- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2021"
Автор(ы) статьи: Гордеев К.С., Жидков А.А., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л. Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 371.4 Гордеев Кирилл Сергеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород email: kirill_gordeev_true@mail.ru Жидков Алексей Андреевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Дубровин Никита Алексеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Ермолаева Екатерина Львовна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: Авторы статьи характеризуют понятие и сущность воспитательного пространства образовательной организации. В статье раскрываются теоретические аспекты данного понятия, а также его сущность, вытекающая из специфики. Ключевые слова: воспитательное пространство, воспитательный процесс, образовательная организация, педагогическая деятельность, формирование личности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Gordeev Kirill Sergeyevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Zhidkov Alexei Andreevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Dubrovin Nikita Alekseevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Yermolaeva Ekaterina Lvovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod THE CONCEPT AND ESSENCE OF THE EDUCATIONAL SPACE OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION Abstract: The authors of the article characterize the concept and essence of the educational space of an educational organization. The article reveals the theoretical aspects of this concept, as well as its essence arising from the specifics. Key words: educational space, educational process, educational organization, pedagogical activity, personality formation. Понятие воспитательного пространства было введено в педагогическую науку сравнительно недавно. Впервые определение данному понятию дали Л.И. Новикова и И.В. Кулешова, которые рассматривали его в качестве некоторого продукта деятельности педагога в образовательной организации, ориентированного в первую очередь на формирование и развитие личности учащихся. Исследователи отмечали, что воспитательное пространство представляет собой комплекс образовательных и воспитательных механизмов, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 2 которые функционируют на территории учебного заведения и реализуют важнейшие воспитательные функции [1]. Вышеприведённое определение понятия воспитательного пространства содержит в себе некоторый потенциал для проявления личности и индивидуальных качеств учащихся, непосредственно связанных с процессом самоорганизации своего личного пространства. Это, в свою очередь, даёт возможность для применения данного понятия в контексте обозначения аспекта образовательной организации, который связан с проявлением учащимися самостоятельности и свободы выбора. Анализ специфики воспитательного пространства позволяет резюмировать, что сущность данного понятия заключается в следующем: воспитательное пространство образовательной организации представляет собой систему условий, которая самостоятельно организуется в соответствии с воспитательными целями и способствует формированию у учащихся самостоятельности и инициативности в рамках учебно-воспитательного процесса. Значимым субъектом воспитательного пространства образовательной организации является непосредственно педагог-воспитатель, осуществляющий педагогическую поддержку учащихся и создающий необходимые условия для их поэтапного развития. В создании воспитательного пространства значимую роль играет образовательная организация. Всё же, следует отметить, что воспитательное пространство представляет собой результат деятельности всех заинтересованных в его создании субъектов: педагогов, работников культуры и спорта, медицинских и социальных работников. Исследователи В.С. Данюшенков и Н.В. Иванова определяют воспитательное пространство в качестве специально организованной педагогической среды, которая окружает учащихся в целом и каждого конкретного ребёнка по отдельности, оказывая непосредственное влияние на них [2]. В свою очередь, Н.Л. Селиванова определяет воспитательное пространство Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 3 в качестве результата созидательной и интегрирующей деятельности. Исследователь отмечает, что для создания в образовательной организации воспитательного пространства необходимо определение его основных компонентов, установление между ними связей, а также внедрение в них учащихся. По мнению исследователя, только так воспитательное пространство становится фактором формирования и развития личности учащихся [3]. В этом случае ключевым элементом воспитательного пространства становится образовательная организация (её педагогический коллектив), которая принимает непосредственное участие в его создании. При таком понимании ключевой механизм создания воспитательного пространства состоит в взаимодействии педагогического коллектива, который объединён педагогическими целями, задачами и принципами. Список литературы: 1. Новикова Л.И., Кулешова И.В. Воспитательное пространство опыт и размышления // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО, 1996. С. 195-202. 2. Данюшенков В.С., Иванова Н.В. Современные представления о социальном пространстве// Педагогика. 2004. № 9. С. 28-33. 3. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 2001. 248 c. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 4