- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2019"
Автор(ы) статьи: Хуббитдинова Ф.З.
PDF файл статьиУДК 159.9: 316.6 Хуббитдинова Флорида Зайнитдиновна студентка магистратуры, факультет психологии, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, г. Уфа e-mail: xubbitdinova96@mail.ru ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ Аннотация: В настоящей статье отмечается, что существует взаимосвязь между лидерским потенциалом и личностными качествами у учащихся, а также взаимосвязь лидерских качеств и высокой успеваемости. Ключевые слова: лидер, лидерство, самоуправление, саморегуляция, самоконтроль, личностные качества, модель самоуправления. Khubbitdinova Florida Zainitdinovna, master student, faculty of psychology, Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla Russia, Ufa THE PROBLEM OF INTERRELATION OF LEADERSHIP QUALITIES AND ACADEMIC SUCCESS OF STUDENTS Abstract: This article notes that there is a relationship between leadership potential and personal qualities in students, as well as the relationship of leadership qualities and high academic performance. Keywords: leader, leadership, self-government, self-regulation, self-control, personal qualities, model of self-government. Лидерские качества неразрывно связаны с самоуправлением. В целом модель самоуправления является составляющей теории взаимодействий личностных систем [2, с. 10], предлагаемой рядом авторов с целью функционального анализа архитектуры личности, стоящей за мотивацией и саморегуляцией человека [4, с. 158]. Интегральным понятием модели выступает самоуправление, которое понимается как источник волевого поведения, однако понятие воли шире, нежели просто внутренняя диктатура (способность заставить себя что-то делать). В понятие воли включается и способность договориться с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 1 собой, услышать себя, выделить и следовать тому, что важно и полезно человеку. Выделяют серию иерархических регуляторных систем (семь уровней, относящихся к трем основным категориям: ощущению и поведению, эмоциям и совладанию, сложным когнитивным процессам), функционирование которых проявляется в личности и мотивации. Наибольшую известность получила часть модели, посвященная ориентации на действие/состояние при планировании, реализации, и в отношении неудач. В зависимости от того, на что направлен фокус этих процессов предлагается разводить саморегуляцию (включающую саморазвитие, процессы интеграили происходящего с человеком и в человеке, которые приводят к формированию и развитию так называемых «когнитивно- аффективных карт», выступающих, в свою очередь, как важная составляющая самости) и самоконтроль (достижение цели, процессы, направленные на поддержание достижения сложных и трудных целей, в том числе на активацию этих целей и подавление нерелевантных целей). Заметим, что это деление «перекликается» с выделением мотивационного и волевого состояний сознания и этапов саморегуляции. Детализируя эту модель, далее разделим 5 групп компонентов самоуправления (саморегуляция, самоконтроль, развитие воли, доступ к се переживание общего жизненного стресса), для диагностики которых предлагается опросник волевых компонентов. В первоначальной версии методики было предложено разделение компонентов саморегуляции и самоконтроля и продемонстрированы их корреляции с личностными особенностями (чертами так называемой «большой пятерки»). В структуру как модели входят значимые компоненты. Рассмотрим их детально. В структуру саморегуляции входят компоненты самоопределения, самомотивации и самореализации. Самоопределение предполагает соответствие поставленных целей внутреннему Я, желаниям и потребностям, а также того, придерживается ли учащийся этих важных для него лично целей и во многом близко пониманию автономии и самоконкордантности в теории самодетерминации [3, с. 6]. Самомотивация представляет способность сохранять Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 2 положительный настрой и мотивировать себя к чему-либо, когда мотивации недостаточно, например, к рутинной работе («Работая над сложным заданием, я всегда способен сосредоточиться на его позитивных аспектах). Хотя на первый взгляд самомотивация практически повторяет копинг-стратегии, такие как позитив, переоценка и перефокусирование, ее следует рассматривать именно как процесс саморегуляции, исходную ориентировку на то, что может помочь осуществлению деятельности, не обязательно данный стрессогенной ситуацией (например, ВПР или эпизоды ОГЭ и ЕГЭ). Саморелаксация – способность поддерживать тот уровень активности, который поможет осуществлению текущих учебных целей и задач («Я могу легко расслабиться даже, находясь в состоянии внутреннего напряжения в стрессовой ситуации экзамена»). По сути, саморелаксация представляет способность к общей регуляции своего эмоционального состояния в случае, если достижение значимых целей этого требует. В структуре самоконтроля выделяются когнитивный и аффективный компоненты. Когнитивный самоконтроль понимается как способность к планированию, планомерной постановке целей, поэтапному продвижению к ним, предвосхищению затруднений (например, «Перед тем как взяться за решение, я мысленно обдумываю весь ход действий»), тогда как аффективный самоконтроль – как способность ориентироваться на цель в стрессогенных условиях, основанная на преодолении тревоги, готовность браться за задачи, не задумываясь о неприятных последствиях (например, обратный пункт: «Если мне предстоит ответственное, но неприятное дело, я часто представляю, как плохо буду себя чувствовать, если не сделаю его на «пять»). В отличие от ориентации на действие/состояние, относящиеся скорее к фокусу внимания и выбору стратегии в определенных ситуациях (планирования, реализации, неудачи), самоконтроль описывает общие способности планирования и сосредоточения на цели без тревоги. Развитие воли включает компоненты, обеспечивающие устойчивое достижение цели в течение длительного времени и вопреки возникающим Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 3 помехам: мобилизацию при возникновении трудностей в достижении цели – инициативность, волевая активность, способность к концентрации. Содержательно данный компонент наиболее близок представлению о волевой регуляции, вступающей в действие после планирования, после формирования намерения и обеспечивающей переход намерения в действие и его дальнейшее поддержание. Следует отметить, что в ряде версий модели нередко называют этот и все последующие компоненты негативно: так, говорят о «подавлении воли» как слабости связи между намерением и системой достижения цели, и все пункты, включенные им в шкалы волевой активности и способности к концентрации, обратны. Инициативность в структуре развития воли – это общая способность предоставить необходимую энергию, мобилизовать силы для начала действий, при этом цели могут быть своими или чужими, но принятыми личностью (например, «Если мне нужно выполнить домашнее задание, то я предпочитаю начать не откладывая»). К волевой активности относится способность поддерживать достаточно энергии для воплощения намерения в действие, продолжения деятельности, борьба с пассивностью (например, обратный пункт: «Мне редко удается реализовать свои намерения»). Способность к концентрации – способность устранять отвлекающие моменты, препятствовать внешним и внутренним раздражителям, мешающим достижению цели (например, обратный пункт: «Я часто обнаруживаю, что думаю совсем не о тех вещах, которыми занимаюсь в данный момент»). Чувствительность к себе (в ряде версий определяется через свою противоположность – «самоподавление») является основой для интеграции и переработки эмоциональных переживаний, как положительного, так и отрицательного опыта, а также противоречивых аспектов ситуации. Включает ориентацию на действие после неудач, конгруэнтность собственным чувствам и интеграцию противоречий. Ориентация на действие после неудачи под- разумевает готовность конструктивно относиться к неудаче, сохранять ориентацию на действие и учиться на ошибках (например, обратный пункт: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 4 «Если случается что-то неприятное, мне обычно требуется много времени, прежде чем я опять смогу сконцентрироваться на делах»). Конгруэнтность собственным чувствам определяется как способность отличать то, что важно самому человеку, от чужих ожиданий и давления, постоянная проверка согласованности ожиданий других со своими собственными целями и готовность действовать в соответствии с тем, что важно и конгруэнтно личности (например, обратный пункт: «Находясь под чьим-либо влиянием, мне трудно осознать свои собственные потребности»). При низкой конгруэнтности человек живет не своими желаниями и чувствами, а желаниями и чувствами других лю- дей. Хотя конгруэнтность содержательно близка самоопределению, они относятся к разным уровням самоуправления: в первом случае речь идет о согла- совании своих конкретных целей с желаниями и потребностями вопреки внешнему давлению, тогда как во втором – об общем переживании своих целей как личностно значимых, действительно «своих». Наконец, интеграция противоречий описывается как способность интегрировать в свое «Я» противоречивые мысли и ощущения, принимать противоречивые аспекты опыта как часть единой реальности, соотнося их со своими ценностями и нормами. Последняя группа компонентов самоуправления включает компоненты требований, предъявляемых проблемной школьной ситуацией к учащемуся, и угроз его позиции лидера. Заметим, что в такой формулировке эта группа выглядит несоответствующей другим, и ее изначальное включение в модель объясняется стремлением подчеркнуть важность учета ситуации и ее субъективного восприятия для понимания способности личности к само- управлению. При этом преодоление неудач тесно связано с лидерскими качествами и готовностью личности учиться на своих ошибках. Следует заметить, что по меньшей мере три компонента модели напрямую апеллируют к конструкту ориентации на действие/состояние. Хотя ряд ученых не отрицают этой связи, в отношении самоуправления они говорят о более высоком уровне саморегуляции, что сказалось и на особенностях операционализации. Так, все компоненты самоуправления оцениваются и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 5 интерпретируются скорее как готовность или способность, тогда как ориентация на действие/состояние измеряется как наиболее вероятный фокус внимания в различных конкретных ситуациях. Лидерские качества достаточно часто связывают со спортивными достижениями, потребительским поведением, регуляторными процессами аффективного уровня, хотя исследований, посвященных взаимосвязи лидерских качеств и академической успешности, относительно немного. Вероятно, основная причина этого – крайне детализированный характер теории, включение большого количества различных сложно организованных конструктов, многие из которых не только неоднозначно понимаются в разных подходах (например, саморегуляция, самоконтроль, доступ к себе) и при операционализации имеют выраженную авторскую трактовку, но и видоизменялись по мере развития научных взглядов. Тем не менее, в ряде исследований было показано, что при более высоких показателях самоопределения (и косвенно через самоопределение – самомотивации и саморелаксации) отмечается лучший баланс между разными сферами жизни учащегося, а лучший доступ к себе тесно связан с позитивными эмоциями [1, с. 27]. При низком уровне инициативности и самомотивации (при ориентации на состояние) контроль со стороны помогает учащимся противостоять непосредственным импульсам и желаниям [5, с. 14]. Планомерность и целеустремленность в структуре самоорганизации деятельности будут связаны с компонентами саморегуляции и самоконтроля в методике исследования самоуправления, настойчивость, фиксация и самоорганизация – с компонентом самоконтроля, а ориентация на настоящее – с ориентацией на действие. Крайне важен также аспект самоуправления, особенно ориентация на действие после неудач, преодолением неудач и ориентацией на действие в ожидании успеха. Наконец, более высокий уровень самоуправления должен проявляться в стрессогенной ситуации в предпочтении более «продуктивных» копинг-стратегий, направленных на активную переработку и преодоление, что особенно актуально в образовательной сфере. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru Список литературы: 1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 2018. № 3. С. 26-31. 2. Беспалов Д.В. Возрастные особенности динамики лидерства в школьных классах // Ученые записки. Научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4. С. 4-12. 3. Касимова С.Г., Соловьев Р.И. Развитие лидерского потенциала старшеклассников // Концепт. 2017. № 4. С. 3-13. 4. Кленин Д. А., Сальников В.А., Ешкова В.А. Взаимосвязь динамики успеваемости с чертами личности студенток в процессе обучения // Омский научный вестник. 2016. № 5. С. 152-159. 5. Науменко М.В., Рогова Е.В. Особенности взаимосвязи функционального лидерства со степенью выраженности лидерских способностей членов учебных групп различного Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 7 8