- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2021"
Автор(ы) статьи: Илюшина Е.С., Дубровин Н.А., Федосеева Л.А., Воронцов М.А., Барсукова А.Е.
PDF файл статьиУДК 371.3 Илюшина Елена Сергеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: Ilushina98@mail.ru Дубровин Никита Алексеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Воронцов Александр Максимович студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Барсукова Анастасия Евгеньевна студентка 3 курса бакалавриата Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: Авторы статьи характеризуют проблему формирования экологической культуры младших школьников, а также роль школы в разрешении данной проблемы. В статье уточняется понятие экологической культуры, выделяются её ключевые функции. Авторы анализируют факторы, характеризующие отношение школьника к природе, а также функции школы по формированию экологической культуры учащихся. Ключевые слова: environmental culture, environmental education, school education, educational process, nature. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru Ilyushina Elena Sergeevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Dubrovin Nikita Alekseyevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Fedoseyeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Vorontsov Alexander Maksimovich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Barsukova Anastasia Evgenievna 3rd year bachelor student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod THE ROLE OF THE SCHOOL IN SHAPING THE ENVIRONMENTAL CULTURE OF JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS Abstract: The authors characterize the problem of forming the environmental culture of junior high school students, as well as the role of the school in solving this problem. The article clarifies the concept of ecological culture, identifies its key functions. The authors analyze the factors, characterizing the attitude of a schoolboy to nature, as well as the school functions on formation of ecological culture of pupils. Key words: children's and teenage clubs, educational process, personal potential, socially useful activities, creative activity. Формирование экологической культуры представляет собой актуальную проблему современности, так как от данного фактора зависит в первую очередь то, сможет ли человечество выжить. В этой связи важной задачей выступает формирование экологической культуры подрастающего поколения, ведь от него во многом и зависит наше будущее. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 2 Исследователь В.Д. Тужикова отмечает, что формирование экологической культуры необходимо осуществлять именно с младшего школьного возраста. Это связано с тем, что, по мнению исследователя, дети в этом возрасте обладают задатками к бережному отношению к природе, которые можно развить в устойчивые этические и нравственные экологические убеждения [1]. Школа как важнейший социальный институт играет значимую роль в процессе формирования экологической культуры молодёжи. Начальная школа, которая представляет собой первую ступень образования детей после дошкольного образования, занимает важное место в аспекте формирования ответственного отношения детей к экологии и окружающей среде. Природа является достаточно могущественным источником, из которого дети черпают различные впечатления и знания. Интерес детей к природе проявляется в достаточно раннем возрасте. В этой связи педагогу важно поддерживать этот интерес и стараться воспитать у школьников бережное отношение к природным объектам. Если говорить о значимости процесса формирования экологической культуры у младших школьников, то можно привести её функции, выделенные исследователем Е.В. Везетиу: - аксиологическая функция, в рамках которой экологическая культура выступает в качестве определённого способа освоения ценностей природы и последующей передачи их в рамках общественных отношений; - адаптивная функция, в рамках которой экологическая культура выступает в качестве определённого способа адаптации ребёнка к окружающей среде; - социализацирующая функция, которая выражается в том, что ребёнок обретает гармонию в непосредственных отношениях с природой и окружающем его миром. Также Е.В. Везетиу считает, что отношение школьника к природе определяется тремя ключевыми факторами: 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru - школьное экологическое воспитание; - непосредственное познание ребёнком природной окружающей среды; - влияние СМИ [2]. Если говорить о роли школы в формировании экологической культуры младших школьников, то в этой связи можно выделить задачи школы, выделенные Н.М. Бачеровой: - углубление и расширение экологических знаний; - развитие творческой, познавательной, социальной активности учащихся в рамках экологической деятельности; - формирование чувства бережного отношения к окружающей природной действительности, экологии; - прививание начальных экологических умений и навыков познавательного и поведенческого характера [3]. Список литературы: 1. Тужикова В.Д. Экологическое воспитание в начальной школе // Инновации в науке. 2018. № 11 (87). С. 4-6. 2. Везетиу Е.В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников // Universum: психология и образование. 2018. № 4 (46). С. 11-13. 3. Бачерова Н.М. Воспитание гармоничного отношения к природе. Игры- занятия с детьми 2-3 лет. М.: Учитель, 2017. 128 c. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 4