- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2021"
Автор(ы) статьи: Илюшина Е.С., Дубровин Н.А., Федосеева Л.А., Красильникова Г.А., Барсукова А.Е.
PDF файл статьиУДК 373.1 Илюшина Елена Сергеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: Ilushina98@mail.ru Дубровин Никита Алексеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Красильникова Галина Александровна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Барсукова Анастасия Евгеньевна студентка 3 курса бакалавриата Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ Аннотация: Авторы статьи характеризуют проблему школьной дезадаптации современных школьников. В статье раскрывается понятие школьной дезадаптации школьников с различных позиций, анализируются возможные причины её появления, а также предлагаются меры профилактики данной проблемы. Ключевые слова: школьная дезадаптация, учебно-воспитательный процесс, школьное образование, педагогическая деятельность, социализация. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Ilyushina Elena Sergeevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Dubrovin Nikita Alekseyevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Fedoseyeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Krasilnikova Galina Alexandrovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Barsukova Anastasia Evgenievna 3rd year bachelor student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod SCHOOL MALADAPTATION AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON Abstract: The authors characterize the problem of school maladaptation of modern schoolchildren. The article reveals the concept of school children's disadaptation from different positions, analyzes the possible causes of its occurrence, and also proposes measures to prevent this problem. Key words: school maladaptation, educational process, school education, pedagogical activity, socialization. Школьная дезадаптация как педагогическое явление в настоящее время достаточно широко распространена среди детей, учащихся в школе. У многих школьников возникают трудности, связанные с приспособлением к образовательному процессу. Эти проблемы могут проявляться совершенно по- разному. Следует отметить, что школьная дезадаптация непосредственным образом оказывает негативное влияние на успеваемость детей, процесс их взаимодействия с учебным коллективом. Наиболее часто школьная дезадаптация Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 2 проявляется у младших школьников, так как они вовремя не сумели приспособиться к учебно-воспитательному процессу в данном возрасте. Исследователь Е.Л. Зеленина выделяет следующие возможные причины появления школьной дезадаптации у школьников: - различного рода эмоциональные расстройства; - отсутствие у детей должного уровня подготовки к школьной жизни; - нарушения двигательного характера; - соматическая ослабленность, проявляющаяся у детей; - нарушения в процессе формирования определённых познавательных и психических процессов и функций организма [1]. Вышеперечисленные причины представляют серьёзный риск для нормального развития ребёнка, формирования его личности, умственных и творческих способностей. Т.А. Райлян считает, что понятие школьной дезадаптации можно рассматривать с трёх позиций. Во-первых, школьная дезадаптация может проявляться как психическое расстройство личности ребёнка, с которым можно справиться только специалист (психиатр). Во-вторых, школьную дезадаптацию можно рассматривать в качестве определённого педагогического явления, в рамках которого ключевым фактором возникновения данного отклонения являются взаимоотношения школьника с учителями. В-третьих, школьная дезадаптация может рассматриваться в наиболее широком смысле, а именно в качестве следствия возникновения внутри ребёнка социально-психологического конфликта со школьными требованиями и предписаниями [2]. Таким образом, школьная дезадаптация представляет собой значимую проблему, которая требует разрешения. В этой связи Е.Ю. Петрова выделяет определённые меры профилактики данной проблемы: 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru - создание классов компенсирующего обучения; - своевременная диагностика психического развития школьников на ранней стадии обучения; - применение консультативной помощи психиатра (при необходимости); - освоение учителями различных методик коррекционно-развивающего обучения, которое непосредственным образом ориентированно на здоровье- сберегающую образовательную деятельность; - создание определённой среды в учебном заведении, которая будет учитывать индивидуальные психические особенности каждого учащегося; - использование социальных тренингов, психологической коррекции поведения [3]. Список литературы: 1. Зеленина Е.Л. Школьная дезадаптация. Причины, проблемы, индивидуальная коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками: учебное пособие. Пермь: Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет, 2012. 136 c. 2. Райлян Т.А. Школьная дезадаптация // Молодой ученый. 2020. № 48 (338). С. 130-131. 3. Петрова Е.Ю. Модель реализации педагогических условий преодоления учебной дезадаптации учащихся основной общеобразовательной школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 1 (107). С. 27-31. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 4