений педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; 4. Освоение педагогических технологий и новых программ; 5. Знакомство с инновационной практикой дошкольных учреждений; 6. Повышение общекультурного уровня. Взаимоотношения — субъективно переживаемые связи и отношения между людьми Взаимоотношения с другими рождаются и более стремительно развиваются в детском возрасте. Опыт этих ранних отношений становится фундаментом для последующего развития личности детей и во многом указывает индивидуальные свойства самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди окружающих [1, с. 398]/ Тема возникновения и формирования межличностных отношений является очень актуальной, т.к. большинство негативных и разрушительных проявлений среди молодых людей, происходящих в последнее время (жестокость, усиление агрессии, замкнутость и пр.), берут свое начало в раннем и дошкольном возрасте. Такие явления заставляют обратиться к исследованию развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем чтобы понимать их возрастные особенности и психологическое происхождение, появляющиеся на этом пути деформаций [2, с. 4-19]/ В изучении межличностных взаимоотношений принимали участие А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Общение было тщательно изучено, как одно из составляющих межличностного взаимоотношения в работах М.И. Лисиной, Л.М. Шипицыной и др. В работах М.И. Лисиной, в которых предметом исследования было 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru общение детей с другими людьми, понималось как деятельность, а в роли продукта этой деятельности выступали взаимоотношения с другими и образ себя и другого [4]/ Можно отметить, что в центре интереса М.И. Лисиной и ее коллег был не столько внешний, поведенческий образ общения, сколько его внутренний, психологический слой, т.е. мотивы и потребности общения, которые по своей сути и есть отношения к другим. Первоначально требуется сопоставить понятия «отношение» и «общение» как синонимы. Но эти понятия требуется различать. Межличностные отношения — совокупность взаимодействий между людьми. Общение – это процесс взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. В области общения со сверстниками М.И. Лисина выделяет три основных вида способов общения: у детей младшего возраста (2-3 года) лидерскую позицию занимают практические и выразительные операции. С 3 лет, речь выходит на первое место и занимает ведущую позицию. В старшем возрасте значительно трансформируется модель взаимоотношения со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: сверстник становится объектом интереса и внимания ребенка. Ребенок расширяет свое понимание знаний и навыков партнера, и некоторые аспекты его личности, которые ранее не были замечены, представляют интерес. Это позволяет выделить устойчивые характеристики ровесника, созданию более целостного его образа. Иерархическое разделение группы определяется выборами дошкольников. Оценочные взаимоотношения, М.И. Лисина рассматривает как процессы сравнения, и оценка возникает при восприятии детьми друг друга. Ценности, которые определяют взаимооценки детей, определяются под действием окружающих их взрослых и в большей степени зависят от эволюции основных потребностей ребенка. [4] Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 4 Хотя дошкольная психология и педагогика многое сделали в этой области, многие вопросы остаются недостаточно изученными. Многие учителя и воспитатели дошкольных учреждений недостаточно осведомлены о развитии межличностных отношений в дошкольных группах. Список литературы: 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва: Питер, 2008. 398 с. 2. Веракса А.Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: сборник научных трудов. Вып. 4. Часть II. М.: МГППУ, 2006. 96 с. 3. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: Изд-во МГУ, 1986. 142 с. 4.Смирнова Е.О. Общение дошкольника со сверстниками [Электронный ресурс] // URL: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml. (Дата обращения: 29.11.2019 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 5