- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2021"
Автор(ы) статьи: Дубровин Н.А., Гордеев К.С., Жидков А.А., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 37.048 Дубровин Никита Алексеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород email: dubrovinnaa@yandex.ru Гордеев Кирилл Сергеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Жидков Алексей Андреевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Ермолаева Екатерина Львовна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ Аннотация: Авторы статьи характеризуют особенности профориентационной работы в сельских школах. Ключевые слова: профориентация, сельская школа, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, сельское хозяйство. Dubrovin Nikita Alekseevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru Russia, Nizhny Novgorod Gordeev Kirill Sergeyevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Zhidkov Alexei Andreevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Yermolaeva Ekaterina Lvovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod FEATURES OF PROFORIENTATION WORK IN RURAL SCHOOLS Abstract: The authors of the article characterize the features of vocational guidance work in rural schools. Key words: vocational guidance, rural school, pedagogical activity, professional activity, agriculture. Значимую роль в профориентационной работе сельской школы играет процесс профессионального воспитания, ключевая задача которого состоит в первую очередь в формировании у детей определённых качеств, способствующих оптимальному выбору будущей профессии. Исследователь Н.С. Широбокова отмечает, что цель профориентационной работы в сельской школе состоит в оказании непосредственной поддержки детям в выборе профиля обучения, а также области собственной профессиональной деятельности. К задачам профориентационной работы в данной связи можно отнести воспитание у детей сознательного отношения к трудовой деятельности, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 2 а также помощь в самоопределении школьников в соответствии с их способностями и возможностями [1]. Содержание профориентации сводится к формированию у детей устойчивых профессиональных интересов к сельскохозяйственной деятельности, различным её аспектам. Формирование интереса к сельскому хозяйству непосредственным образом представляет собой значимый стимул выбора профессии, залогом её успешного и результативного освоения, а в будущем – оптимальной профессиональной деятельности. А.В. Гапоненко считает, что профориентация в сельских школах обладает собственной спецификой, которая выражается в следующих аспектах: - отсутствие квалифицированных специалистов, которые были бы готовы предоставить значимую информацию о своей профессиональной деятельности, оказать профессиональную поддержку молодому поколению; - отсутствие достаточно крупных промышленных организаций в селе, посёлке или деревне, где школьники могли бы на практике увидеть работу специалистов; - отсутствие либо ограниченность числа образовательных организаций профессионального обучения на территории села, посёлка или деревни; - достаточно узкий спектр специальностей, представленный рабочими производства сельской местности [2]. В этой связи ключевую роль в условиях сельской местности в профориентации детей играет непосредственно школа, так как она может привлечь дополнительные ресурсы, а также систематизировать и скоординировать работу по профориентации учащихся. Ф.Ф. Абазов считает, что существенную роль в работе по профориентации учащихся сельских школ играет разработка и внедрение программ по профориентации. Исследователь выделяет этапы примерной программы по профориентации учащихся: - подготовительный этап, который включает в себя подготовку необходимых материалов и проведение бесед со школьниками; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 3 - информационный этап, который предусматривает информирование школьников и их родителей о различных вариантах организации образовательного процесса при переходе на новый этап обучения; - диагностический этап, который включает в себя процесс сбора необходимой информации о мотивации школьников, их потребностях, склонностях и интересах; - аналитический этап, который предусматривает обработку результатов, полученных в ходе диагностического этапа, обсуждение результатов с родителями, проведение консультаций и собраний; - обобщающий этап, на котором осуществляется обобщение полученных результатов и обсуждение возможных вариантов выбора школьниками будущей профессиональной деятельности; - этап принятия решения [3]. Список литературы: 1. Широбокова Н.С. Организация профессиональной ориентации учащихся в сельской и городской школе в современных условиях // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 218-221. 2. Гапоненко А.В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников в сельской школе // Школа и производство. 2006, апрель. № 2. С. 7-13 3. Абазов Ф.Ф. Теория и практика трудовой подготовки сельских школьников в обновляющихся экономических условиях: автореф. … дис. д-ра пед. наук. Уфа, 2001. 40 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 4