- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФЕНОМЕН ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ: КЛАССИФИКАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2021"
Автор(ы) статьи: Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 376.545 Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. Минина, Россия, г. Нижний Новгород email: lubava.fedoseeva@yandex.ru ФЕНОМЕН ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ: КЛАССИФИКАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Аннотация: В данной статье характеризуется феномен детской одарённости как значимая психолого-педагогическая проблема современности. Авторы статьи дают определение понятию детской одарённости, проводят классификацию интеллектов, которые выражают одарённость ребёнка, а также классификацию одарённости в соответствии со специальными признаками. Для работы с одарёнными детьми необходимо наличие у педагога определённых умений и навыков, поэтому в статье также выделяются и анализируются основные педагогические принципы работы с ними. Ключевые слова: детская одарённость, учебно-воспитательный процесс, интеллект, способности и возможности, умения и навыки, педагогическая деятельность. Fedoseeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Russia, Nizhny Novgorod THE PHENOMENON OF CHILDREN'S GIFTEDNESS: CLASSIFICATIONS AND PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL WORK Abstract: This article characterizes the phenomenon of children's giftedness as a significant psychological and pedagogical problem of our time. The authors of the article define the concept of children's giftedness, carry out a classification of intelligences that express the giftedness of a child, as well as a classification of giftedness in accordance with special features. To work with gifted children, the teacher must have certain skills and abilities, therefore, the article also highlights and analyzes the main pedagogical principles of working with them. Keywords: children's giftedness, educational process, intelligence, abilities and capabilities, abilities and skills, pedagogical activity. Феномен детской одарённости представляет собой достаточно интересную психолого-педагогическую проблему. Существует различные определения 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru понятия детской одарённости. Исследователь В.С. Юркевич считает, что детская одарённость представляет собой высокую степень развития определённых способностей. В свою очередь, учёный определяет одарённых детей как детей с высокоразвитыми способностями в определённой области [1]. Н.С. Лейтес определяет детскую одарённость в качестве наиболее высокой, чем у сверстников при равных условиях. По мнению учёного, одарённость непосредственным образом выражается в восприимчивости к обучению и творческих проявлениях различного характера [2]. В свою очередь, П.И. Пидкасистый и В.Э. Чудновский считают, что детская одарённость представляет собой комплексное, постоянно развивающееся качество психики, определяющее возможность достижения ребёнком наиболее незаурядных и необычных результатов в определённом виде деятельности по сравнению со сверстниками. Исследователи определяют одарённых детей в качестве детей, которые выделяются собственными достижениями (или же имеют некоторые предпосылки для этого) [3]. В соответствии со специальными признаками детской одарённости можно привести иную классификацию по следующим категориям: - художественная деятельность: музыкальная, поэтическая, хореографическая, изобразительная, литературная, театральная одарённость; - коммуникативная деятельность: одарённость лидерскими качествами; - практическая деятельность: организационная и спортивная одарённость, одарённость к ремесленному делу; - нравственная деятельность: духовно-ценностная одарённость; - познавательная деятельность: академическая, интеллектуальная, математическая, лингвистическая одарённость. Работа с одарёнными детьми требует наличия определённых умений и навыков у педагога. Можно выделить определённые принципы работы с одарёнными детьми: - учёт возрастных способностей и возможностей; 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru - индивидуализация образовательного процесса; - воспитывающее и развивающее обучения; - максимальное разнообразие возможностей развития личностного потенциала; - создание необходимых условий для совместного взаимодействия педагога и обучающихся. Для успешной работы с одаренными детьми педагогу необходимо в первую осознать значимость данной работы и усиливать внимание к проблеме формирования положительной мотивации одарённых детей к обучению. Также педагогу нужно совершенствовать методическую систему работы с одаренными учащимися. И самое главное, необходимо включение педагога в работу с одарёнными детьми. 1. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996. 136 с. 2. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Изд. центр «Академия», 1996. 407 с. 3. Пидкасистый П.И., Чудновский В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. М.: Педагог. Общество России, 1999. 32 с. Список литературы: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 3